Сборник конспектов НОД "Моя семья - моя крепость" по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Сборник конспектов НОД "Моя семья - моя крепость" по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_konspektov.docx | 84.92 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Г. ИРКУТСК
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Иркутска детский сад №95
ПРИНЯТ УТВЕРЖДЕН:
На Педагогическом советом №4 Приказом и.о. заведующего
От «20» декабря 2023 г. МБДОУ г. Иркутска детского
Протокол №4 /2023 от «20» сада №95
декабря 2023г. № 274 от 20.12.2023
_______________Е.А. Волынкина
«Моя семья – моя крепость»
Сборник конспектов НОД по познавательному
развитию для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Распутина Н.Г.,
воспитатель
Целевая аудитория: дети
старшего дошкольного
возраста
2024
Оглавление
Введение | 3 |
Цель, задачи | 4 |
Принципы работы педагога | 4 |
Методы работы | 5 |
Планируемые результаты | 5 |
Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста | 6 |
Перспективный план | 7 |
Заключение | 8 |
Литература | 9 |
Приложение 1. Конспекты | 10 |
Приложение 2. Консультации | 36 |
Приложение 3. Дидактические игры | 40 |
Приложение 4. Пословицы и поговорки | 43 |
Приложение 5. Загадки | 44 |
Введение
Семейные ценности – это традиции и обычаи, воспоминания, моменты,
которые люди переживают вместе – горе и радость, благополучие и невзгоды.
Это те чувства и вещи, которые передаются из поколения в поколение. Все в человеке уходит корнями в детство. Все нормы, правила поведения ребенок получает от своих родителей и родственников. Именно родители становятся для ребенка моделью поведения и отношения к окружающим. По большей части доступным способом, как это сделать естественно и непринужденно, это семейные традиции. В семейных традициях рождаются воспоминания, которые ребенок пронесет через всю свою жизнь и будет обязательно приумножать их со своими будущими детьми.
Воспитание – это процесс передачи от старших поколений общественно-исторического опыта молодым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимым для обеспечения дальнейшего развития общества.
В семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители – мать и отец. Дети связывают с ними понятие своего дома, своего место рождения, своего края, своей Родины. Каждый ребенок рождается добрым и для «хорошей жизни», поэтому то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и взрослых, которые его окружают, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогащают. Атмосфера, которая царит дома, положительно влияет на будущее детей. Перед взрослыми стоит непростая задача – передать маленькому человеку всю глубину понятия «гражданин Родины», привить ему любовь к Родине. Именно в семье формируются привычки и принципы жизни. От того, как строятся семейные отношения, какие ценности и интересы стоят на первом плане, зависит то, какими вырастут дети. Каждая семья имеет свою историю, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья - это часть людей! Зная историю своей семьи, вы сможете лучше узнать историю своего народа. Каждый, от мала до велика, чувствует любовь и поддержку всех членов семьи, испытывает чувство безопасности, не стесняется открыто выражать свои чувства, выражать свои желания.
Для родителей дети – смысл и радость всей жизни и следует подчеркнуть, что гражданско-патриотическое воспитание означает развитие высоких морально-этических ценностей. Гражданин – это человек, сочетающий в себе развитую моральную, правовую и политическую культуру.
В настоящее время ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности детей дошкольного возраста.
Задача педагогов – помочь дошкольникам понять и развить ориентир на семейный мир, семейные ценности, организовывать свою воспитательную работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели - формирования духовно-нравственной личности. Семья и дошкольное учреждение – два социальных института, от координации действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Дошкольный возраст более благоприятен для привития семейных культурных традиций, поскольку дети, как губка, впитывают все, что видят вокруг, перенимают модель поведения взрослых и наследуют морально-этические ценности родной культуры.
Практическая значимость методической разработки: решение проблемы
Формирования представлений об основах патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, за счет включения системы педагогических мероприятий в образовательный процесс МБДОУ г. Иркутска детский сад № 95.
Цель:
Создание педагогических условий для воспитания патриотических чувств путем формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о семье, ее значении в жизни человека в ходе занятий по познавательному развитию в образовательном процессе
Задачи:
- Формировать у детей представление о семье, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
- Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
- Обогащать первоначальные представления о семейной традиции, о праздниках.
Принципы работы педагога
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств ребенка. Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к семье, Родине, чувство гордости и ответственности за свою Родину, стремление быть частью великой страны. Рост патриотизма не является простым и непрерывным процессом; многое зависит от окружения ребенка, от того, что запечатлелось в сознании ребенка с детства. Роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей очень важна, так как нравственные качества человека формируются еще в дошкольном возрасте.
Дети дошкольного возраста особенно эмоциональны, любознательны, готовы сопереживать, у них формируется личностные ориентиры, поэтому воспитательная работа может проводиться более плодотворно. Этому способствует и особая чувствительность дошкольников к влиянию взрослых.
