Сочинять лимерики - очень весело.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Сочинять лимерики – весело!»
Цель. Освоение технологии составления стихотворных небылиц с использованием модели.
Алгоритм действия
Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу пригласить вас в необычное творческое путешествие, в поэзию. Ведь, как известно, такая форма монологического текста как стихотворение, способствует тому, что у детей воспитывается способность чувствовать художественную выразительность слова. Но я столкнулись на своих занятиях с такой проблемой, что у детей:
- Очень бедная речь. Недостаточный словарный запас.
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
- Плохая дикция.
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек.
Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов можно начинать уже с 3 летнего возраста. Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.
Перед началом занятия мы с детьми играем в игры:
- «Складные картинки»
- «Придумай рифмованное слово»
- «Придумаем рифмованные строчки»
- «Составление лимериков»
- «Доскажи словечко»
- «Склад-несклад»
- «Чистоговорки»
- «Сочини дальше»
- «Дразнилка»
Исследователями становления детской речи и особенностей её развития, установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении. Ведь весёлое смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это и есть «словесная игрушка». И в то же время детская поэзия – это особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.
Итак, давайте подготовимся к путешествию. Отпустим на волю свое воображение: здесь можно совместить несовместимое, сопоставить несопоставимое. Я предлагаю вам взять билетики и узнать, с каким стихотворным жанром английского происхождения вы познакомитесь. Но не волнуйтесь, вы будете задавать вопросы, а я на них отвечать.
Лимериком называется короткое, юмористическое и почти музыкальное стихотворение, содержание которого может быть абсурдным или даже обсценным. Из англоязычных поэтов родоначальником лимерика считается Эдвард Лир, и в день его рождения, 12 мая, отмечается международный день лимериков. Написание лимериков требует практики, но вскоре вы просто не сможете оторваться от сочинения этих бессмысленных и забавных стихотворений.
- Что такое лимерик? Лимерик – это шуточное короткое стихотворение из 5 строчек, в котором присутствуют бессмыслица, абсурд, сказочность, юмористичность, скрытый смысл, не явно выраженная мораль. Кстати, лимерик – это один из элементов всем нам известной технологии, используемой в работе с дошкольниками технология ТРИЗ.
- Кто был первым автором лимериков? Первым автором лимериков считается Эдвард Лир, чья книга переведена почти на все языки мира. Среди русских переводчиков наиболее известны нам Самуил Маршак и Корней Чуковский.
- С каким видом поэтических произведений в русском народном творчестве схожи лимерики? Лимерики схожи с частушками. Ведь частушки, как вы сами знаете, это наши народные забавные песенки. Также лимерики похожи на авторские стихотворные – небылицы Корнея Чуковского, например:
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
Однажды увидел чудак
Во сне, что он ест свой башмак
Он вмиг пробудился
И убедился,
Что это действительно так.
(Перевод С.Я. Маршака)
И сушеными грибами.
- Сколько всего строк в лимерике? В лимерике пять строчек. Первая строчка рифмуется со второй и пятой, третья с четвёртой. А пятая является выводом и может не рифмоваться.
- Как ответить детям, что такое лимерик?
«Если спросит вас дошкольник или ученик:
«Правильно ли говорить лиме΄рик?»
Ответьте ему без истерик:
«Не лиме΄рик и не лимери΄к!
Ли΄мерик – город в Ирландии есть.
По городу и пятистишию честь.
А если в пять строк не уложились,
Значит ли́мерики у вас не получились!»
Итак, попробуем сочинить весёлые, необычные стихи – лимерики. Вы можете сказать, что вы не поэты и писать стихи не можете. Позвольте не согласиться. Если речь идет о таких стихах, как лимерики, то написать их может практически каждый. Сомневаетесь? Тогда давайте узнаем, как их писать.
Как вы уже знаете лимерик это короткое стихотворение из 5-ти строк. Оно должно быть немного сказочным, загадочным, в нём можно использовать элементы нелепицы и небылицы. Перед вами схема.
А | Жил был объект |
А | Какой? |
В | Что делает? |
В | С кем общался? |
А | Вывод |
Напоминаю, строки в нём рифмуются следующим образом: первая со второй, третья с четвертой, а пятая содержит вывод и может рифмоваться с первой, или не рифмоваться вовсе.
Послушайте примеры лимериков, которые мы сочинили с детьми и записали их с помощью символов:
Жила-была Бабка Ёжка костяная ножка,
И была она как деревянная ложка.
На метле Бабка Ёжка летала
И зайчикам подарки раздавала.
Вот какая весёлая Бабка Ёжка!
* * *
Жила-была разноцветная птичка
Похожа на мягкую рукавичку.
Червячков она кушала
И весёлую музыку слушала.
Вот какая задорная птичка!
Уважаемые коллеги, понятна ли Вам методика составления лимерика? Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик. Сначала мы с вами проведём небольшую поэтическую разминку, подберём рифму:
- Кот –
- Ромашка–
- Шишка –
- Лягушка –
- Жираф –
- Белка –
- Играл –
- Петух –
- Так как символ 2017 года петух, то предлагаю первую строчку нашего лимерика: «Жил-был…петушок…»
Жил-был разноцветный петушок
И был он как молодой женишок,
Петушок под гитару песни пел
И с курами дружить не хотел.
Вот какой веселый петушок-женишок!
Уважаемые коллеги! Наше путешествие в поэзию закончилось. Вы сочинили прекрасный лимерик о символе 2017 года. Я хочу пожелать вам, чтобы:
Символ года огненный Петушок
Был похож на денежный мешок.
Клювом крепким не клевал
Достаток, здоровье и счастье раздавал.
Всем вам такого Петушка!
Работа по составлению лимерик «захватила» не только детей, но и их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Сочинять лимерики – весело!"
Мастер-класс для педагогов«Сочинять лимерики – весело!»...
Сочинять лимерики весело и интересно!
Сочинять лимерики весело и интересно!...
Статья "Сочинять лимерики - это весело"
В статье представлен опыт работы по развитию речи у дошкольников посредством обучения их составлению лимериков, показано, как можно творчески организовать речевую деятельность детей, чтобы она б...
Сочиняем лимерики, веселые стихи для детей в детском саду.
Сочиняем лимерики, веселые стихи для детей в детском саду.Автор: Волченкова Елена ВикторовнаДолжность: воспитательЯ хочу поделиться опытом работы с детьми по созданию рифмованных стихотворений &m...
Сочиняем лимерик.
Сочинение стихов юмористического содержания....
Сочиняем лимерики, веселые стихи для детей в детском саду.
Лимерик — это коротенькое веселое стихотворение из пяти строк,...
Методическая разработка. Конспект Мастер-класса «Сочинять лимерики-легко и весело!» с участием детей и родителей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Детская поэзия – это свой, особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. Рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.Одной ...