Сочинять лимерики - очень весело.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Гайдарлы Елена Анатольевна

Мастер - класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx91.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сочинять лимерики – весело!»

Цель. Освоение технологии составления стихотворных небылиц с использованием модели.

Алгоритм действия

Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу пригласить вас в необычное творческое путешествие, в поэзию. Ведь, как известно, такая форма монологического текста как стихотворение, способствует тому, что у детей воспитывается способность чувствовать художественную выразительность слова. Но я столкнулись на своих занятиях с такой проблемой, что у детей:

  • Очень бедная речь. Недостаточный словарный запас.
  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
  • Плохая дикция.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек.

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов можно начинать уже с 3 летнего возраста. Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.

Перед началом занятия мы с детьми играем в игры:

  • «Складные картинки»
  • «Придумай рифмованное слово»
  • «Придумаем рифмованные строчки»
  • «Составление лимериков»
  • «Доскажи словечко» 
  • «Склад-несклад»
  • «Чистоговорки» 
  • «Сочини дальше» 
  • «Дразнилка» 

    Исследователями становления детской речи и особенностей её развития, установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении. Ведь весёлое смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это и есть «словесная игрушка». И в то же время детская поэзия – это особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.

    Итак, давайте подготовимся к путешествию. Отпустим на волю свое воображение: здесь можно совместить несовместимое, сопоставить несопоставимое. Я предлагаю вам взять билетики и узнать, с каким стихотворным жанром английского происхождения вы познакомитесь.  Но не волнуйтесь, вы будете задавать вопросы, а я на них отвечать.

Лимериком называется короткое, юмористическое и почти музыкальное стихотворение, содержание которого может быть абсурдным или даже обсценным. Из англоязычных поэтов родоначальником лимерика считается Эдвард Лир, и в день его рождения, 12 мая, отмечается международный день лимериков. Написание лимериков требует практики, но вскоре вы просто не сможете оторваться от сочинения этих бессмысленных и забавных стихотворений.

  1. Что такое лимерик? Лимерик – это шуточное короткое стихотворение из 5 строчек, в котором присутствуют бессмыслица, абсурд, сказочность, юмористичность, скрытый смысл, не явно выраженная мораль. Кстати, лимерик – это один из элементов всем нам известной технологии, используемой в работе с дошкольниками технология ТРИЗ.
  2. Кто был первым автором лимериков? Первым автором лимериков считается Эдвард Лир, чья книга переведена почти на все языки мира. Среди русских переводчиков наиболее известны нам Самуил Маршак и Корней Чуковский.
  3. С каким видом поэтических произведений в русском народном творчестве схожи лимерики? Лимерики схожи с частушками. Ведь частушки, как вы сами знаете, это наши  народные забавные песенки. Также лимерики похожи на авторские стихотворные – небылицы Корнея Чуковского, например:

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами, 

Однажды увидел чудак

Во сне, что он ест свой башмак

Он вмиг пробудился

И убедился,

Что это действительно так.

(Перевод С.Я. Маршака)

И сушеными грибами.              

  1. Сколько всего строк в лимерике? В лимерике пять строчек. Первая строчка рифмуется со второй и пятой, третья с четвёртой. А пятая является выводом и может не рифмоваться.
  2. Как ответить детям, что такое лимерик?

«Если спросит вас дошкольник или ученик:

«Правильно ли говорить лиме΄рик?»

Ответьте ему без истерик:

«Не лиме΄рик и не лимери΄к!

Ли΄мерик – город в Ирландии есть.

По городу и пятистишию честь.

А если в пять строк не уложились,

Значит ли́мерики у вас не получились!»

Итак, попробуем сочинить весёлые, необычные стихи – лимерики. Вы можете сказать, что вы не поэты и писать стихи не можете.  Позвольте не согласиться. Если речь идет о таких стихах, как лимерики, то написать их может практически каждый. Сомневаетесь? Тогда давайте  узнаем, как их писать.

Как вы уже знаете лимерик это короткое стихотворение из 5-ти строк. Оно должно быть немного сказочным, загадочным, в нём можно использовать элементы нелепицы и небылицы. Перед вами схема.

А

Жил был объект

А

Какой?

В

Что делает?

В

С кем общался?

А

Вывод

Напоминаю, строки в нём рифмуются следующим образом: первая со второй, третья с четвертой, а пятая содержит вывод и может рифмоваться с первой, или не рифмоваться вовсе.

Послушайте примеры лимериков, которые мы сочинили с детьми и записали их с помощью символов:

Жила-была Бабка Ёжка костяная ножка,

И была она как деревянная ложка.

На  метле Бабка Ёжка летала

И зайчикам подарки раздавала.

Вот какая весёлая Бабка Ёжка!

* * *

Жила-была разноцветная птичка

Похожа на мягкую рукавичку.

Червячков она кушала

И весёлую музыку слушала.

Вот какая задорная птичка!

 Уважаемые коллеги, понятна ли Вам методика составления лимерика? Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик. Сначала мы с вами проведём небольшую поэтическую разминку, подберём рифму:

  • Кот –
  • Ромашка–
  • Шишка –
  • Лягушка –
  • Жираф –
  • Белка –
  • Играл –
  • Петух –

-  Так как символ 2017 года петух, то предлагаю первую строчку нашего лимерика:  «Жил-был…петушок…»

Жил-был разноцветный петушок

И был он как молодой женишок,

Петушок под гитару песни пел

И с курами дружить не хотел.

Вот какой веселый петушок-женишок!

Уважаемые коллеги! Наше путешествие в поэзию закончилось. Вы сочинили прекрасный лимерик о символе 2017 года. Я хочу пожелать вам, чтобы:

Символ года огненный Петушок

Был похож на денежный мешок.

Клювом крепким не клевал

Достаток, здоровье и счастье раздавал.

Всем вам такого Петушка!

Работа по составлению лимерик «захватила» не только детей, но и их родителей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Сочинять лимерики – весело!"

Мастер-класс для педагогов«Сочинять лимерики – весело!»...

Сочинять лимерики весело и интересно!

Сочинять лимерики весело и  интересно!...

Статья "Сочинять лимерики - это весело"

В статье представлен опыт работы по развитию речи у дошкольников посредством обучения их составлению лимериков,  показано, как можно творчески организовать речевую деятельность детей, чтобы она б...

Сочиняем лимерики, веселые стихи для детей в детском саду.

Сочиняем лимерики, веселые стихи для детей в детском саду.Автор: Волченкова Елена ВикторовнаДолжность: воспитательЯ хочу поделиться опытом работы с детьми по созданию рифмованных стихотворений &m...

Сочиняем лимерик.

Сочинение стихов юмористического содержания....

Сочиняем лимерики, веселые стихи для детей в детском саду.

Лимерик — это коротенькое веселое стихотворение из пяти строк,...

Методическая разработка. Конспект Мастер-класса «Сочинять лимерики-легко и весело!» с участием детей и родителей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Детская поэзия – это свой, особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. Рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.Одной ...