ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по развитию речи
Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком языка,
становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической, связной речи, усвоение его выраженности и образности.
Для успешного формирования связной монологической речи необходимы определѐнные условия такие как: крепкое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, а также разнообразная деятельность детей,богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание детской речи, высокий уровень профессионального мастерства педагогов. Н.В. Гавриш отмечает, что в основе созревания речевой функциональной системы лежит афферентация, т.е. поступление из внешнего мира через различные анализаторы, в первую очередь слуховой анализатор, разнообразных сигналов и, прежде всего – речевых. В связи с этим, роль речевого окружения и речевого общения очень велика, и их недостаточность может быть одной из основных причин, нарушающих формирование речи [3].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Аббасова Л.И., Балашкевич С.С.,
ГБОУВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет" (г.Симферополь)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком языка,
становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической, связной речи, усвоение его выраженности и образности.
Для успешного формирования связной монологической речи необходимы определѐнные условия такие как: крепкое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, а также разнообразная деятельность детей,богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание детской речи, высокий уровень профессионального мастерства педагогов. Н.В. Гавриш отмечает, что в основе созревания речевой функциональной системы лежит афферентация, т.е. поступление из внешнего мира через различные анализаторы, в первую очередь слуховой анализатор, разнообразных сигналов и, прежде всего – речевых. В связи с этим, роль речевого окружения и речевого общения очень велика, и их недостаточность может быть одной из основных причин, нарушающих формирование речи [3].
Характеризуя особенности развития детей четырех–пяти лет, А.С. Галанов предлагает обращать внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях ребенка (речь – невнятная, невыразительная, монотонная, возможны заикания) [4].
Монологическая речь требует более длительной внутренней подготовки, предварительного обдумывания, сосредоточения на главном, предполагает умение избирательно пользоваться уместными для конкретного случая языковыми средствами. Монологическая речь вбирает в себя все
достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой формой, лексическим составом, грамматическим строением [5]. Итак, монологическая речь - это более сложный, произвольный, организованный вид речи, что требует специального обучения. Предмет и цель высказывания
определяют его логическую последовательность и синтаксическое оформление. Значительное место в монологе занимает отбор слов, нужных для построения связного высказывания. Подбор слов регулируется определенной системой правил, то есть он должен подчиняться общим
закономерностям построения текста.
По определению способов формирования детской речи специалисты лингводидактики акцентируют внимание на творческом характере усвоения детьми родного языка. Построение монологического высказывания требует от говорящего проявления творчества, умения продумать содержание, правильности его словесного оформления. В связной речи наглядно проявляется осознание ребенком речевого действия. Как отмечают ученые, речевое высказывание требует внутреннего программирования и внешне речевой деятельности, во время которой говорящий опирается на некую внутреннюю схему, синтаксическую модель, что дает ему возможность строить высказывание нужного качества. Это объясняет важность выделения задачи, направленной на формирование таких качеств самостоятельного связного высказывания, как цельность, содержательность, логическая последовательность, образность, креативность. Нужно целенаправленно развивать определенные качества моноологичного высказывания.
Анализируя детское высказывание, исследователи считают, что речь может быть ситуативной (связанной с конкретной ситуацией, но не воспроизводит в словесных формах связного смыслового целого) и контекстовой (смысл которой понятен из самого контекста высказывания). Если в ситуативной речи говорящий активно использует мимику, жесты, указательные местоимения, междометия, то контекстовая требует построения высказывания без непосредственного восприятия конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства. Ситуативность детской речи особенно
на начальных этапах объясняется наглядно-образным характером мышления детей и доминированием эмоционального отношения к предмету высказывания.
Устоявшимся является взгляд на особенности формирования монологической речи, согласно которому ситуативность речи связывается с диалогом, а контекстовость - с монологом и в целом с определенным возрастным периодом. Старший дошкольный возраст характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей: нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса; ребенок активно использует все части речи, постепенно формируются навыки
словообразования.
Отечественный исследователь речи и речевого общения дошкольников А. Г. Арушанова отмечает, что яркой характеристикой речи старшего дошкольника является активное освоение им построения разных типов текстов; ребенок осваивает форму монолога; речь становится контекстной,
независимой от наглядно представленной ситуации общения. Детей старшего дошкольного возраста связная монологчиеская речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребѐнок отвечает достаточно точными, краткими или же развѐрнутыми ответами. Развивается умение оценивать
высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребѐнок может довольно последовательно и чѐтко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети всѐ ещѐ нуждаются в предшествующем образце воспитателя.
Умение передавать в рассказе своѐ эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно. Развитие связной монологиеской речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях [1].
В старшем дошкольном возрасте дети должны уметь: самостоятельно согласовывать и образовывать слова, строить сложные конструкции предложений; быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова; самостоятельно, без помощи воспитателя
пересказывать текст, придумывать новые эпизоды сказок, сочинять собственные, составлять описательные рассказы по картинам; дифференцировать звуки, регулировать темп речи и речевое
дыхание, владеть навыком рифмотворчества и словотворчества; использовать действия детализации (знаково-символическое моделирование); внимательно слушать взрослого, действовать по
предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу.
Таким образом, в качестве общих закономерностей развития речи ребенка в дошкольном возрасте можно выделить следующие: появление слова как компонента ситуации, рядоположенного другим ее свойствам. Здесь нельзя еще говорить о формировании семиотической функции; отделение
слова от ситуации, начало его функционирования по законам, присущим знаково-символическим системам. Объективное возникновение и развитие семиотической функции с сохранением ориентировки на предметное содержание слова (символическая функция); возникновение рефлексии
на разделение планов, которая в дальнейшем распространяется на все другие компоненты знаковой ситуации, составляющие семиотическую функцию.
Список использованной литературы:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
2. Бородич А.М., Методика развития речи детей /А.М. Бородич – М.: Просвещение, 2004. – 255 с.
3. Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников// сборник Проблемы изучения речи дошкольников / Под ред. Ушаковой О.С. - М., РАО, 1994.
4. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет. - М., 2002. - 214 c.
5. Ладыженская Т.А.Устная речь как средство и предмет обучения: [Текст] Учебное пособие /Т.А. Ладыженская. - М. Флинта: Наука, 1998. -136с.
© Аббасова Л.И., Балашкевич С.С., 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития монологической речи детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей "Особенности развития монологической речи детей дошкольного возраста"...
Определение уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста
Статья посвящена методике определения уровня сформированности связной монологической речи детей дошкольного возраста...
Определение уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста
Методика оценки эффективности коррекционной работы в логопедической группе...
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
Развитие связной речи, происходя постепенно вместе с развитием мышления, связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми....
Определение уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста.
Коррекционно- логопедическая работа с детьми по определению уровня сформированности и особенностей связной монологической речи дошкольников....
Сюжетно - дидактические игры в развитии монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Сюжетно - дидактические игры в развитии монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет. 1. Сюжетно-дидактическая игра «Фермер» Описание: я предлагаю вашему вниманию сюже...
Развитие монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет в процессе составления описательных рассказов с использованием мнемотаблиц
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения де...