Таким образом, при решении задач нравственно-патриотического воспитания каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка определенного возраста;
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимально учитывающий его особенности, способности и психологические интересы;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, соответствующий возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на активности детей.
Методы работы
Игры - упражнения
Беседы
Викторины
Чтение художественной литературы
Фотовыставка
Сюжетно-ролевые игры
Использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок)
Знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т.д)
Планируемые результаты
- Повышение уровня знаний и представлений детей о своей семье, ее традициях, семейных отношениях и взаимоотношениях, семейных интересах.
- Понимание детьми понятий: «родословное древо», «родословная», «родственники».
- Развитие сотрудничества и взаимодействия семьи и детского сада.
- Способность детей заботиться о членах семьи и совершать добрые дела.
- Возрождение семейных традиций
Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми приведет к сближению в достижении общей цели: роста гармонично развитой личности.
Психофизиологические особенности детей старшего возраста
Дети старшего дошкольного возраста имеют несколько взаимосвязанных психофизиологических особенностей, составляющих характеристику детской направленности, что позволяет привлечь их к семейным ценностям:
- формируются образные формы познания окружающего.
- развитие способности действовать согласно идеям, позволяет значительно расширить объем знаний о семейном мире.
- психический процесс «воображение» очень ярко проявляется в
производственной деятельности.
- формирование мотивации, регулирующей деятельность
ребенок. Подражание взрослым.
- эмоциональная сфера ребенка развивается и претерпевает изменения.
Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста связаны с разными сферами – эмоциональной, интеллектуальной, поведенческой, мотивационной. На их основе дошкольник постигает мир семьи. Психофизиологические характеристики уточняют содержание и структуру ориентации дошкольника на знакомство с семейными ценностями. В этой структуре можно выделить:
1) нравственный компонент. Умение действовать в соответствии с приобретением семейного опыта, знание и представление о семье.
2) эмоционально-сенсорный компонент, определяющий чувства и
эмоции. Благоприятные внутрисемейные отношения.
3) мотивационно-потребностный компонент.
4) поведенческий компонент. Отношение к семье через деятельность, в которой отражается способности ребенка.
В старшем дошкольном возрасте меняется образ жизни ребенка, создаются новые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, формируются новые виды деятельности.
Психологические особенности детей дошкольного возраста охватывают познавательную, эмоциональную и поведенческую сферы и дают возможность сформировать положительные взгляды на мир семьи.
Перспективный план
Тематические занятия с детьми составлены на основе методического пособия Даусон А. Д. и Утемова В. В. «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС дошкольного образования
Период | Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
1 неделя | Формирование представления о семье, родственных отношениях. | Чтение художественной литературы: В. Катаев «Цветик -семицветик». Познавательные занятия «Генеалогическое древо моей семьи». «Здоровый Я – счастлива семья»» Дидактические игры: «Разложи картинки по порядку», «Это я, это я, эта вся наша семья!» Дидактическое упражнение «Моих родителей зовут…» | Подбор литературы для родителей по теме «Моя семья - моя крепость». Конкурс: «Герб моей семьи». |
2 неделя | Подгрупповая и индивидуальная работа с помощью занимательного материала | Познавательное занятие« Все профессии важны» Дидактические игры: «Угадайте, какая профессия у человека?», «Разложи картинки по порядку», «Кому нужен этот предмет?» Чтение стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине». | Консультация для родителей « Семья и ее традиции» |
3 неделя | Закрепить знания о ближнем окружении, помочь детям разбираться в родственных связях. | Познавательное занятие «Моя семья». Дидактическая игра: «Ласковое слово», «Радость или грусть? » Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: игровые ситуации по замыслу детей. | Составление генеалогического древа своей семьи. |
4 неделя | Тематическое занятие « Обычаи, обряды, традиции» Игровая ситуация « Мы гостеприимные» Дидактическая игра « Верю- не верю». Викторина « Я и моя семья». | Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание начинается с семьи» |
Заключение
Традиционные семейные ценности – это нормы, модели поведения, обычаи и отношения семьи, которые передаются из поколения в поколение. Наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи законов внутрисемейного взаимодействия будущим поколениям семьи. Основными признаками приобщения дошкольников к традиционным семейным ценностям являются проведение различных мероприятий (игр, занятий, бесед, праздников, спортивных мероприятий и т. д.).
В результате педагогической деятельности изменятся представления дошкольников о семье, семейных отношениях и традициях, что способствует углублению и расширению их интереса. Содержание традиционной семейной культуры богато и разнообразно, некоторые ее части могут быть адаптированы для освоения детьми дошкольного возраста и служить основой для развития у них интереса к познанию окружающего.
Литература
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 №273
2. Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования//Приказ Министерства образования и науки №1155 от 17.10.2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).
3. Даусон А.Д., Утёмов В.В. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС дошкольного образования: Методическое пособие. - Киров: Издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2016 – 40с.
4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М. : Академия, 1999. — 232 с.
5. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. – М.:Мозаика – Синтез, 2008
6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическоевоспитание дошкольников: методическое пособие / М.Д. Маханева. М.: ТЦ Сфера, 2009
– 96 с.
7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. - Санкт – Петербург: «Детство - Пресс», 2010
8. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. - СПб.: Издательский Дом «Литера»,
2007
Приложение 1
Конспект «Генеалогическое древо моей семьи»
Цель: вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями.
- познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».
Задачи:
- Закреплять представления о родственных отношениях и взаимосвязях.
- Знать понятия «родословная», «генеалогическое древо»
- Уметь составлять генеалогическое древо
- Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Ход занятия:
Здравствуйте дорогие ребята!
Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.
Сегодня мы побеседуем с вами о семье. У всех дома, наверное, есть семейные альбомы, в которых хранятся фотографии близких людей – наших родных. Кто может сказать, чьи фотографии вы там храните? ( Ответы детей)
А сейчас подумайте, и ответьте, кого называют родственниками?
-Правильно. Родственниками называют близких по родству людей.
- Как вы думаете, что такое семья? (ответы детей)
-А чем отличаются слова « родственники» и «семья»? ( Ответы детей)
На доске висит ребус. Цифра 7 и буква Я. Отгадайте, что в нем зашифровано.
Правильно СЕМЬЯ. Перечислите родственников, кто входит в вашу близкую семью.
А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?
Физкультминутка « Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
На мольберте перед детьми висит картина с генеалогическим древом.
-Сейчас я вам расскажу, что такое генеалогическое древо.
- С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева. Как растет дерево, так растет и каждая семья – от самых древних предков (корней) до юных представителей рода (зеленых листочков). Мам и пап в семейном древе можно сравнить с ветками, бабушек и дедушек – с крепким стволом. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». Родословное дерево помогает хранить память о предках, благодаря ему мы лучше знаем историю своего рода. Как дерево сильно за счет своих корней, так и сила семьи держится на его корнях. С помощью семейного дерева можно узнать о жизни своих предков. Такое дерево есть у каждого из нас. У некоторых оно большое у некоторых маленькое. Дерево уходит своими корнями далеко в прошлые века.
Сейчас я вам предлагаю взять листочки, на них нарисовано генеалогическое дерево. На ветках дерева нарисованы кружки. Вы должны, прежде всего, на кружке нарисовать себя. А затем нарисовать ваших маму, папу, бабушек, дедушек, сестёр и братьев. Посмотрим, у кого самая большая получилась семья.
Дети заняты рисованием.
Заключительная часть:
Посмотрите, как преобразилось древо. Это получился ваш род. Понравилось ваше дерево жизни самому, почему?
Вы составили генеалогическое древо, которое покажете своим родителям и расскажете о занятии.
Будете ли вы продолжать дома с родителями работу над вашим деревом?
Конспект занятия « Все профессии важны»
Цели: закреплять с детьми названия профессий своих родителей, их значение.
Задачи: Воспитывать интерес к профессиям, уважение к труду взрослых; формировать познавательный интерес к людям труда и к их профессиям; развивать умение рассуждать и воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.
Ход занятия:
Доброе утро дорогие ребята. Вас родители сегодня привели в детский сад, а куда они пошли, домой? (Ответы детей) Ну, конечно, на работу.
А для чего наши родители работают? (Ответы детей)
Профессия - это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий очень много. Профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям.
Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных.
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
Сразу всех не называю,
Вам продолжить предлагаю...
Дети называют профессии поочерёдно.
Ребята, а кто может рассказать, какую профессию имеют ваши родители, и кем хотите стать вы, когда вырастите? ( Ответы детей)
Профессия – это труд взрослого человека, требующий специальных навыков и знаний и приносящий доход.
Ребята, вы знаете много профессий. Но давайте проверим, знаете ли вы, что нужно, чтобы стать настоящим специалистом своего дела? (Ответы детей)
Все профессии важны
И, конечно, нам нужны
Продолжать сейчас я буду,
Но скажу вам точно я:
Разные профессии
Каждому – своя.
Игра «Угадайте, какая профессия у человека?»
Весы, прилавок, товар – (Продавец)
Каска, шланг, вода – (Пожарный)
Сцена, роль, грим – (Артист)
Читальный зал, книги, читатели – (Библиотекарь)
Ножницы, ткань, швейная машинка – (Портной)
Плита, кастрюля, вкусное блюдо – (Повар)
Доска, мел, учебник – (Учитель)
Руль, колеса, дорога – (Водитель)
Дети, игры, прогулки – (Воспитатель)
Топор, пила, гвозди – (Плотник)
Кирпичи, цемент, новый дом – (Строитель)
Краска, кисти, побелка – (Маляр)
Ножницы, фен, прическа – (Парикмахер)
Корабль, тельняшка, море – (Моряк)
Небо, самолет, аэродром – (Летчик)
Землетрясение, обвал, чрезвычайная ситуация – (Спасатель)
Молодцы, справились!
