Занятие по развитию речи для детей 4-5лет "Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами»"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Группа: средняя (4-5 лет)
Тема: Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами»
Цель: развитие связной речи у детей в процессе обучения составлению сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».
Задачи непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитательные:
-Воспитывать у детей уважительное отношение ко взрослым и сверстникам.
-Воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со сверстниками.
Развивающие:
-Развивать слуховое восприятие.
-Развивать у детей диалогическую и монологическую речь посредством вопросов.
Обучающие:
-Формировать умение составлять рассказ по сюжетной картине совместно с педагогом и самостоятельно.
-Формировать умение соотносить слова, обозначающие названия животных с названиями их детенышей.
-Формировать умение отвечать полным предложением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz_po_kartine_4-5_let.docx | 36.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике
ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Группа: средняя (4-5 лет)
Тема: Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Вид НОД: развитие речи
Форма НОД: занятие-игра
Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы
Формы организации: индивидуальная, фронтальная
Планируемый результат:
-Дети уважительно относятся ко взрослым и сверстникам.
-Дети проявляют готовность к взаимопомощи в процессе общения со сверстниками.
-Дети проявляют слуховое восприятие.
-Дети проявляют диалогическую и монологическую речь.
-Дети составляют рассказ по сюжетной картине совместно с педагогом и самостоятельно.
-Дети соотносят слова, обозначающие названия животных с названиями их детенышей.
-Дети отвечают полным предложением.
Цель: развитие связной речи у детей в процессе обучения составлению сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».
Задачи непосредственно-образовательной деятельности | Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные: -Воспитывать у детей уважительное отношение ко взрослым и сверстникам. -Воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со сверстниками. Развивающие: -Развивать слуховое восприятие. -Развивать у детей диалогическую и монологическую речь посредством вопросов. Обучающие: -Формировать умение составлять рассказ по сюжетной картине совместно с педагогом и самостоятельно. -Формировать умение соотносить слова, обозначающие названия животных с названиями их детенышей. -Формировать умение отвечать полным предложением. | Миша – развивать умение слушать других детей не перебивая их. |
Список использованных источников
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования / Министерства просвещения Российской Федерации приказ от 25 ноября 2022 г. № 1028.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования.
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, систематичности, последовательности, наглядности,
Методы воспитания: беседа, поощрение.
Методы обучения: беседа, демонстрация, показ, объяснение, чтение художественного слова, упражнение.
Оборудование: игрушка кота; картина «Кошка с котятами»; изображения коровы и теленка, утки и утенка, свиньи и поросенка, козы и козленка, лошади и жеребенка, курицы и цыпленок, собаки и щенка, коши и котенка; плошка.
Предварительная работа: Беседа «Кто где живет».
Цель: закрепление знаний детей о домашних и диких животных.
Ход беседы:
Педагог предлагает детям разобраться в картинках диких и домашних животных. Педагог задает детям вопросы поочередно про волка, медведя, корову, кошку, собаку, лису, козу, оленя, зайца, курицу, ежа, утку, лошадь. Вопросы: Где живет? (в лесу / с человеком); Чем питается?; Какую пользу приносит? (если домашний). При этом педагог помещает на мольберт картинку с изображение животного, о котором идет речь. После всех вопросов кладет изображение либо в стопку с дикими, либо в стопку с домашними животными. В конце хвалит детей.
Индивидуальная работа: Игра «Бывает – не бывает».
Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры:
-Каролина, я сейчас буду произносить словосочетание и кидать тебе мяч, а ты мне как можно быстрее ответь, бывает ли такое в природе.
Иней летом (не бывает). Снег зимой… (бывает). Мороз летом (не бывает). Капель летом (не бывает). Дождь зимой (не бывает).
