«Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений»
презентация по логопедии
Предлагаемая логопедическая презентация рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение фонематического слуха. Данная статья адресована практическим логопедам, методистам и воспитателям ДОУ, а также родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskogo_sluha.ppt | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонематический слух- это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы(звуки) родного языка.
Фонематический слух включает в себя: Способность слышать есть данный звук в слове или нет. Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности. Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Фонематическое восприятие - это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух.
Этапы формирования фонематического восприятия: 1. Узнавание неречевых звуков. 2. Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру. 3. Различение слов, близких по звуковому составу.
4. Воспроизведение и дифференциация слогов. 5. Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения. 6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Первый этап работы. На самых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном:
«Угадай что звучит» Взрослый предлагает послушать, как звучат музыкальные инструменты. После того как дети запомнили названия игрушек, ставится ширма и за ней воспроизводить звучание предметов. Дети отгадывают, что звучало?
«Угадай по звуку» На столе предметы: стакан с ложкой, бумага, ключи, ножницы. Детям демонстрируют звучания каждого предмета. Потом предметы находятся за ширмой, а дети отгадывают предмет.
« Я самый внимательный» По инструкции дети выполняют разные движения, соотнося их с различными звуками. Например: на звук бубна дети должны поднять руки вверх; на звук колокольчика - вытянуть руки перед собой; на звук барабана - развести их в стороны.
Второй этап работы: Дошкольников учат различать силу, высоту и тембр голоса. Игра: «Кто позвал?»
«Волк и зайцы» Один ребенок - «волк», остальные «зайцы». «Волк» прячется и должен появится, услышав громкие сигналы (например бубен). Остальные дети («зайцы») выполняют различные действия в зависимости от интенсивности звучания условного сигнала: при тихих звуках - спокойно играют, при усилении громкости - настораживаются, при громких звуках - разбегаются.
« Найди куклу» Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (колокольчик). «Покажи звук» Детям раздать по две карточки . На одной из них изображена короткая полоска, на другой- длинная. Взрослый колокольчиком или бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответствующую длительности звука.
«Кто самый внимательный» Взрослый сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2-3 метров от него. Взрослый предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, будь внимательней!» Возьми зайку и посади в грузовик; Возьми зайку из грузовика; Покатай грузовик; Возьми кубик и положи в грузовик; Возьми куклу и посади ее на стул.
« Коробочки» Ребенку предлагают послушать звучание шести коробок (2-х с манкой, 2-х с горохом, 2-х с гречневой крупой). Далее, все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребенку предлагается потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки.
« Солнышко или дождик» Игру можно использовать на прогулках. Взрослый: «Сейчас мы гуляем и светит солнышко, вы гуляйте, а я буду звенеть бубном. Если вдруг начнется дождь, я буду стучать в бубен, а вы услышав стук, бегите домой.
«Три медведя» Педагог выставляет перед детьми картинки трех медведей. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит реплики и звукоподражания то низким голосом, то высоким. Дети должны определить, чей это был голос? (большого мишки, среднего или маленького).
Игра: «Тишина» Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через несколько минут (1-2 мин.) детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.
«Животные и их детеныши» Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
Третий этап работы. Дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.
«Твердый- мягкий» Взрослый по очереди бросает мяч и произносит слоги с твердым звуком, а дети должны вернуть мяч произнося слог с мягким звуком. ЛА-ЛЯ МУ-МЮ ЗА-ЗЯ ОС-ОСЬ ЛЫ-ЛИ ТЫ-ТИ ВА-ВЯ АМ-АМЬ
« Измени слово». Взрослый произносит слова с парным глухим звуком, а дети заменяют его на парный звонкий, проговаривая новое слово и наоборот. Коза - коса Шить - жить Лиза - лиса Шутка - жутко Роза - роса Луша - лужа Зуб – суп Уши - ужи Зайка – сайка и т.п. Злить - слить Посади - позади
«Четвертый лишний» Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, дети должны назвать то, которое отличается от остальных: Стол - стол - гол - стол Ком - ком - кот - ком Дом - том - дом - дом Бочка - бочка - дочка - бочка Канава - канава - панама - канава Утенок - утенок - котенок - утенок Зуб - зуб - суп - зуб Мак - мак - мак - лак Мишка - мышка - мишка - мишка Халат - халат - салат - халат
«Прочитай слово по цифрам» На столе картинки с изображением разных предметов. Под каждой картинкой схема. Состоящая из букв и цифр, показывающих номер буквы в слове. ОМД НААБН ДОЛАК 42135 32154 АБРАНБА АБЫР ОКШАК 2134675 4321 21354
«Цепочка слов» Педагог раскладывает 3 картинки и просит детей составить цепочку слов. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: банан - носок - колодец.