Физкультминутка:
Мы отважные пилоты. (Руки в стороны с наклонами)
Водим в небе самолеты. (Имитация)
Над родной землей летаем, (Вращение туловище)
Обгоняя птичьи стаи. (Махи руками)
Хоть взлетаем высоко – (Прыжки на месте)
Приземляемся легко! (Посадка на место)
Давайте с вами вспомним, какие пословицы о труде мы с вами знаем. (Ответы детей)
Кончил дело — гуляй смело.
Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Дело мастера боится.
Семь раз отмерь, один — отрежь.
Землю красит солнце, а человека — труд.
Делу — время, а потехе — час.
Кто не работает, тот не ест.
Труд кормит, а лень портит.
-Ребята, а сейчас поиграем в игру «Кому нужен этот предмет?»
На столе лежат различные предметы: фонендоскоп, посуда, продукты, жезл, каска, машина, краски, указка и т.д.
Выбирается несколько детей и на раз, два, три дети берут предметы и говорят, кому нужен этот предмет.
Какая же профессия, о которой мы говорили сегодня, вам показалась самой нужной и важной? (дети отвечают).
Сегодня вы все большие молодцы. Сегодня мы с вами поговорили о профессиях, узнали, кто кем хочет стать, выяснили, что нет профессии самой важной. Я надеюсь, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела.
Конспект занятия « Здоровый Я – счастлива семья»
Цель:
Формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Задачи:
- сформировать стремление к здоровому образу жизни и осознанное отношение к собственному здоровью и к здоровью своих близких.
- воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Когда я сегодня к вам шла, я встретила доктора Пилюлькина из лаборатории Здоровья. Он к нам сейчас придет, хочет у вас узнать, как вы ведете здоровый образ жизни и помогают ли вам в этом ваши родители. А вот и он.
Входит доктор Пилюлькин.
- Здравствуйте дорогие ребята. Мои коллеги ученые отправили меня по детским садам узнать, что дети знают о здоровье. И если кто-то не знает, я заберу его с собой в лабораторию.
Итак! Как вы думаете, что такое здоровье? Как выглядит здоровый человек? Чем он отличается от больного человека? (ответы детей). Молодцы ребята!
А скажите, пожалуйста, вы соблюдаете режим дня? (Ответы детей)
Режим дня помогает нам распределить день по порядку. Мы с вами, благодаря режиму дня, не опаздываем, знаем, когда время кушать, гулять и заниматься. Сейчас немного поиграем.
Игра «Разложи картинки по порядку»
(подъём, зарядка, утренний туалет, завтрак, занятия, прогулка, обед, тихий час, гимнастика после сна, полдник, игра, ужин, прогулка, вечерний туалет, сон)
- Повторим вместе правильный режим дня.
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья,
Должен быть режим у дня.
А ваши родители соблюдают режим дня? ( Ответы детей)
Ребята, а каких людей вы считаете сильными? А ваши папы и дедушки сильные? А где находится ваша сила? (Наша сила в мышцах.). Давайте немного разомнемся.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
ИГРА «Это я, это я, эта вся наша семья!»
Если согласны, говорите хором: «Это я, это я, это вся наша семья!»
Если не согласны – молчите.
-- Кто из вас всегда готов жизнь прожить без докторов?
-- Кто не хочет быть здоровым, Бодрым, стройным и веселым?
-- Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
-- Кто мороза не боится, на коньках летит, как птица?
-- Ну а кто начнет обед с жвачки импортной, конфет?
-- Кто же любит помидоры, фрукты, овощи, лимоны?
-- Кто поел и чистит зубки ежедневно дважды в сутки?
-- Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей?
-- Кто, согласно распорядку, выполняет физзарядку?
-- Кто, хочу у вас узнать, любит петь и отдыхать?
Молодцы. А правильно ли вас кормят родители, полезные ли едите продукты, чтобы быть здоровыми? ( Ответы детей)
Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
Молодцы ребята. Вы справились со всеми заданиями. Теперь я точно знаю, что вы здоровы. Я уверен, что вы будете соблюдать и режим дня, и правильное питание и поддерживать здоровый образ жизни. А мне пора к другим ребятам. До новых встреч!
Конспект занятия « Народные символы России»
Цель: формирование системных представлений о государственной символике родной страны у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они
живут.
-Воспитывать духовные и патриотические чувства, любовь к Родине,
уважение к флагу, гимну и гербу России.
- Формировать гражданско-патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста.
Ход занятия:
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Ребята, мы живём в стране, у которой удивительное имя. А вы знаете, как называется наша страна? (Ответы детей )
Правильно, наша страна называется Россия! Страна, в которой мы живем. Ее площадь по величине занимает первое место по территории других стран мира. Главное богатство нашей страны - это народ. Это мы с вами. Ребята, как называют людей живущих в России?
