Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по развитию речи (грамоте) в старшей группе
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие.
Тема: «Посылка от бабушки Грамматики»
Цель: закрепление умений обобщать и классифицировать звуки и буквы; развитие речи в процессе обучения грамоте.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умения в дифференциации гласных и согласных звуков;
- совершенствовать умения в нахождении места звука в слове;
- закрепить в совместной деятельности способность определять количество слогов в слове;
- отрабатывать навыки детей в составлении слов из букв.
Развивающие:
- развивать коммуникативные и конструкторские способности детей посредством работы с конструктором «ТИКО - Грамматика»;
- совершенствовать логическое мышление, внимание, сообразительность;
- способствовать развитию мелкой моторики рук как эффективному средству преодоления речевых нарушений.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к работе со словами и звуками;
- формировать умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости;
- совершенствовать умение работать в коллективе, желание помогать друг другу;
- формировать навык самоконтроля и самооценки и взаимооценки.
Планируемые результаты:
- дети имеют представление о понятии «звук» и «буква»;
- умело применяют свои знания;
- способны активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальные и коллективные задания;
- дети обладают конструкторскими навыками.
Материалы и оборудование: видеозапись «Письмо от бабушки Грамматики», посылка с сундуком внутри, цветные карандаши, конструктор «ТИКО-Грамматика», печатные задания.
Этапы НОД | Методы и приемы | Ход НОД | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемые результаты | ||
1.Вводная часть Мотивационный этап | Организационный момент | Ребята, давайте встанем в круг: Собрались все дети вкруг А теперь, ребята, давайте начнем наше занятие. Присаживайтесь за столы. | Дети берутся за руки, проговаривают стихотворение, улыбаются друг другу. Дети садятся за столы. | Создать положительный эмоциональный настрой. |
Сюрпризный момент | На столе стоит коробка – почтовая посылка. - Ой, ребята, посмотрите, это что за коробка? Кто попробует прочитать, что на ней написано. - Ребята, что же нам делать с этой посылкой? Как вы думаете? - Посмотрите, это же волшебный сундук. А на нем замки. А как же нам его открыть? Что же делать? Может в посылке есть подсказка? - Что это? Флешка? Наверно на ней что-то есть. Надо проверить. Воспитатель включает флешку в телевизор, включает видеозапись. | Дети обращают внимание на коробку. Отвечают, что это посылка. Читают: «Куда: в детский сад. Кому: в группу №5. От кого: от бабушки Грамматики». Ответы детей. Открывают посылку, обнаруживают сундук, флешку и конверты. Просматривают запись – видеописьмо от бабушки Грамматики. | Смотивировать детей на работу, пробудить интерес к занятию с помощью игровой ситуации и сюрпризного момента. | |
Постановка цели НОД | По окончании видеописьма с помощью вопросов выясняет у детей, как они поняли поставленную перед ними цель, и как ее достичь. - Ребята, как же мы должны открыть сундук бабушки Грамматики? Что для этого нам предстоит сделать? | Дети отвечают на поставленные вопросы: сундук сможем открыть с помощью ключей; где спрятан ключ, мы сможем узнать после того как правильно выполним задание в конверте. | Цель занятия поставлена детьми. | |
2.Основная часть Содержательный этап | Задание №1 | - Так как бабушку зовут Грамматика, все задания наверное, будут связаны с грамотой. А вы знаете, что такое грамота? - Сначала мы должны вспомнить, какие бывают звуки? - А почему звуки называются гласные? Как мы их отличим от согласных? - А каким цветом обозначаются гласные? - Назовите мне гласные звуки! - Молодцы! Вот первое задание в конверте. Воспитатель передает детям кубик, собранный из конструктора ТИКО-Грамматика. - Ваша задача бросить кубик, посмотреть на букву, которая вам выпала, и назвать слово, которое начинается с этого звука. - Ребята, а что мы с вами сейчас делали? - А на какие звуки мы называли слова? -Молодцы, вы справились с первым заданием. Посмотрите, здесь показан рисунок, где находится первый ключ. | Ответы детей: это умение читать и писать. Ответы детей: -Гласные и согласные. Монологические ответы детей: - Гласные звуки тянутся, поются, у них нет преграды. -Красным. -А,О,У,Ы,Э, Я,Ё,Ю,И,Е. Дети бросают кубик, называют слова. -Называли слова. -Мы называли слова на гласные звуки. Дети находят по рисунку-схеме ключ и открывают первый замок. | Умение узнавать гласные звуки и буквы среди остальных. Дети умеют называть слова, начинающиеся на определенный звук, подбирать слова с заданным звуком в начале слова. |
