«Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений»
презентация по логопедии
Предлагаемая логопедическая презентация рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение фонематического слуха. Данная статья адресована практическим логопедам, методистам и воспитателям ДОУ, а также родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонематический слух- это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы(звуки) родного языка.
Фонематический слух включает в себя: Способность слышать есть данный звук в слове или нет. Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности. Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Фонематическое восприятие - это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух.
Этапы формирования фонематического восприятия: 1. Узнавание неречевых звуков. 2. Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру. 3. Различение слов, близких по звуковому составу.
4. Воспроизведение и дифференциация слогов. 5. Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения. 6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Первый этап работы. На самых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном:
«Угадай что звучит» Взрослый предлагает послушать, как звучат музыкальные инструменты. После того как дети запомнили названия игрушек, ставится ширма и за ней воспроизводить звучание предметов. Дети отгадывают, что звучало?
«Угадай по звуку» На столе предметы: стакан с ложкой, бумага, ключи, ножницы. Детям демонстрируют звучания каждого предмета. Потом предметы находятся за ширмой, а дети отгадывают предмет.
« Я самый внимательный» По инструкции дети выполняют разные движения, соотнося их с различными звуками. Например: на звук бубна дети должны поднять руки вверх; на звук колокольчика - вытянуть руки перед собой; на звук барабана - развести их в стороны.
Второй этап работы: Дошкольников учат различать силу, высоту и тембр голоса. Игра: «Кто позвал?»
«Волк и зайцы» Один ребенок - «волк», остальные «зайцы». «Волк» прячется и должен появится, услышав громкие сигналы (например бубен). Остальные дети («зайцы») выполняют различные действия в зависимости от интенсивности звучания условного сигнала: при тихих звуках - спокойно играют, при усилении громкости - настораживаются, при громких звуках - разбегаются.
« Найди куклу» Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (колокольчик). «Покажи звук» Детям раздать по две карточки . На одной из них изображена короткая полоска, на другой- длинная. Взрослый колокольчиком или бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответствующую длительности звука.
«Кто самый внимательный» Взрослый сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2-3 метров от него. Взрослый предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, будь внимательней!» Возьми зайку и посади в грузовик; Возьми зайку из грузовика; Покатай грузовик; Возьми кубик и положи в грузовик; Возьми куклу и посади ее на стул.
« Коробочки» Ребенку предлагают послушать звучание шести коробок (2-х с манкой, 2-х с горохом, 2-х с гречневой крупой). Далее, все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребенку предлагается потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки.
« Солнышко или дождик» Игру можно использовать на прогулках. Взрослый: «Сейчас мы гуляем и светит солнышко, вы гуляйте, а я буду звенеть бубном. Если вдруг начнется дождь, я буду стучать в бубен, а вы услышав стук, бегите домой.
«Три медведя» Педагог выставляет перед детьми картинки трех медведей. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит реплики и звукоподражания то низким голосом, то высоким. Дети должны определить, чей это был голос? (большого мишки, среднего или маленького).
Игра: «Тишина» Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через несколько минут (1-2 мин.) детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.
«Животные и их детеныши» Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
Третий этап работы. Дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.
«Твердый- мягкий» Взрослый по очереди бросает мяч и произносит слоги с твердым звуком, а дети должны вернуть мяч произнося слог с мягким звуком. ЛА-ЛЯ МУ-МЮ ЗА-ЗЯ ОС-ОСЬ ЛЫ-ЛИ ТЫ-ТИ ВА-ВЯ АМ-АМЬ
« Измени слово». Взрослый произносит слова с парным глухим звуком, а дети заменяют его на парный звонкий, проговаривая новое слово и наоборот. Коза - коса Шить - жить Лиза - лиса Шутка - жутко Роза - роса Луша - лужа Зуб – суп Уши - ужи Зайка – сайка и т.п. Злить - слить Посади - позади
«Четвертый лишний» Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, дети должны назвать то, которое отличается от остальных: Стол - стол - гол - стол Ком - ком - кот - ком Дом - том - дом - дом Бочка - бочка - дочка - бочка Канава - канава - панама - канава Утенок - утенок - котенок - утенок Зуб - зуб - суп - зуб Мак - мак - мак - лак Мишка - мышка - мишка - мишка Халат - халат - салат - халат
«Прочитай слово по цифрам» На столе картинки с изображением разных предметов. Под каждой картинкой схема. Состоящая из букв и цифр, показывающих номер буквы в слове. ОМД НААБН ДОЛАК 42135 32154 АБРАНБА АБЫР ОКШАК 2134675 4321 21354
«Цепочка слов» Педагог раскладывает 3 картинки и просит детей составить цепочку слов. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: банан - носок - колодец.