( Россияне. Ответы детей). Ребята, а вы знаете, кто управляет нашей страной? (Ответы)
Кто является президентом России? ( Ответы)
Ребята, что изображено у нас на плакате? (Флаг, Герб, Гимн). Как можно их назвать по-другому? (государственные символы России). Правильно. Какие цвета присутствуют на флаге? ( Ответы). А что обозначают эти цвета?
Флаг у нас прекрасный –
Белый, синий, красный!
Белый - мир и чистота,
Синий – верность, небеса,
Красный – мужество, отвага…
Вот цвета родного флага!
Герб – второй государственный символ. Кто изображен на гербе? Что можете про него рассказать? (золотой двуглавый орел. Ответы детей) Государственный герб России символизирует победу добра над злом. - Где изображают герб России? (на монетах, на паспорте гражданина России, на документах, устанавливают на специальных пограничных столбах, и местах, где есть проезд на территорию нашей страны.
Как вы думаете, зачем? (ответы детей).
Гимн – третий государственный символ России. (это главная песня страны). Гимн это величественная, торжественная песня. У каждого государства обязательно есть свой гимн. В каких случаях исполняется гимн? (в торжественных: при поднятии флага, при вручении наград, при встрече иностранных гостей).
Ребята, я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.
Наша страна называется — …
Граждане России называются — …
Столица Российского государства — …
Кто является главой российского государства — …
Что такое Родина — …
Из каких цветов состоит флаг — …
Молодцы. Герб, флаг, гимн это официальные символы России, а еще есть нетрадиционные символы. Это берёза, матрёшка, балалайка, самовар, валенки, лапти - предметы быта (сувениры). Когда в нашу страну приезжают иностранные граждане, они покупают памятные сувениры – символы, в память о нашей стране, или им дарят, т.к. они гости нашей Родины. Все эти предметы напоминают нашу страну, потому, что они сделаны в России.
Физкультминутка:
В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
Как вы думаете, почему берёзу называют символом России?
Россия–страна берёз. Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия. У древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов, — Берегиня. Берегиня была и символом плодородия, и защитницей людей. Славяне представляли ее в образе березы, как раз в это время, скорее всего и появилось название дерева.
Русская матрешка, наверное, самый популярный национальный сувенир. Название «матрешка» происходит от имени Матрёна, которое было очень популярным в России в то время.
Первые куклы изображали простых деревенских девушек в ярких расписных сарафанах и платочках. А имя Матрена как раз простонародное, в детстве девочек звали Матрёшка. Это один из самых популярных русских сувениров. И сейчас уже как-то трудно представить Россию без этой деревянной куклы.
Балалайка. Название «балалайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного. Балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание.)
Валенки — это традиционная зимняя обувь, изготавливаемая из овечьей шерсти с помощью валяния. Они не только способны согреть в самые сильные морозы, но и помогают при многих заболеваниях: регулярное ношение шерстяных изделий помогает при простуде , болезни суставов. Валенки — это символ России с ее широкой душой и бескрайними просторами. Сохранять их производство — это значит сохранять русскую культуру!
Самовар. Когда слышишь о традиционном русском чаепитии, невольно представляешь украшение стола – пузатый медный самовар. Почему медный? Потому что первые самовары делали из этого металла, обладающего исключительной теплопроводностью. Холодной русской зимой самовар согревал каждую семью. Горячий чай помогал не замерзнуть. А сам самовар, долго сохраняя жар, еще и обогревал помещение. Русское слово «самовар» буквально означает «сам варит». Самовар несет в себе как практическую функцию, так и эмоциональную: он является символом единения людей, собирающихся за чаем, и создает правильную атмосферу для дружеской беседы.
Лапти – самая древняя обувь, плетенная из древесного лыка и привязывавшаяся к ноге шнурками – оборами. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты. Самыми прочными и мягкими считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка.
Будущее нашей страны, России, зависит главным образом от вас, ребята, от того, насколько сильно вы любите свою Родину и какое добро вы сможете для нее сделать, когда станете взрослыми. Все граждане России гордятся гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное для страны событие.
Пока вы еще маленькие, вы пока ничего не можете сделать для нашей страны. Но вы можете сделать нашу страну сильной и могущественной, если любите своих друзей и близких, не нужно ссорится. Давайте смотреть друг на друга, улыбаться и не забывать, что мы с вами россияне, очень мудрый народ, терпеливый, добрый народ.
А сейчас я вам предлагаю придумать и нарисовать герб нашей группы.
Конспект занятия « Обычаи, обряды, традиции»
Цель: формирование уважительного отношения к традициям русских людей.
Задачи: воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;
обобщать первоначальные представления о роли традиций и обрядов в жизни русского народа; воспитание уважения к русским народным обычаям, играм и традициям.
Ход занятия:
- Ребята, в какой стране мы с вами живем? ( Ответы детей) Правильно, мы с вами живем в России. Россия это наша Родина. Она очень большая, красивая и богатая. Много народов живет в нашей стране. Сколько народов, столько языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Вы знаете, что такое «традиция»?