Задание №2 | - С первым заданием мы справились, но посмотрите, у нас еще много замков осталось на сундуке! Сосчитайте, сколько? Что мы будем делать дальше? Воспитатель читает следующее задание из конверта. - У вас на столах карточки с заданиями и цветные карандаши. Ваша задача на карточке найти все буквы, которые обозначают гласные звуки, и обвести их в кружок. Какой карандаш мы возьмем для этой работы? -А почему? -Правильно, приступаем к работе. -А теперь поменяйтесь листочками с соседом, и побудьте в роли школьного учителя - проверьте правильно ли выполнено задание. Посчитайте, сколько букв вы обвели? -Поднимите руки те, кто считает, что ваш сосед полностью справился с заданием! -Молодцы! А раз вы справились с заданием, что мы можем сделать? | Дети считают -Один замок, два замка, три замка и т.д. -Открывать замок, выполнять задание. . -Красный! -Потому что гласные-красные! Дети работают за столами. Дети занимаются взаимопроверкой, считают буквы. Дети поднимают руки. Найти ключ по рисунку-схеме и открыть еще один замок. Находят ключ, открывают замок. | Сформирован оптический образ буквы и умение находить ее среди других букв. Сформировано умение работы за столом – правильная осанка, работа с карандашом. Сформировано умение взаимоконтроля и самоконтроля. | |
Задание №3 | Воспитатель читает следующее задание из конверта. - Посмотрите, ребята, у вас на столах коробки с конструктором. Это любимый конструктор бабушки Грамматики. Достаньте наборы и посмотрите, что из конструктора составлено? - Слова? А мы можем их прочитать? - Ребята, а вы бы хотели быть волшебниками? - Сейчас случится настоящее волшебство! Посмотрите на свои слова, и подумайте, какую одну букву можно убрать из вашего слова, чтоб получилось новое слово! - Замечательно! Посмотрите, сколько новых слов у нас получилось! - Я думаю, бабушка Грамматика будет вами довольна и разрешит нам открыть следующий замок! А вот и подсказка. | Дети обращают внимание на столы. Берут из контейнера слова из конструктора ТИКО. - Слова! Дети читают по очереди слова. -Да! Дети работают с конструктором ТИКО. Собирают новые слова: ШАРФ-ШАР МУХА-УХА. Дети находят ключ и открывают еще один замок.
| Сформированы предпосылки к обучению грамоте и чтению слов. Сформировано умение образовывать новые слова из заданного количества букв. | |
Физминутка | Ребята, может быть, немножко отдохнем? Вставайте скорее в круг и повторяйте движения. Буквой Л расставим ноги. Словно в пляске, - руки в боки. Наклонились влево - вправо, Влево - вправо. Получается на славу. Влево - вправо, Влево - вправо. | Дети встают в круг и повторяют движения за воспитателем. | Сформировано умение переключаемости с одного вида деятельности на другую. Сформирована пространственная ориентация. | |
Задание №4 | -Отдохнули? Я предлагаю вам присесть за столы, и продолжить открывать замки! Воспитатель читает следующее задание. - У вас на столах цветные листы, на них в ряд нарисованы картинки. Произнесите названия этих картинок и найдите, какой звук повторяется во всех этих словах! - Запишите в последнюю клеточку букву, которая обозначает этот звук на письме. - Давайте проверим, какие буквы вы написали. - Все правильно. Как вы думаете, ребята, все справились? -Ну, если все справились, то вот и подсказка где же спрятан еще один ключ. | Дети садятся за столы Дети пишут букву. Называют буквы. Ответы детей. | Сформировано умение выделять повторяющийся звук во всех словах и обозначать его на письме буквой. | |
