«Красавица матрешка»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Шадирова Светлана Михайловна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_matreshka.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по речевому развитию на тему

«Красавица матрешка»

(средняя группа)

Образовательная область: Речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.

Цель: формирование связной речи детей посредством рассказывания о игрушке с использованием технологии «скрайбинг»

Задачи:

 Обучающие:

  • называть отличительные признаки игрушки матрёшки;
  • активизировать в речи детей прилагательные;
  • закреплять умение детей образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
  • учить детей рассказывать о игрушке используя технологию «скрайбинг».

Развивающие:

  • развивать коммуникативные качества: умение слушать, уважительно относиться к окружающим.;
  • продолжать развивать психические процессы: память, слуховое и зрительное внимание,

наглядно-действенное мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

Демонстрационный материал: иллюстрации картинок с матрёшкой, деревянная игрушка матрёшка, картинки для рассказывания.

Раздаточный материал: силуэт матрёшки из картона, геометрические фигуры.

Формы организации совместной деятельности: загадывание загадки, организация дидактической игры, слушание образца рассказа с использованием технологии «скрайбинг», составление рассказов детьми, проведение физ. минутки.

Словарная работа (активизация словаря): расписная игрушка.

Предварительная работа: рассматривание матрешки и игры с ней; рассматривание иллюстраций с изображением русской матрешки; книжки-раскраски с матрёшками; стихи и загадки про матрёшку; пальчиковая гимнастика «Мы веселые матрешки».

Ход деятельности:

      I.  Организационный момент – 3 мин:

Приветствие 
Ты мой друг, и я- твой друг,

Как прекрасен мир во круг!

Мы друг другу улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую! («Обнимашки»)

Воспитатель: и с хорошим настроением начнем с вами узнавать новое и интересное о символах России. Присаживаемся на свои стульчики.

II.  Основная часть – 12 мин:

Воспитатель: 

Я на ярмарке бывала,

И игрушки выбирала,

Принесла корзинку вам,

В ней игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Воспитатель: ребята, чтобы узнать какие игрушки лежат в корзине, вам нужно будет отгадать загадку.  Слушайте внимательно.

Красные щёчки,

Пёстрые платочки,

Хлопают в ладошки

Весёлые ...  Дети: матрёшки.

Воспитатель: правильно, матрёшки. А что такое матрешка? Дети: игрушка.

Воспитатель: Матрёшка – это русская - народная игрушка. Посмотрите, какие красивые.

Воспитатель:  посмотрите по внимательней и скажите, что на них надето? Дети: Платок на голове, сарафан.

Воспитатель: платок на голове, сарафан, верно.

Воспитатель: а сарафан чем украшен? Дети: Цветами

Воспитатель:  ребята, а как же получается такая красивая матрешка? Ответы детей.

Воспитатель: Сначала один мастер вытачивает вот такую матрешку (показываю  матрешку). Затем ее расписывает красками уже другой мастер. Поэтому Матрёшка – игрушка расписная!

Воспитатель: еще Матрёшка - кукла необычная.

(Воспитатель берёт в руку матрёшку и слегка трясёт её, побуждая детей прислушаться.)

Воспитатель: ребята, слышите? Что же у нее внутри? Давайте скажем волшебные слова: Матрёшка, Матрёшка, откройся немножко! Матрешка раскрывается. (Обращает внимание детей, что внутри первой куклы сидит кукла поменьше, а в той ещё меньше. Раскрывает матрёшку, достаёт и ставит на стол).

Воспитатель: давайте скажем все вместе – большая, поменьше, самая маленькая матрёшка.

Воспитатель: как вы думаете, из чего Матрёшка сделана? Дети: из дерева.

Воспитатель: значит она какая?  Дети: деревянная.

Воспитатель: а ещё глядя на эту игрушку, что можно сказать, она какая? Дети: яркая, красивая, весёлая, интересная, румяная, расписная.

Физкультминутка "Нарядные Матрешки":

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)- присаживаются.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: А теперь попробуем составить рассказ о матрешке. А помогут нам в этом картинки. (Воспитатель выставляет картинки по одной комментируя их.)

1.Это - Матрёшка. (Выставляется картинка)

2.На ней надет - платок. (Выставляется картинка).

3.На ней надет - сарафан. (Выставляется картинка).

4.Сарафан украшен - цветами. (Выставляется картинка).

5.Матрёшка - сделана из дерева. Она деревянная. (Выставляется картинка)

6. Расписывают Матрешек - красками. Матрешка расписная игрушка (выставляется картина)

7. Матрешку можно разобрать и собрать. (Выставляется картинка)

Воспитатель: ребята, а кто хочет рассказать о матрешке сам, используя вот эти картинки?

(Описание детьми матрёшки самостоятельно по мнемосхеме).

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: ребята, мастера, когда делают своих игрушек - матрешек, называют их ласково. А кто мне скажет, как мы назовем матрешку ласково?

Динамическая пауза. Игра «Назови ласково» - передают Матрешку и отвечают на вопрос

1 не матрёшка, а… (матрёшечка)

2 не кукла, а… (куколка)

3 не лицо, а… (личико)

4 не губы, а… (губки)

5 не щёки, а… (щёчки)

6 не платок, а… (платочек)

7 не сарафан, а… (сарафанчик)

8 не фартук, а… (фартучек)

9 не рубашка, а…(рубашечка)

10 не цветы, а… (цветочки)

III. Заключительная часть. Рефлексия – 5 мин.

Воспитатель: Давайте вспомним, о чем  мы с вами говорили. Кто скажет? Дети: о матрешках.

Воспитатель: что такое матрешка?  Дети: игрушка.

Воспитатель: а какая эта игрушка? Дети: матрешка русская - народная игрушка.

Воспитатель: молодцы  

Воспитатель:  ребята обратите внимание (показ силуэтов матрешек). Матрешки, которых я принесла с Ярмарки, очень грустные, как вы думаете, почему?

Ответы детей: потому что у них нет нарядного сарафана.

Воспитатель: Художники не успели их  всех украсить.  Предлагаю присесть за столы и поднять настроение нашим Матрешкам, украсить сарафаны?

Дети: да!

Самостоятельная деятельность детей «Укрась Матрешке сарафан»

Воспитатель: Матрёшкам очень хочется, чтобы их сарафаны были яркими и нарядными. На столе лежат матрешки и геометрические фигуры, вы должны из них сложить узор на сарафане матрешки. (Дети под народную музыку берут геометрические фигуры и украшают сарафан у матрёшек. После работы все матрёшки рассматриваются.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной игровой деятельности с детьми 1 младшей группы "Красавицы матрешки".

Данный конспект позволяет в ходе совместной игровой деятельности закрепить умение разбирать и собирать матрешку, закрепить понятия "большая", "маленькая", "средняя"; закрепить умение различать и назыв...

Конспект занятия "Красавица матрешка" для группы кратковременного пребывания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детскийсад общего вида №119»«Красавица Матрешка»Тема: Знакомство с игрушкой «матрешкой»(группа кратковременного пребывания «Вместе ...

Конспект интегрированного занятия с детьми 4 – 5 лет Тема: «КРАСАВИЦЫ МАТРЕШКИ».

Конспект интегрированного занятия с детьми 4 - 5 лет. Образовательные области: познание/художественное творчество....

Презентация "Красавицы-матрешки"

Презентация "Красавицы-матрешки"...

Конспект занятия "Красавица матрешка"

Конспект занятия " Красавица матрешка"...

Проект "Русская красавица- матрешка"

Проект для средней группы....