Традиции - это то, что передается от одного поколения людей другому. «Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа, эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого. Наш народ очень талантлив.
- В чем же проявляется талант нашего народа? ( Ответы детей) (Сочиняет сказки, песни, умеет делать различные красивые предметы: игрушки, посуду.)
Вечерами русский народ устраивали посиделки, вышивали, пряли, пели песни. Сочиняли сказки. А вы знаете, почему сказки называются народными? ( Ответы детей) Их придумывал русский народ. Пересказывали их из поколения в поколение. На Руси во все времена было много умельцев. Они вырезали из дерева, лепили из глины, шили, вязали. Эти ремесла сейчас также используют люди в своей работе.
Давайте вспомним, какие русские народные сказки мы знаем.
(Вол и семеро козлят, Теремок, Репка, Лица и петух, Три медведя, Гуси лебеди и д.р.- ответы детей).
Ребята, давайте вспомним с вами какая декоративно – прикладная роспись славится у нас? ( Гжель, Хохлома, Дымковская роспись, Городецкая роспись, Палехская роспись. Ответы детей) Молодцы ребята.
Еще одной из традиций было водить хороводы на праздники. Хороводы водились на такие праздники как Иван Купалу, Новый год, Масленицу и играли в хороводные игры.
Давайте с вами поиграем в хороводную игру.
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).
Стал подружку выбирать.
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются) .
Поклонись, поклонись.
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает) .
Да за ленточку держись.
- Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие.
Стол накрывался скатертью. На середину его ставили самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу (сахар в ней кусочками). Затем калачи, бублики, сладости. Знаменитые калачи пекут только в России.
А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд - традиционная национальная кухня. Наша Россия славится блинами, пирогами, оладьями.
Хлебосольство - в каждой семье была еще такая традиция.
В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это — хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких? (ответы детей). Его произносят, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А как вы думаете, какие продукты всегда были самыми ценными для русского человека (хлеб и соль)
Правильно, не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.
Праздник – важнейший элемент традиционной народной культуры.
Наши предки умели не только хорошо работать, но и отдыхать, веселиться. С чем в их жизни были связанны такие праздники, как Масленица, праздник Ивана Купалы, Рождество, Пасха, Троица, Капустки? (с проводами зимы, встречей весны, наступлением лета, зимы). Эти праздники были связанны с природными изменениями. Русские люди долго поклонялись разным силам природы и считали, что это принесёт им удачу.
Ребята, с какими традициями русского народа мы познакомились? ( Ответы детей) Чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков. Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё русские традиции они помнят.
Конспект занятия «Моя семья»
Цель: показать значение семьи в жизни человека.
Задачи:
- укреплять представления детей о членах семьи и семейных отношениях;
- развивать диалогическую речь;
- вызвать у детей чувство гордости и любви, уважения, заботу;
- развивать интерес к семейной истории, семейным традициям и происхождению своей семьи.
Ход занятия:
Дорогие ребята! Я очень рада, что у вас хорошее настроение и желаю, чтобы ваше хорошее настроение оставалось с вами на весь день! Я предлагаю вам взяться за руки, нежно посмотреть друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радость нашей встречи!
Все дети собрались в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Давайте крепко возьмемся за руки,
И давайте улыбнемся друг другу.
Я посмотрю на ваши лица
С кем мне стоит повеселиться?
– Послушайте, пожалуйста, потешку и подумайте, как можно назвать одним словом людей, которые приходят из-за леса, из-за гор? (Семья.)
Из за леса, из за гор
Едет дедушка Егор
Сам на лошадке,
Жена на коровке
Дети на телятках,
Внуки на козлятках
Съехали с гор, развели костер,
Кушают кашку, слушают сказку.
Ребята, в потешке сказано, что в этой семье присутствует три поколения родственников. Каждый член семьи связан друг с другом особыми отношениями: жена, муж, дети, внуки. Определите, кто является самым старшим членом семьи, кто младшим? (Ответы детей) Почему вы решили , что семья дружная? А какими словами можно еще охарактеризовать семью?
(Внимательная, гостеприимная, порядочная, приветливая и т. д)
Сегодня мы с вами поговорим о семье. Как вы понимаете слово «семья»? Это близкие нам люди: мама, отец, бабушка, дедушка, сестра, брат, которые всегда рядом с нами. Если у вас много родственников, вам повезло, значит у вас большая семья.
Я вам предлагаю кому-нибудь рассказать о своей семье.
- С кем ты живешь?
- Кто самый старший (младший?) в вашей семье?
- Кто ты для мамы и папы?
- У тебя есть сестра или брат?
- Кто ты для своих бабушек и дедушек?
- У кого есть братья (сестры)?
- Они старше или моложе тебя?
- Чем занимаются твои мама и папа?
- Как вы помогаете взрослым?
- С кем из членов семьи ты любишь играть?
А давай те поиграем в игру «Ласковое слово»
Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т. д
-Молодцы, видно как вы любите своих родных.
