Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей в образовательной деятельности по ознакомлению с сезонными явлениями природы"
консультация по развитию речи
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи детей в образовательной деятельности по ознакомлению с сезонными явлениями природы
Связная речь, как высшая форма речемыслительной деятельности, является показателем уровня речевого и умственного развития ребенка. Практический опыт работы показал необходимость новых подходов к проблеме развития связной речи детей в дошкольном учреждении.
Ребенок получает свои первые ощущения и представления из окружающей его среды, а это значит, что любое знание, выраженное в слове, вытекает из опыта, т.е. восприятий, получаемых ребенком из мира конкретных явлений и вещей. Природа всегда вокруг ребенка, она воздействует на ребенка с ранних лет своим разнообразием и новизной, вызывает его изумление, желание больше узнать, спросить, обсудить увиденное.
Природа помогает наглядно и доступно продемонстрировать причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь и взаимозависимость предметов и явлений. Чтобы развитие мышления и речи ребенка при ознакомлении с природой достигло, более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателем этого процесса. Воспитатель учит детей наблюдать, выделять эти связи и объяснять наблюдаемое, что оказывает значительное влияние на развитие их мыслительное деятельности. В процессе познания природы дети осваивают словарь, грамматические категории, обозначающие названия, действия и качества, что помогает им анализировать предмет и явление с разных сторон. В связи с этим, воспитателями создаются условия для развития связной речи детей и формирования таких ее качеств как последовательность, логичность, доказательность и четкость. Благодаря этому, ребенок учится рассуждать, рассказывать описывать.
Знакомство детей с природными явлениями и объектами Н.Ф. Виноградова рекомендует проводить по сезонам, соблюдая последовательность естественной смены времени года, считая, что это поможет детям осмыслить само это понятие «время года».
Например, весною можно знакомить детей с такими явлениями как: таяние снега, сосульки, капель, проталины, первая свежая травка, набухание почек, первые зеленые листочки, первые цветы (мать-и-мачеха, перелески, одуванчики и др.), синева неба, ласковое солнце, прилет птиц, появление насекомых (мух, бабочек, жуков, появление лягушек), весенний дождь, лужи, ветер.
Летом это: увеличение долготы дня, повышение температуры, палящее солнце, летняя выгоревшая листва, цветы, ягоды, овощи, грибы, жизнь птиц летом (гнездование, вывод птенцов, пение птиц), жизнь насекомых, летний дождь, ливень, град, тучи, гроза, гром, молния, радуга.
Осенью можно наблюдать: увядание травы и цветов; серое, хмурое осеннее небо; тучи; холодный, порывистый ветер; изменение цвета листвы; листопад; исчезновение мух и других насекомых; осенние дожди; первый лед и снег; сокращение долготы дня.
Зимою обратить внимание детей на короткий день, снегопад и снег, лед и замерзание водоемов, мороз и вьюгу, зимнее небо, иней и узоры на замерзших окнах, жизнь птиц зимой.
Важным условием так же является проведение нескольких повторных встреч с явлениями, для их лучшего понимания, а также как можно большего разнообразия условий этих встреч.
В работе с детьми, для активизации познавательной деятельности и речевой активности, необходимо использовать различные экологические игры (дидактические, речевые подвижные), игровые обучающие ситуации, экскурсии, целевые прогулки, природоохранительные акции и экологические проекты, наблюдения разных видов, элементарные опыты, эксперименты и трудовую деятельность. Воспитатель должен стараться углубить представления детей и научить применять их в различных обучающих ситуациях. Для этого необходимо грамотно сочетать разные виды образовательной и практической деятельности детей
В образовательной деятельности по ознакомлению с сезонными явлениями природы необходимо использовать различные дидактические речевые игры, в ходе которых выполняются различные задания: найти признаки сезонного явления или общий признак, подобрать однокоренное слово, научиться употреблять слова во множественном числе и др.
Подбор антонимов позволит детям научиться сопоставлять предметы и явления окружающего мира: по величине, по временным и пространственным отношениям и др. Например: д/и «Скажи наоборот» (Тепло – холодно, низкий – высокий, радостный – грустный, печальный; солнечный – пасмурный; спелый – не-спелый; сухой – мокрый, тихий – шумный, рано – поздно). Дидактические игры по подбору синонимов помогут детям вдуматься в смысл употребляемых слов и правильно их сочетать, подбирая более точное в смысловом отношении слово.
Для обучения детей способам словообразования разных частей речи, можно использовать такие дидактические игры, как например: «Слова родственники» (Лес – лесной – лесок – лесник; дерево – деревцо – деревянный; гриб – грибок – грибочек – грибник – грибной – грибница; лист – листва – листок – листочек – лиственный; снег – снегопад – снеговик – снегурочка – снежинка – снежок – снежный; дождь – дождик – дождевик – дождливый; лед – ледовый – ледок - ледяной – ледокол – заледенелый – льдинка; сад – садовод – садовый – садовник – посадить – посадить; вода – водичка – водопад – водяной – водный).