Задание №5 | - Ребята, а у нас есть подсказка, которая нам помогает различать звуки? Какие звуки обозначают эти буквы? Показывает на парные согласные - А почему они так называются? А чем они отличаются? - А чтобы открыть еще один замочек, нужно выполнить следующее задание: я раздам вам по букве, вы под музыку кружитесь, танцуете, ходите по группе, а как только музыка остановится, вы должны найти свою пару. Воспитатель раздает детали конструктора ТИКО-Грамматика с буквами П-Б, З-С, Ж-Ш, Т-Д, К-Г, В-Ф. Останавливает музыку. - Давайте проверим, все ли правильно нашли свою пару. - Ребята, а как называются эти пары? - Молодцы! Я вами довольна, открываем следующий замочек! А сколько замочков нам осталось открыть? | Ответы детей. Дети смотрят на ленту букв. - Согласные. - Потому что у них есть пары. - Одни-звонкие, другие-глухие. Дети внимательно слушают инструкцию. Дети двигаются по группе, по сигналу ищут свою пару. Называют парные согласные. -Парные согласные! Ответы детей. Дети находят еще один ключ и открывают замок. | Сформировано умение работать с лентой букв, распознавать гласные и согласные. Сформировано умение определять парность согласных по глухости-звонкости и находить эту пару. | |
Задание №6 | -Дорогие ребята, у нас остался последний замочек на сундуке бабушки Грамматики. Совсем скоро мы его откроем. -Садитесь на стульчики. Воспитатель читает последнее задание. - Сейчас я вам покажу картинки, а вы поможете мне определить, сколько слогов в этом слове. Показывает картинки. - Молодцы! А что мы сейчас с вами делали со словами? - А какое правило мы знаем? Оно нам помогло? - Мы с вами справились с заданием? Скорей ищите ключ и снимайте последний замок с сундука. | Дети сели на стулья. Называют слова, определяют сколько слогов в каждом слове. -Делили слово на слоги. -Сколько в слове гласных, столько и слогов. Дети снимают последний замок с сундука, пытается открыть. Сундук не открывается. | Сформировано умение делить слова на слоги | |
3. Заключительная часть Рефлексия | -Странно, ребята… мы все задания выполнили, а сундучок не открывается… -Может быть нам нужно вспомнить, кто прислал нам эту посылку? -А как мы должны были снять замки? -А какие задания мы выполняли? -А вы помните, какой любимый конструктор бабушки Грамматики? Он и помог нам преодолеть все трудности и открыть замки! А сундук нам прислала гостья, может нам нужно всем вместе, дружно ее позвать? -А вы сможете вместе громко повторить это слово по слогам: ГРАМ-МА-ТИ-КА!? Заходит Бабушка Грамматика, приветствует детей, хвалит за то, что они прошли все испытания и дает ключ. - Ребята, я вами очень довольна. С вашей помощью можно открыть любой замок. Бабушка Грамматика подарила вам прописи, в которых вы будете продолжать писать буквы и читать, а тем самым готовиться к школе. А может быть кто-то из вас захочет написать письмо для бабушки Грамматики или свою заполненную пропись отправить ей обратной посылкой? Давайте поблагодарим бабушку Грамматику и пожелаем ей как можно чаще приходить к нам в гости! | Ответы детей. Дети открывают замок ключом, который дала им бабушка Грамматика. Дети находят в сундуке прописи. Дети прощаются. | Сформировано умение давать полные, точные ответы на вопросы педагога. Дети смотивированы на дальнейшую работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Магазин игрушек»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Магазин игрушек».Образовательная деятельность направлена на развите связанной речи, используя схемы....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с использованием ЭОР. Тема "Цветы".
Занятие направлено на развитие связной речи, обогащение словаря, формированию умения общаться, слушать друг друга, воспитанию бережного отношения к природе...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с использованием ЭОР. Тема "Чудо - сказки"(литературная викторина).
Литературная викторина по народным и литературным сказкам....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"
Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес»
Пришла без красок...
Конспект образовательной деятельности По развитию речи в старшей группе Тема: «Этот День Победы».
Конспект образовательной деятельностиПо развитию речи в старшей группеТема: «Этот День Победы»....