«Найди пару» Соедини картинки, которые начинаются на одни и те же звуки. Раскрась картинки.
«Слушай и выбирай» Педагог выкладывает картинки, названия которых звучат похоже. Например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи, мишка, мышка, миска, халат, салат, ложки, рожки, зуб, суп и т.д. Затем он называет 2-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет в названном порядке.
«Доскажи словечко» Педагог читает стихи, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме. Он большой, как мяч футбольный, Если спелый - все довольны, Так приятен он на вкус, И зовут его... (арбуз). В реке большая драка – Поссорились два... (рака). Он — с бубенчиком в руке, В сине-красном колпаке. Он — веселая игрушка, А зовут его... (Петрушка).
Четвертый этап. Дифференциация слогов.
«Найди лишний слог» Педагог произносит слоговой ряд, а дети определяют, какой слог лишний. Например: ДА-ДА-ДА-НА РА-РА-МА-РА ПА-ПА-ПА-ВА…
«Выбери правильно» Среди пяти - шести картинок ребенок находит те, в названии которых есть заданный звук. Например: Выбери только те картинки, в названиях которых есть звук «А».
«Одинаковые или разные слоги» Педагог определяет водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например «ка». Ребенок вслух повторяет его. Педагог или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: ка - ка, ка - га или ва - фа, ва - ва и т.д. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенном водящим и педагогом угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того чтобы контролировать детей, можно предложить поднять красный флажок, если слоги одинаковые или поднять белый, если слоги - разные.
«Короткие или длинные слова» Педагог объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с детьми произносит названия картинок, отхлопывая слоги. Постепенно ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
Пятый этап. Дифференциация фонем. На этом этапе ребенок учится различать фон родного языка. Начинать нужно обязательно с различения гласных звуков.
«Кто это?» Комарик говорит ЗЗЗ…; Насос качает ССС… Жук жужжит ЖЖЖ… Тигр рычит РРР… Педагог произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.
«Поймай звук» Педагог произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему. А О У А И Ы А Ш С Ж Р Л Ш П В Ш З Ш и т.п.
«Угадай» Детям раздают картинки с изображениями: «Девочка плачет: а-а-а», «Волк воет: у-у-у», «Птичка поет: и-и-и» Далее педагог произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки. Дальше игру можно усложнить. 1 вариант: Взрослый произносит звуки кратко; 2 вариант: Детям раздают вместо картинок символы гласных звуков (по Ткаченко) 3 вариант: В ряд гласных А,У,И включают другие звуки, например О, Ы, Э, на которые дети должны реагировать. Аналогичная работа проводится по дифференциации согласных фонем .
Шестой этап. Освоение ребенком навыков анализа и синтеза.
«Найди место фишке» Детям предлагается взять картинку, назвать ее, определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец) и положить фишку на соответствующее место на схеме).
«Новоселье» Детям предлагают взять картинки с изображением различных животных, назвать слово, затем каждый звук отдельно, подсчитывая количество звуков, и подобрать домики с таким же количеством окошек.
«Слово рассыпалось» Произносятся три звука, например: Д, О, М. Дети, которые знают буквы и умеют читать, составляют слово - ДОМ. К О Т С О М В А З А Р Ы Б А
«Четвертый лишний» Назови, что нарисовано. На какой звук оканчивается каждое слово? Какой предмет в каждом ряду лишний?
«Три звука» Выбери картинку, в названии которой 3 звука. Потом игру усложняем доводим до 4, 5, 6 звуков.
«Гласные звуки играют в прятки» Дети находят гласные звуки в словах из трех звуков.
«Одень Катю» Найти одежду, в названиях которых, есть звук «К».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха. Игры и упражнения.
Дети с недоразвитиемем фонематического слуха имеют нарушения звукопроизношения. Преодоление фонетико-фонематического нарушения речи достигается путём целенапрвленной работы по коррекции фонематическог...
Развитие фонематического слуха посредством игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста.
Недоразвитие фонематического слуха приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, п...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ"
Обеспечение дополнительной мышечной нагрузкой...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему:«Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж-ш».
Речевое развитие...
Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»
laquo;Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»...
Консультация «Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений»
Фонематическое восприятие- это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научи...
Конспект занятия «Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж — ш».
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж — ш»....