Мастер-класс для педагогов на тему "Сочинять лимерики - это весело!"
консультация по развитию речи

Освоение технологии составления стихотворных небылиц с использованием модели

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл limeriki.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов на тему: «Сочинять лимерики – весело!»

Цель. Освоение технологии составления стихотворных небылиц с использованием модели.

Алгоритм действия

Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу пригласить вас в необычное творческое путешествие, в поэзию. Ведь, как известно, такая форма монологического текста как стихотворение, способствует тому, что у детей воспитывается способность чувствовать художественную выразительность слова.

    Исследователями становления детской речи и особенностей её развития, установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении. Ведь весёлое смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это и есть «словесная игрушка». И в то же время детская поэзия – это особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.

    Итак, давайте подготовимся к путешествию. Отпустим на волю свое воображение: здесь можно совместить несовместимое, сопоставить несопоставимое. Я предлагаю вам взять билетики и узнать, с каким стихотворным жанром английского происхождения вы познакомитесь.  Но не волнуйтесь, вы будете задавать вопросы, а я на них отвечать.

  1. Что такое лимерик? Лимерик – это шуточное короткое стихотворение из 5 строчек, в котором присутствуют бессмыслица, абсурд, сказочность, юмористичность, скрытый смысл, не явно выраженная мораль.
  2. Кто был первым автором лимериков? Первым автором лимериков считается Эдвард Лир, чья книга переведена почти на все языки мира. Среди русских переводчиков наиболее известны нам Самуил Маршак и Корней Чуковский.
  3. С каким видом поэтических произведений в русском народном творчестве схожи лимерики? Лимерики схожи с частушками. Ведь частушки, как вы сами знаете, это наши  народные забавные песенки. Также лимерики похожи на авторские стихотворные – небылицы Корнея Чуковского, например:

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами.

  1. Сколько всего строк в лимерике? В лимерике пять строчек. Первая строчка рифмуется со второй и пятой, третья с четвёртой. А пятая является выводом и может не рифмоваться.
  2. Как ответить детям, что такое лимерик?

«Если спросит вас дошкольник или ученик:

«Правильно ли говорить лиме΄рик?»

Ответьте ему без истерик:

«Не лиме΄рик и не лимери΄к!

Ли΄мерик – город в Ирландии есть.

По городу и пятистишию честь.

А если в пять строк не уложились,

Значит ли́мерики у вас не получились!»

Итак, попробуем сочинить весёлые, необычные стихи – лимерики. Вы можете сказать, что вы не поэты и писать стихи не можете.  Позвольте не согласиться. Если речь идет о таких стихах, как лимерики, то написать их может практически каждый. Сомневаетесь? Тогда давайте  узнаем, как их писать.

Сначала мы с вами проведём небольшую поэтическую разминку, подберём рифму:

  • Кот – крот, компот, живот, флот…
  • Ромашка – чашка, рубашка, шашка…
  • Шишка – сынишка, хвастунишка, мишка, мальчишка…
  • Лягушка – деревушка, старушка, петрушка, пушка…
  • Жираф – граф, штраф, шкаф…
  • Белка – стрелка, тарелка…
  • Играл – забрал, выбирал, танцевал…
  • Петух – потух, слух, пух…
  • Воспитательница – мечтательница, изобретательница…

Усложняем задание. Я назову два рифмующихся между собой слова, а вы должны составить из них две стихотворные строчки.

  1. Клубок – колобок

Д: Бабушка потеряла клубок,

От дедушки убежал колобок.

  1. Мак – рак

Д: В саду растёт красный мак,

Он по цвету как, рак.

  1. Конфета – ракета

К вазе лежит конфета,

На фантике нарисована ракета.

  1. Кошка - ложка

     Под столом сидит кошка,

     На столе лежит ложка.

Как вы уже знаете лимерик это короткое стихотворение из 5-ти строк. Оно должно быть немного сказочным, загадочным, в нём можно использовать элементы нелепицы и небылицы. Перед вами схема.

А

Жил был объект

А

Какой?

В

Что делает?

В

С кем общался?

А

Вывод

Напоминаю, строки в нём рифмуются следующим образом: первая со второй, третья с четвертой, а пятая содержит вывод и может рифмоваться с первой, или не рифмоваться вовсе.

Послушайте примеры лимериков, сочинённых детьми:

Жила-была Бабка Ёжка костяная ножка,

И была она как деревянная ложка.

На  метле Бабка Ёжка летала

И зайчикам подарки раздавала.

Вот какая весёлая Бабка Ёжка!

* * *

Жила-была разноцветная птичка,

Похожая на мягкую рукавичку.

Червячков она кушала

И весёлую музыку слушала.

Вот какая задорная птичка!

              ***

Жила-была мама Даша,

Как дочка, любила манную кашу,

Вместе пели они, танцевали,

Загадки отгадывали, в куклы играли.

Вот какая весёлая мама Даша.

 Уважаемые коллеги, понятна ли Вам методика составления лимерика? Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.

-  Так как мы – воспитатели, предлагаю первую строчку для нашего лимерика: «Жила-была…воспитательница…»

Жила-была  воспитательница –

Мечтательница, изобретательница

Свою работу она любила,

С малышами весело время проводила.

Вот какая была воспитательница!

Уважаемые коллеги! Наше путешествие в поэзию закончилось. Вы сочинили прекрасный лимерик о нашей замечательной профессии, и хочется Вам пожелать, чтобы:

Ваши воспитанники были послушными,

Их родители – неравнодушными,

Здоровья, сил, терпения бы вам хватало,

Достатка и счастья прибавляло.

Всем вам такое пожелание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по интерактивной игре на тему: «Игра – это весело!»

Задачи: -обогащать эмоциональный опыт детей; -учить детей позитивно относиться к себе; -учить невербальным способам общения; -создавать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжел...

Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук «Веселая прогулка»

Цель: развивать мелкую моторику; учить согласовывать движения рук с текстом, слышать рифму, ударение, делить слова на слоги; развивать слуховое и зрительное восприятие; способствовать развитию вн...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

МАСТЕР КЛАСС ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА (КОНФЕТНЫЕ ФАНТИКИ) НА ТЕМУ « ВЕСЕЛЫЙ КЛОУН».

       КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ,ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА (КОНФЕТНЫЕ ФАНТИКИ) НА ТЕМУ « ВЕСЕЛЫЙ КЛОУН»....

Мастер-класс для родителей «Пальчикам не дадим скучать - будем весело играть»

Не раз, наблюдая интерес ребенка к предметам, находящимся в маминой сумке, на полке в ванной, в кухонном шкафу, мы не задумываемся, что обычные вещи, которые нас окружают в быту, могут использоваться ...

Мастер-класс поделки из природного материала для старших дошкольников «Веселая совушка»

Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс «Веселая Совушка»....

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...