«Найди пару» Соедини картинки, которые начинаются на одни и те же звуки. Раскрась картинки.
«Слушай и выбирай» Педагог выкладывает картинки, названия которых звучат похоже. Например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи, мишка, мышка, миска, халат, салат, ложки, рожки, зуб, суп и т.д. Затем он называет 2-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет в названном порядке.
«Доскажи словечко» Педагог читает стихи, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме. Он большой, как мяч футбольный, Если спелый - все довольны, Так приятен он на вкус, И зовут его... (арбуз). В реке большая драка – Поссорились два... (рака). Он — с бубенчиком в руке, В сине-красном колпаке. Он — веселая игрушка, А зовут его... (Петрушка).
Четвертый этап. Дифференциация слогов.
«Найди лишний слог» Педагог произносит слоговой ряд, а дети определяют, какой слог лишний. Например: ДА-ДА-ДА-НА РА-РА-МА-РА ПА-ПА-ПА-ВА…
«Выбери правильно» Среди пяти - шести картинок ребенок находит те, в названии которых есть заданный звук. Например: Выбери только те картинки, в названиях которых есть звук «А».
«Одинаковые или разные слоги» Педагог определяет водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например «ка». Ребенок вслух повторяет его. Педагог или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: ка - ка, ка - га или ва - фа, ва - ва и т.д. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенном водящим и педагогом угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того чтобы контролировать детей, можно предложить поднять красный флажок, если слоги одинаковые или поднять белый, если слоги - разные.
«Короткие или длинные слова» Педагог объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с детьми произносит названия картинок, отхлопывая слоги. Постепенно ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
Пятый этап. Дифференциация фонем. На этом этапе ребенок учится различать фон родного языка. Начинать нужно обязательно с различения гласных звуков.
«Кто это?» Комарик говорит ЗЗЗ…; Насос качает ССС… Жук жужжит ЖЖЖ… Тигр рычит РРР… Педагог произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.
«Поймай звук» Педагог произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему. А О У А И Ы А Ш С Ж Р Л Ш П В Ш З Ш и т.п.
«Угадай» Детям раздают картинки с изображениями: «Девочка плачет: а-а-а», «Волк воет: у-у-у», «Птичка поет: и-и-и» Далее педагог произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки. Дальше игру можно усложнить. 1 вариант: Взрослый произносит звуки кратко; 2 вариант: Детям раздают вместо картинок символы гласных звуков (по Ткаченко) 3 вариант: В ряд гласных А,У,И включают другие звуки, например О, Ы, Э, на которые дети должны реагировать. Аналогичная работа проводится по дифференциации согласных фонем .
Шестой этап. Освоение ребенком навыков анализа и синтеза.
«Найди место фишке» Детям предлагается взять картинку, назвать ее, определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец) и положить фишку на соответствующее место на схеме).
«Новоселье» Детям предлагают взять картинки с изображением различных животных, назвать слово, затем каждый звук отдельно, подсчитывая количество звуков, и подобрать домики с таким же количеством окошек.
«Слово рассыпалось» Произносятся три звука, например: Д, О, М. Дети, которые знают буквы и умеют читать, составляют слово - ДОМ. К О Т С О М В А З А Р Ы Б А
«Четвертый лишний» Назови, что нарисовано. На какой звук оканчивается каждое слово? Какой предмет в каждом ряду лишний?
«Три звука» Выбери картинку, в названии которой 3 звука. Потом игру усложняем доводим до 4, 5, 6 звуков.
«Гласные звуки играют в прятки» Дети находят гласные звуки в словах из трех звуков.
«Одень Катю» Найти одежду, в названиях которых, есть звук «К».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/17/picture-389485-1392663962.jpg)
Развитие фонематического слуха. Игры и упражнения.
Дети с недоразвитиемем фонематического слуха имеют нарушения звукопроизношения. Преодоление фонетико-фонематического нарушения речи достигается путём целенапрвленной работы по коррекции фонематическог...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/18/picture-848931-1658136317.jpg)
Развитие фонематического слуха посредством игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста.
Недоразвитие фонематического слуха приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, п...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/22/picture-365620-1526995012.jpg)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ"
Обеспечение дополнительной мышечной нагрузкой...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/07/picture-1288104-1612692920.jpg)
Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему:«Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж-ш».
Речевое развитие...
Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»
laquo;Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»...
Консультация «Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений»
Фонематическое восприятие- это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научи...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/07/picture-1288104-1612692920.jpg)
Конспект занятия «Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж — ш».
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж — ш»....