Занятие по патриотическому воспитанию "Семья"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект открытого занятия "Семья" в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»

МР Калтасинский район РБ

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в средней группе

Тема «Семья»


                                                      Подготовила: Кайранова Н.А.

2023 г.

 Цель: Развивать все компоненты устной речи детей, активизировать, расширять, пополнять словарный запас детей.

Задачи:

Образовательные:

- Учить согласовывать прилагательные с существительными, образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

- Закреплять и расширять представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Развивающие:

- Развивать связную речь.

- Формировать и активизировать словарь на тему «Животные и их детеныши».

- На примере пальчиковой игры «Моя семья», научить детей показывать и называть пальцы (мизинец, безымянный, средний, указательный, большой).

Воспитательные:

- Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли сегодня гости. Давайте поздороваемся с гостями.

     Дети в кругу: Здравствуйте!

Воспитатель: А сейчас поприветствуем друг друга:

«Друг»

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (берутся за руки и улыбаются)

     Воспитатель: Ребята посмотрите, а что это лежит на полу?

Дети: Перчатка.

Воспитатель: Правильно, скажите, а для чего нужна перчатка?

Дети: Её одевают на руки.

Воспитатель: А зачем её одевают на руки?

Дети: Чтобы пальчики не замерзли.

Воспитатель: Ребята, эту перчатку кто-то потерял. В этой перчатке кто-то живет. А кто в ней живет?

Дети: Пальчики.

Воспитатель: А у вас есть пальчики?

Дети: Да.

Воспитатель: Приготовьте свои пальчики, давайте с ними поиграем.

(дети садятся на стулья)

Пальчиковая игра:

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой – старший брат.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

Воспитатель: Ребята, а про что эта игра?

Дети: Про семью.

Воспитатель: Да, эта игра про семью. Ребята, что такое семья?

Дети: (мамы, папы, бабушки и дедушки, братья, сестры)

Воспитатель: Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу.

Но семьи бывают разные. Маленькая семья, это папа, мама и ребенок. А если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья. У всех вас тоже есть семья.

Ребята у меня есть силуэт ладошки, давайте на неё посмотрим.

(На мольберте ладошка)

У вас тоже есть ладошка. Посмотрите на неё и найдите самый маленький пальчик. Этот пальчик называется мизинчик. Он самый маленький, он малыш.

(На ладошке появляется лицо ребенка)

Посмотрите, на ладошке появился ребенок. Когда я была маленькой девочкой, подружки меня называли Маша. А моя мама меня ласково называла Машуля. Сейчас мы с вами поиграем и узнаем, а как же вас называет ласково мама. А я вам приготовила волшебную шкатулку, которую мы сейчас заполним ласковыми, добрыми словами, чтобы часто ими пользоваться и не забывать. Под каждым вашим стульчикам лежит две звездочки, возьмите одну, посмотрите на неё и вспомните, как же вас ласково называет мама.

Словесная игра «Назови ласково» (дети говорят как их ласково называет мама и кладут по звездочке в шкатулку)

Воспитатель: Вот видите, как вас любят мамы, называют вас ласково.

Дети давайте посмотрим на следующий пальчик, который рядом с малышом. Этот пальчик ребята без имени. Он так и называется безыменный. Этот пальчик мама. Посмотрите на мольберт этот пальчик мама.

(на мольберте появляется лицо мамы)

Воспитатель: Ребята у вас у всех есть мамы.

- Как хорошо, когда у каждого ребенка есть своя мама. А знаете ли вы, что мамы есть не только у детей. Мамы есть и у птиц, и у животных.

Ребята, детеныши потеряли своих мам, давайте мы поможем их найти.

(подходят к столам, находят и называют мам и детенышей)

У медвежат мама … (медведица).

У поросят … (свинья).

У лисят мама … (лиса).

У волчат мама … (волчица).

У зайчат мама … (зайчиха).

У жеребенка … (лошадь).

У утят мама … (утка).

У цыплят … (курица).

У бельчат мама … (белка).

У теленка (корова).

- Мамы птиц и животных так же любят своих детей, как и ваши мамы вас. Они учат их всему: умываться, чистить шерстку, бегать, прыгать, добывать себе корм. А чему научили вас ваши мамы?

Дети: Кушать, ходить, кататься на велосипеде, одеваться.

Воспитатель: Давайте сядем на стульчики (садятся на стульчики) и посмотрим на следующий пальчик. Этот пальчик называется средний. Этот пальчик папа, он находится в середине.

(на мольберте появляется лицо папы)

У вас всех есть папа. А сейчас подумайте и скажите мне какой у вас папа. У нас есть волшебная шкатулка, которую мы сейчас заполним ласковыми, добрыми словами. Возьмите оставшуюся звездочку под вашими стульчиками.

Игра «Какой папа»

Дети: У Мадины, какой папа – высокий,

У Адель, какой папа – умный и т. д.

Воспитатель: Видите как много хороших слов, вы сказали про своих пап. Давайте посмотрим на свою ладошку и найдем следующий пальчик. Этот пальчик называется указательный. Этот пальчик бабушка. Посмотрите на мольберт (появляется лицо бабушки)

Воспитатель: Давайте встанем в кружок и немного поиграем.