Что бы дети более уместно применяли слова в разных типах высказываний, необходимо научить их способам словообразования существительных и прилагательных с помощью суффиксов, придающих им эмоционально-экспрессивную окраску, для этого можно применить такие дидактические игры как: «Назови ласково» (Береза – березонька, ручей – ручеек, солнце – солнышко, куст – кусток – кусточек, дождь – дождик – дождичек, теплый – тепленький, зеленый – зелененький, кучерявый – кучерявенький, белый – беленький – белёхонький).
С помощью дидактических игр дети научатся образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных, например: Д/и «Есть или нет» (Деревья – деревьев; листья – листьев; колосья – колосьев; цветы – цветов; огурцы – огурцов; кусты – кустов; птицы – птиц; тучи – туч; груши – груш; яблоки – яблок; ветки – веток).
Наблюдая за различными природными явлениями, дети учатся правильному образованию разных форм глаголов, спряжению их по лицам и числам и закрепляют это в речевых дидактических играх, например, Д/и «Что происходит в природе» (слова подбираются с опорой на сезон)
Солнце | Что делает? | Светит, греет и печет. |
Дождь
| Что делает? | Льет, идет, моросит, капает, стучит по крышам. |
Птицы
| Что делают? | Собираются в стаи, улетают, возвращаются, вьют гнезда, поют песни, высиживают яйца, кормят птенцов. |
Листья
| Что делают? | Опадают, падают, летят, кружатся на ветру, вырастают, шумят, шелестят, зеленеют. |
Деревья от ветра | Что де лают? | Гнутся, качаются, сгибаются, наклоняются. |
Трава | Что делает? | Желтеет, вянет, зеленеет |
Ветер
| Что делает? | Дует, воет, гнет деревья, срывает и кружит листья, гонит облака по небу и т.д. |
Правильному согласованию имен существительных и имен прилагательных помогут речевые дидактические игры с опорой на наглядность, например, Д/игра «Подбери признак» (слова подбираются с опорой на сезон).
Листья осенью (какие?) — зеленые; желтые, красные, багряные, золотые, как можно сказать об этом одним словом – разноцветные.
Дождь весною (какой?) – освежающий, ласковый, мелкий.
Дождь летом (какой?) – теплый, грибной, слепой, шумный.
Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий, сильный, грустный.
Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая
Погода летом (какая?) – теплая, солнечная, ясная.
Деревья осенью (какие?) — с разноцветными листьями.
Используя подобранные словосочетания существительных с глаголами и прилагательными, дети смогут свободнее составлять сложные предложения, что подведет их к построению связного высказывания о наблюдаемых явлениях.
Для развития логического мышления, можно использовать такие игры, как например «Третий лишний»:
Пасмурно – ненастно – ясно; деревянный – глиняный – прочный; лето - весна – воскресенье; ясно – солнечно – дождливо; лес – лесник – лестница; вишня – яблоня – береза; гусь – гусыня – гусеница.
Для развития способности детей составлять логичные и последовательные высказывания, развития умения устанавливать причинно-следственные связи, необходимо использовать игры с использованием дидактических пособий «Что сначала, что потом», «Путаница» и др.
В работе по наблюдению сезонных явлений хороший результат приносит использование таких приемов как:
- точное название и обозначение объекта или явления педагогом;
- соотнесение названного слова с объектом;
- объяснение связи слова с действием (Проведите рукой по шероховатому стволу клена. Побегайте по опавшим листьям и послушайте, как они шуршат).
Для того, чтобы показать звуковое многообразие слов, их красочность и образность, обратить внимание на многозначность слов необходимо подобрать лексический материал (Коси, коса, пока роса. Как у доченьки коса всему городу краса) и на переносное значение слов (Осень идёт, и дожди за собой ведёт. На дворе мороз, а в кармане денежки тают. Та ей в глаза хохочет).
В работе также поможет картотека загадок, которые описывают разные природные явления, доступным для детей языком, заставляют их активизировать и обобщить все полученные знания. Например: Скатерть бела, весь свет одела (снег). Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает (снег). Мостится мост без досок, без топора, без клина (лед). В новой стене, в круглом окне, днем стекло разбито, за ночь вставлено (прорубь). Без рук, без ног, а ворота отворяет (ветер). Что без огня горит? (Гроза) На землю падает, от земли не отлетает (дождь). Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает (роса). Без крыл летит (ветер), без ног идет (дождь), без огня горит (солнце) и т.д.
Применение вышеизложенных педагогических рекомендаций, поможет воспитателю достичь высоких результатов в работе по развитию связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности по ознакомлению с сезонными явлениями природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Задачи:- связная речь: учить пересказывать сказку вместе с воспитателем;- звуковая культура речи: приучать отчетливо и правильно произносить звук «С» изолированно и в сло...
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром природы».
Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем мире....
Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой
Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Осень»
Программные задачи:1. Систематизировать знания детей об осени2. Уточнить представление о признаках осени3. Закрепить осенние месяцы4. Развивать умение рассуждать по теме5. Воспитывать умение видеть кр...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Грибы, ягоды»
Цель:учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность.Виды деятельности:игровая, двигательная, восприятие художествен...
Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"
Перспективный план...
Перспективный план работы с детьми по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"
Перспективный план работы с детьми...