-Каролина, ты большая молодец, так ловко ловила мяч и быстро отвечала
Ход
Этапы деятельности | Методы обучения | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация на совместную деятельность Задача: -Смотивировать детей на совместную образовательную деятельность | Беседа Чтение худ. Слова Демонстрация | Дети сидят на ковре. Педагог эмоционально стимулирует детей -Становитесь дети в круг Вместе за руки возьмемся Ты мой друг и я твой друг И друг другу улыбнемся -Ребята, смотрите кто к нам прибежал на этот раз. Кто это? Педагог показывает игрушку кота -Посмотрите какой милый котик. Здравствуй! Давайте его погладим. Ребята, котик сказал, что его сестра кошечка отправила ему картинку своей кошачьей семьи. Вот только котик никак не может разобраться, что же на ней происходит. Он прибежал к нам с этой картинкой. Поможем котику? (Да) | Дети внимательно слушают педагога, эмоционально откликаются на игровую ситуацию. | Дети смотивированы на совместную образовательную деятельность |
2.Основная часть. 2.1. Беседа Задачи: -Воспитывать у детей уважительное отношение ко взрослым и сверстникам. -Развивать слуховое восприятие. -Развивать у детей диалогическую и монологическую речь посредством вопросов. -Формировать умение отвечать полным предложением. | Беседа Демонстрация Поощрение | Дети стоят полукругом на ковре -Ребята, а котик у нас какое животное, дикое или домашнее? (Домашнее) И вправду. А каких еще домашних животных вы знаете? (Корова, курица, коза, собака, свинья, лошадь) А какую пользу приносит человеку корова/ курица/коза/собака/свинья/лошадь/кошка? (Ответы) Вот какие молодцы, все знаете. А знаете ли вы, какие бывают дикие животные? (Лиса, волк, еж, олень, заяц, медведь) Вот как много вы назвали. А вы знаете, чем питается лиса/волк/ еж/олень/заяц/медведь? (Ответы) Замечательно. -Ребята, мне кажется, котик мог устать и проголодаться, пока добирался до нас. Давайте сначала покормим его. Что любят котики? (Молоко) Я тоже так думаю. Давайте нальем ему в плошку молока. Ребята, а кто знает, что такое плошка? (Блюдце, тарелочка) Да, ребята, плошку по другому можно назвать тарелочка, блюдце. Вот какое интересное слово. Давайте его вместе повторим. Плошка. А теперь давайте скажем полностью. Сейчас мы нальем в плошку молочка для котика. Повторяйте за мной. Вот какие молодцы. Давайте уже поскорей нальем молочка в плошку. Повторяйте за мной. Педагог проводит речевую гимнастику с утрированным показом КА-КА-КА Дам котенку молока КО-КО-КО Котик любит молоко КЕ-КЕ-КЕ Язычок весь в молоке (Повторяется еще 1 раз) Педагог организует деятельность детей. -А теперь давайте посмотрим картинку, которую принес котик. Давайте сядем на стульчики. Дети садятся на стулья. Педагог помещает на мольберт картину -Ничего себе, какая большая картинка, все-все на ней рассмотреть можно! -Ребята, кто есть на этой картинке? (Кошка с котятами) А что делают котята? (Играют около мамы) Давайте внимательно посмотрим, что делает рыжий котенок? Давайте будем отвечать полным предложением. (Пьет молочко) Какого котенка вы еще видите? (Серого котенка и серого с белыми пятнами) Что делает серенький? (Спит около мамы кошки) А серый с белыми пятнышками? (Играет с клубочком) -Ребята, а посмотрите на маму-кошку. Какого она цвета? (Серо-белая) Ребята, а как она смотрит на своих деток? (Ласково) -Ребята, а где ни все вчетвером лежат? (На ковре) Правильно, на кошачьем коврике. | Дети внимательно рассматривают картину, отвечают на вопросы педагога. | Дети уважительно относятся ко взрослым и сверстникам. Дети проявляют слуховое восприятие. Дети проявляют диалогическую и монологическую речь. Дети отвечают полным предложением. |
2.2 Составление рассказа Задачи: -Воспитывать у детей уважительное отношение ко взрослым и сверстникам. -Развивать слуховое восприятие. -Развивать у детей диалогическую и монологическую речь посредством вопросов. -Формировать умение составлять рассказ по сюжетной картине совместно с педагогом и самостоятельно. | Беседа Демонстрация Рассказ | Дети сидят на стульях. -Ребята, а сейчас давайте же расскажем котику, что происходит на этой картинке. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать. Все готовы? -На картинке кошка (большая, пушистая, красивая). Она ласково смотрит (на своих котят). У кошки-мамы 3 котенка: (рыжий, серый и серый с белыми пятнами). Серый котенок свернулся в клубочек и (спит рядом с мамой). Рыжий котенок (лакает из блюдца молоко). А третий котенок (весело играет с клубочком). Кошка-мама и ее котята (радостные, веселые, милые). -Ребята, а давайте, сейчас каждый попробует сказать по предложению об этой картинке. Только повторяться нельзя, а говорить надо полными предложениями. Давайте я начну. Мама кошка лежит на коврике и смотрит на своих котяток. Дети говорят свои предложения. При необходимости педагог помогает. Педагог вызывает 3 детей для самостоятельного рассказа по картине. -Ребята, а теперь попробуйте рассказать все сами. Кто хочет? Миша, давай ты будешь рассказывать про маму-кошку. Артем, ты расскажешь про котят. А ты Каролина, расскажи, чем они стали заниматься после того, как сделали эту картинку. Если вы будете затрудняться, то я вам помогу, не переживайте. Те, кто будут слушать, не перебивайте тех, кто рассказывает. Дети самостоятельно составляют рассказ по картине. При необходимости педагог помогает, подсказывает, задает наводящие вопросы. -Вот как здорово, ребята. Котик наконец то понял, что происходит на картинке, которую ему прислала сестра кошечка. Она отправила ему картинку, чтобы котик посмотрел на своих племянников котят. | Дети внимательно слушают педагога. Дети с помощью педагога составляют рассказ. Дети самостоятельно составляют рассказ. | Дети уважительно относятся ко взрослым и сверстникам. Дети проявляют слуховое восприятие. Дети проявляют диалогическую и монологическую речь. Дети составляют рассказ по сюжетной картине совместно с педагогом и самостоятельно. |
