Мастер-класс для педагогов на тему "Сочинять лимерики - это весело!"
консультация по развитию речи
Освоение технологии составления стихотворных небылиц с использованием модели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
limeriki.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов на тему: «Сочинять лимерики – весело!»
Цель. Освоение технологии составления стихотворных небылиц с использованием модели.
Алгоритм действия
Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу пригласить вас в необычное творческое путешествие, в поэзию. Ведь, как известно, такая форма монологического текста как стихотворение, способствует тому, что у детей воспитывается способность чувствовать художественную выразительность слова.
Исследователями становления детской речи и особенностей её развития, установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении. Ведь весёлое смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это и есть «словесная игрушка». И в то же время детская поэзия – это особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.
Итак, давайте подготовимся к путешествию. Отпустим на волю свое воображение: здесь можно совместить несовместимое, сопоставить несопоставимое. Я предлагаю вам взять билетики и узнать, с каким стихотворным жанром английского происхождения вы познакомитесь. Но не волнуйтесь, вы будете задавать вопросы, а я на них отвечать.
- Что такое лимерик? Лимерик – это шуточное короткое стихотворение из 5 строчек, в котором присутствуют бессмыслица, абсурд, сказочность, юмористичность, скрытый смысл, не явно выраженная мораль.
- Кто был первым автором лимериков? Первым автором лимериков считается Эдвард Лир, чья книга переведена почти на все языки мира. Среди русских переводчиков наиболее известны нам Самуил Маршак и Корней Чуковский.
- С каким видом поэтических произведений в русском народном творчестве схожи лимерики? Лимерики схожи с частушками. Ведь частушки, как вы сами знаете, это наши народные забавные песенки. Также лимерики похожи на авторские стихотворные – небылицы Корнея Чуковского, например:
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными грибами.
- Сколько всего строк в лимерике? В лимерике пять строчек. Первая строчка рифмуется со второй и пятой, третья с четвёртой. А пятая является выводом и может не рифмоваться.
- Как ответить детям, что такое лимерик?
«Если спросит вас дошкольник или ученик:
«Правильно ли говорить лиме΄рик?»
Ответьте ему без истерик:
«Не лиме΄рик и не лимери΄к!
Ли΄мерик – город в Ирландии есть.
По городу и пятистишию честь.
А если в пять строк не уложились,
Значит ли́мерики у вас не получились!»
Итак, попробуем сочинить весёлые, необычные стихи – лимерики. Вы можете сказать, что вы не поэты и писать стихи не можете. Позвольте не согласиться. Если речь идет о таких стихах, как лимерики, то написать их может практически каждый. Сомневаетесь? Тогда давайте узнаем, как их писать.
Сначала мы с вами проведём небольшую поэтическую разминку, подберём рифму:
- Кот – крот, компот, живот, флот…
- Ромашка – чашка, рубашка, шашка…
- Шишка – сынишка, хвастунишка, мишка, мальчишка…
- Лягушка – деревушка, старушка, петрушка, пушка…
- Жираф – граф, штраф, шкаф…
- Белка – стрелка, тарелка…
- Играл – забрал, выбирал, танцевал…
- Петух – потух, слух, пух…
- Воспитательница – мечтательница, изобретательница…
Усложняем задание. Я назову два рифмующихся между собой слова, а вы должны составить из них две стихотворные строчки.
- Клубок – колобок
Д: Бабушка потеряла клубок,
От дедушки убежал колобок.
- Мак – рак
Д: В саду растёт красный мак,
Он по цвету как, рак.
- Конфета – ракета
К вазе лежит конфета,
На фантике нарисована ракета.
- Кошка - ложка
Под столом сидит кошка,
На столе лежит ложка.
Как вы уже знаете лимерик это короткое стихотворение из 5-ти строк. Оно должно быть немного сказочным, загадочным, в нём можно использовать элементы нелепицы и небылицы. Перед вами схема.
А | Жил был объект |
А | Какой? |
В | Что делает? |
В | С кем общался? |
А | Вывод |
Напоминаю, строки в нём рифмуются следующим образом: первая со второй, третья с четвертой, а пятая содержит вывод и может рифмоваться с первой, или не рифмоваться вовсе.
Послушайте примеры лимериков, сочинённых детьми:
Жила-была Бабка Ёжка костяная ножка,
И была она как деревянная ложка.
На метле Бабка Ёжка летала
И зайчикам подарки раздавала.
Вот какая весёлая Бабка Ёжка!
* * *
Жила-была разноцветная птичка,
Похожая на мягкую рукавичку.
Червячков она кушала
И весёлую музыку слушала.
Вот какая задорная птичка!
***
Жила-была мама Даша,
Как дочка, любила манную кашу,
Вместе пели они, танцевали,
Загадки отгадывали, в куклы играли.
Вот какая весёлая мама Даша.
Уважаемые коллеги, понятна ли Вам методика составления лимерика? Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.
- Так как мы – воспитатели, предлагаю первую строчку для нашего лимерика: «Жила-была…воспитательница…»
Жила-была воспитательница –
Мечтательница, изобретательница
Свою работу она любила,
С малышами весело время проводила.
Вот какая была воспитательница!
Уважаемые коллеги! Наше путешествие в поэзию закончилось. Вы сочинили прекрасный лимерик о нашей замечательной профессии, и хочется Вам пожелать, чтобы:
Ваши воспитанники были послушными,
Их родители – неравнодушными,
Здоровья, сил, терпения бы вам хватало,
Достатка и счастья прибавляло.
Всем вам такое пожелание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по интерактивной игре на тему: «Игра – это весело!»
Задачи: -обогащать эмоциональный опыт детей; -учить детей позитивно относиться к себе; -учить невербальным способам общения; -создавать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжел...
Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук «Веселая прогулка»
Цель: развивать мелкую моторику; учить согласовывать движения рук с текстом, слышать рифму, ударение, делить слова на слоги; развивать слуховое и зрительное восприятие; способствовать развитию вн...
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
МАСТЕР КЛАСС ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА (КОНФЕТНЫЕ ФАНТИКИ) НА ТЕМУ « ВЕСЕЛЫЙ КЛОУН».
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ,ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА (КОНФЕТНЫЕ ФАНТИКИ) НА ТЕМУ « ВЕСЕЛЫЙ КЛОУН»....
Мастер-класс для родителей «Пальчикам не дадим скучать - будем весело играть»
Не раз, наблюдая интерес ребенка к предметам, находящимся в маминой сумке, на полке в ванной, в кухонном шкафу, мы не задумываемся, что обычные вещи, которые нас окружают в быту, могут использоваться ...
Мастер-класс поделки из природного материала для старших дошкольников «Веселая совушка»
Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс «Веселая Совушка»....
Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...