 Физминутка  «Бабушка»

Наша бабушка идет (пальцами обеих рук изображают очки)

И корзиночку несет. (ладони рук соединить в “тарелочку”)

Сядет тихо в уголок, (садятся)

Вяжет деточкам чулок. (имитация вязания спицами)

Вдруг, котятки прибежали, (движение “кошечка” кистями)

Все клубочки разобрали. (поочередные хватательные движения рук)

– Где мои клубочки? Как вязать чулочки. (развести руки в стороны)

Воспитатель: Давайте сядем на стульчики и посмотрим на нашу ладошку, у нас ещё один пальчик остался. Какой это пальчик.

Дети: Большой

Воспитатель: Самый большой пальчик. Этот пальчик дедушка.

(на мольберте появляется лицо дедушки)

Ребята у вас у всех есть дедушки, и Мадина приготовила нам стишок про своего дедушку. Давайте послушаем.

(Ребенок читает стихотворение)

Мой деда веселый,

Но строгий и честный.

Нам вместе гулять

И играть интересно.

Он может стать киской,

Собачкою верной.

Но лучше всего

Он умеет быть дедой!

Воспитатель: Какое хорошее стихотворение рассказала нам Мадина. Вот посмотрите, у нас на ладошке получилась семья. А у каждой семьи есть свой дом. И я вам предлагаю, ту перчатку, которую мы с вами нашли в начале занятия подарить нашей ладошке. Пусть у этой семьи будет свой дом. А теперь посмотрите на свою ладошку, на семью. Чтобы вашим пальчикам и вашей ладошки было тепло и уютно, необходимо украсить дом для вашей ладошки. Посмотрите, какие есть дома для ладошек.

Презентация «Перчатки»

(На экране появляются перчатки детские разные, цветные)

Воспитатель: Красивые?

Дети: Да.

Воспитатель: Что изображено на этих домиках-перчатках?

Дети: Снежинки, полоски и т. д.

Воспитатель: Я предлагаю вам пройти за стол и раскрасить дом для своей ладошки.

(Дети садятся за стол, раскрашивают перчатку)

Итог:

Воспитатель: Ребята заканчиваем свою работу, проходим в кружок. Давайте вспомним, про что мы сегодня говорили?

- А вам понравилось занятие

- Что именно запомнили?

- Мне вы  сегодня очень понравились.

Воспитатель: Давайте вспомним названия пальчиков.

Мизинец – ребёнок,

Безымянный – мама,

Средний – папа,

Указательный – бабушка,

Большой – дедушка.

Воспитатель: Ребята, спасибо за занятие, а волшебная шкатулочка с добрыми и ласковыми словами будет стоять у нас в группе, и мы будем ей регулярно пользоваться.

- Занятие закончилось. Уборка рабочего места.

Самоанализ НОД по патриотическому воспитанию «Семья» в средней группе

     Цель: Развивать все компоненты устной речи детей, активизировать, расширять, пополнять словарный запас детей.

Задачи:

Образовательные:

- Учить согласовывать прилагательные с существительными, образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

- Закреплять и расширять представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Развивающие:

- Развивать связную речь.

- Формировать и активизировать словарь на тему «Животные и их детеныши».

- На примере пальчиковой игры «Моя семья», научить детей показывать и называть пальцы (мизинец, безымянный, средний, указательный, большой).

Воспитательные:

- Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.

Организационный прием (приветствие «Дружба») было направлено на развитие коммуникативных  качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми.

Все моменты НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме.

Структуру НОД я выстроила таким образом, что знания детей, полученные раннее, являются основой для усвоения новой информации, а она, в свою очередь, сработает на последующие темы. Использовала вопросы поискового характера, на сообразительность и логическое мышление, создавала проблемные ситуации– все это способствовало эффективности нашей игры, повышению познавательной и мыслительной деятельности.

Я «расширила» представления детей о семье, через пальчиковую игру, дала новые понятия «мизинец»«безымянный», «указательный» и научила детей согласовывать прилагательные с существительными, образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. А так же вспомнили и закрепили названия  детенышей животных.

Итог деятельности был организован в кругу, чтобы проверить качество усвоения материала и реализацию воспитательной задачи.

Были активизированы следующие виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная.

Ребят подбадривала, хвалила не только в плане решения познавательных и коммуникативных задач, но и для того, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект – субъектных. Я старалась быть в позиции «рядом».

Дети показали свои знания не только теоретически, но и практически. Необходимые навыки лучше всего усваиваются в играх, специально- направленного содержания, поэтому я старалась, чтобы ребятам было интересно и познавательно. Мне удалось активизировать их инициативу, логику и творчество.

Я считаю, что поставленные программные задачи в ходе НОД были решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по патриотическому воспитанию "Подвиг дедов помним и чтим"

Сообщение детям начальных знаний о войне. Знакомство с историческим прошлым России. Воспитание патриотических чувств. Закрепление знаний о достопримечательностях родного города....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Что мы знаем о пионерах-героях"

конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе...

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию и лепке "Белая береза".

Приобщать детей к исторической культуре русского народа.Развивать художественно - творческие способности детей в различных видах деятельности.Воспитывать патриотические чувства к своей Отч...

Занятие по познавательному развитию для детей 5-6 лет в рамках городского «Фестиваля занятий по патриотическому воспитанию детей», посвященного дню Победы.

Форма занятия (телемост и экскурсия по городу) и его содержание способствуют развитию познавательного интереса у детей, социализации ребенка, проявлению нравственно-патриотических качеств и реал...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, А...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи ха...

Патриотическое воспитание в младшей группе. Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Белая береза» (младшая группа)

Цель. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Формировать образ белоствольной красавицы-березы; учить передавать в рисунке характерные особенности бе...