Физминутка Задача: -Способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания. | Показ Упражнение | Педагог зовет детей на ковер. -Ребята, котику было так интересно с вами, что теперь он захотел поиграть. Котик предлагает нам представить, что мы сами стали котятами и поиграть на ковре. Давайте скорее пойдем! -Сейчас я буду давать вам команды, а вы будете их выполнять. Все готовы? Поднимите лапки вверх. Потанцуйте Потянитесь. Помяукайте -Теперь команды будет давать котенок Вова. Так повторяется с 2-3 детьми. -Вот как здорово у нас получилось. Все были прямо как настоящие котята! | Дети выполняют команды педагога и сверстников | Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной образовательной деятельности. |
2.3 Речевая игра Задачи: -Воспитывать у детей уважительное отношение ко взрослым и сверстникам. -Воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со сверстниками. -Развивать слуховое восприятие. -Развивать у детей диалогическую и монологическую речь посредством вопросов. -Формировать умение соотносить слова, обозначающие названия животных с названиями их детенышей. -Формировать умение отвечать полным предложением. | Беседа Объяснение Поощрение | Дети стоят полукругом на ковре. -Ребята, котику пора бежать домой. Ему очень захотелось показать и рассказать своим друзьям об этой картинке. Но перед этим он хочет вас кое о чем попросить. У него есть карточки с домашними животными и их детенышами. Котик хотел отправить их котятам, чтобы они ими играли и узнавали новое. Но пока котик бежал к нам, все карточки перепутались. Теперь он не знает, что делать. Ребята, поможем котику? (Да) -Ребята, как вы думаете, кот - это домашнее животное? (Да) Верно. А как называются его детеныши? (Котята) Правильно, ребята. -Сейчас я каждому раздам по карточке. Кому-то попадется детеныш, а кому-то мама. Вам надо будет найти друг друга. Если кто-то не сможет найтись, помогайте ему. Педагог раздает карточки детям: корова, теленок, утка, утенок, свинья, поросенок, коза, козленок. Дети самостоятельно ищут свою пару. -Все мамы нашли своих детенышей? (Да) Давайте проверим. Кто у нас коровушка? (Ответ) Женя, а как же называется твой детеныш? (Теленок) Верно, теленок – детеныш коровы. Миша, повтори. (Ответ) Молодцы. Давайте карточки сюда, я сразу отдам их котику. Так педагог спрашивает про всех животных. -Ребята, смотрите, у котика еще есть карточки, давайте их тоже разложим. Педагог раздает карточки детям: лошадь, жеребенок, курица, цыпленок, собака, щенок, кошка, котенок. Дети самостоятельно ищут свою пару. -Молодцы, ребята, всех детенышей положили к мамам, собрали карточки по порядку. Теперь котята смогут узнать о других домашних животных и их детенышах. Давайте попрощаемся с котиком. До свидания, котик! | Дети внимательно слушают. Дети ищут пару. Дети отвечают на вопросы педагога. | Дети уважительно относятся ко взрослым и сверстникам. Дети проявляют готовность к взаимопомощи в процессе общения со сверстниками. Дети проявляют слуховое восприятие. Дети проявляют диалогическую и монологическую речь. Дети соотносят слова, обозначающие названия животных с названиями их детенышей. Дети отвечают полным предложением. |
3.Подведение итогов ОД. Задача: -Формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод. | Беседа Поощрение | Педагог стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности. -Ребята, вам сегодня было весело с котиком? -А что мы делали? -Что вам понравилось больше? -Мне тоже было очень весело. Надеюсь котик придет к нам еще. | Дети слушают, вступают в диалог с воспитателем, высказывают своё мнение. | Дети проявляют умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод. |
4.Открытость. Задача: -Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. | Эмоциональное стимулирование | Педагог мотивирует детей к самостоятельной деятельности. -Ребята, а у кого-нибудь из вас есть дома кошка или котята? (Ответы) -Я предлагаю вам в свободное время нарисовать их и рассказать о них другим ребятам. Мне тоже будет очень интересно послушать о них. Для этого я приготовила бумагу и цветные карандаши в центре творчества. | Дети внимательно слушают воспитателя. | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Тема: Рассказывание по картине «Кошка с котятами»
Занятие по развитию речи во второй младшей группе.Тема: Рассказывание по картине «Кошка с котятами»...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказов по картине «Кошка с котятами.»
Учить описывать предмет....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".
Конспект занятия по развитию речи...
Развитие речи в средней группе Тема: Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
Развитие речи в средней группе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине Н. А Кошелева «Дети, катающие пасхальные яйца»
Цель: учить составлять рассказ по картине Н.А. Кошелева «Дети, катающие пасхальные яйца» Задачи: Образовательная: познакомить детей с праздником Пасха, ее традициями. Развивающая: развивать речь де...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами"....