Игра «Радость или грусть? »
Ваша семья любит вас и заботится о вас. И ваши действия могут порадовать или расстроить близких вам людей. Я вам буду называть действия и если оно положительное, вы хлопаете в ладоши. Если отрицательное, топните ногой.
• Вы съели всю кашу на завтрак.
• Вы поругались с другом
• Все игрушки были разбросаны по комнате.
• Помогал маме мыть посуду.
• Они были грубы со своей бабушкой
• Мы нарисовали и подарили отцу красивый рисунок
• Перед сном мы пожелали всем «спокойной ночи»
• Они порвали новую книгу
• Хорошо ведет себя в саду.
Молодцы, надеюсь, ваши поступки будут только положительными и добрыми.
Физкультминутка
Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом и бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
(Подражательные движения по тексту.)
ИГРА « Чей? Чья? Чьё?»
Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)
Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)
Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)
Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)
Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)
А теперь давайте послушаем и отгадаем загадки о самых близких и
дорогих нам людях.
Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешит,
И умоет, и причешет,
В щёчку поцелует - чмок?
Вот она всегда какая
Моя ... родная! (Мамочка)
Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без... (Папа)
Кто весёлый карапузик -
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка -
Это младший мой... (Братишка)
Мама с папой говорят,
Что теперь я - старший брат,
Что за куколка в коляске
Плачет? Видимо, от тряски?
В ванной ползунков гора!
Брату кто она?... (Сестра)
Мамы старшая сестра -
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живёте?»
Кто в гости к нам приехал? (Тётя)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» - говорит мне... (Дядя)
Кто любить не устаёт,
Пироги для нас печёт,
Вкусные оладушки?
Это наша... (Бабушка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый... (Дед)
Итог занятия:
Семья – это МЫ.
Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом.
Я очень рада, что у вас у каждого есть семья, родной дом, где вас любят, ждут, заботятся о вас и всегда придут на помощь. Ребята, любите своих родных, радуйте их, старайтесь не огорчать, помогай те. Желаю чтоб в ваших семьях царила дружба, любовь, взаимопонимание!
Викторина « Я и моя семья»
Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе.
Задачи:
- Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи.
- Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство
гордости за свою семью.
Ход занятия:
Здравствуйте дорогие ребята.
Сегодня у нас проводится игра – викторина, а тема нашей викторины « Я и моя семья».
- Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей)
Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге,
помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу с уважением.
Сегодня, в викторине, будут участвовать две команда. Наша задача сейчас разделиться на две команды и придумать название. Жюри внимательно будет за вами наблюдать и в конце нашей игры объявит победителей. Какая из команд наберет наибольшее количество сердечек, та и будет победителем. Сердечки выдаются за правильный ответ. Состав жюри – воспитатель, помощник воспитателя.
Итак, название первой команды « Радуга», вторая команда « Знатоки».
1 задание.
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший ...(Дядя, Брат, Папа)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый..(.Пап ,Дед, Брат)
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая...( Бабушка, Сестра, Мама)
Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? (Сестра, Тётя, Бабушка)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
Здравствуй! — говорит мне...(Дядя)
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...(Учитель, Семья, Сестра)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш…(Брат, Папа, Сестра)
Мамина мама с нами живет.
Маму она дочкой зовет.
Как, угадай, зову ее я?
Это любимая… моя! (Сестра, Бабушка, Тётя)
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у меня есть,
И у тебя есть.
Чтоб тебя узнать,
Надо вслух ее назвать. (Фамилия, Отчество, Дата рождения)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая...( Тетя, Мама, Сестренка)
2 Задание.
Посмотрите: это дом-
С крышей, дверью и окном,
И с крылечком, и с трубой,
Цвет у дома – голубой.
Заходите смело в дом!
- Приглашаете? Войдем!
У вас на картинке изображен дом, в котором живет
чья то семья. Посмотрите внимательно на картинки и найдите
10 отличий. Кто больше найдет отличий, та команда получит сердечко.
3 задание.
Сейчас проверим какие вы гостеприимные. Ваша задача накрыть стол. Для начала нужно расставить посуду. Затем у каждой команды стоит тарелка с макаронами и тесьма. Вам нужно нанизить макароны на тесьму и связать концы. Нужно это сделать за 3 минуты. Посмотрим, у кого получилась самая длинная макаронина.
4 задание
Не найдется ни одной семьи, где родители детям не читали бы сказок и дети не смотрели мультики. Но сегодня мы не будем читать и смотреть, а будем играть.
С голубыми волосами
И огромными глазами,
Эта куколка - актриса,
А зовут ее ... ? ( Мальвина)
Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Сунул нос свой в котелок.
Кто же это ... ? ( Буратино)
Знает взрослый и малыш,
Что Матроскин - это ... ( Кот)
Есть спасателей команда,
Всё у них отлично, складно,
Всем помогут, всех спасут,
Даже косточку найдут.
Ну ка мне скажите вслух,
Кто же это … ( Щенячий патруль)
Родом кажется из леса,
Днем красавица принцесса
Ночью цвет ее зеленый,
Огр Шрек в нее влюбленный,
И она его подружка
Вся зеленая … ( Фиона)
К нам с луны свалился вдруг,
Необычный новый друг,
Кто же это угадай,
Может это … ( Лунтик)
Все узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
Старушка, хитрая ... ? ( Шапокляк)
Давайте с вами немного отдохнем.
Физкультминутка
Осенью, весною, (Ходьба на месте)
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом)
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).
5 Задание
Это игра « Верю - не верю». Перед вами лежит листок с цифрами, напротив цифр вы ставите плюс или минус на заданный вопрос. Игра проводится в полной тишине.
1. Мама варит кашу (+)
2. Таня едет на облаке (-).
3. Собака спит на елке (-).
4. Дети играют в кубики (+).
5. Рита поет песни (+).
6. Дети обычно не любят конфеты и мороженое (-).
7. Снег идет только летом (-).
8. Бабочки прыгают на скакалках (-).
9. Рыбы сажают горох (-).
10.Илья играет в машинки (+).
11.Солнце круглое (+).
12.Жираф меньше лошади (-).
13.Некоторые черепахи умеют плавать (+).
14.Собаки могут лаять (+).
15.На деревьях растут листья (+).
16.Машины могут летать (-).
17.Кошки умеют мяукать (+).
18.Мальчики носят юбки (-).
19.У жирафа самая длинная шея (+).
20.Лимоны обычно соленые на вкус (-).
6 Задание
А сейчас вопросы на смекалку. Игрокам задаются вопросы, кто первым ответит, тот получает сердечко.
1.Какие дворники работают только под дождём? Автомобильные
2.Как звали первую лётчицу – женщину? Баба – яга
3.Закричал один петух, разбудил одного человека, сколько надо петухов, чтобы разбудить 10 человек? Одного
4. Какая рыба всегда вооружена? Рыба – меч
5. Какая рыба в праздничные дни надевает шубу? Селёдка
6. Как звали певца, которого сьел доброжелательный слушатель? Колобок
7. Что с земли не поднимет ни силач, ни подьёмный кран? Тень
8. У какого зайчика ушки никогда не растут на макушке? У солнечного зайчика
7 Задание
Каждой команде предлагается построить дом из конструктора.
В этом задании победили дружба!
Наша викторина подошла к концу. Все члены команд работали активно. Все ребята большие молодцы! Сейчас жюри подведет итоги викторины. У кого больше сердечек, та команда победила. Было интересно играть вместе с вами, за это я хочу подарить вам памятные медали.
Приложение 2
Консультация для родителей « Семья и ее традиции»
Семья и семейные традиции – основа воспитания детей. Ведь именно в семье ребенок получает первый опыт взаимодействия с людьми, понимает многогранность человеческих отношений и развивается духовно, нравственно, умственно и физически. В каждом доме есть свой набор правил и определенные привычки, которые выполняются автоматически. Семейные традиции и обычаи помогают нормально взаимодействовать с обществом, сплачивать семью, укреплять семейные узы, улучшать взаимопонимание и уменьшать количество ссор. В семейных кругах, где существуют и соблюдаются традиции семейного воспитания, дети прислушиваются к мнению родителей, а родители обращают внимание на проблемы своих детей и помогают им справиться с ними.
Что такое семейные традиции? «Семейные традиции – это обычные семейные нормы, модели поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение».
Мало кому нравится, когда им навязывают что-то новое, но при этом они уважают и принимают традиции. Если вы хотите порядка в своей семье, создайте для своей семьи свои традиции. Именно семья дает чувство стабильности и защищенности с раннего детства, которое мы проносим через всю свою взрослую жизнь и передаем своим детям, и так из поколения в поколение, приобретая мудрость и опыт. Поэтому традиции – это основа уклада жизни семьи, дружной, крепкой семьи, имеющей будущее. Мы должны возрождать семейные традиции. Они должны нравиться всем членам семьи, ведь они способны сблизить, укрепить любовь, вселить в души взаимоуважение и понимание, чего катастрофически не хватает большинству современных семей.
«Традиция» переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также связанные с ними обычаи, правила и ценности.
Именно традиции выступают фактором регулирования жизнедеятельности людей; это основа воспитания детей.
Жизнь ребенка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей взрослые привычки, вкусы, предпочтения, откладываются задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Детей воспитывают не только родители как таковые, но и складывающаяся семейная жизнь.
Именно в семье начинается знакомство с культурой, ребенок владеет основами материальной и духовной культуры. В семейной среде формируются также формы поведения человека: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.
Именно семья порождает чувство преемственности между поколениями и через это сопричастность к семейной истории и развитию идеалов патриотизма. Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, состоящая из: распорядка дня, быта, привычек и обычаев жильцов.
Формирование традиций должно начинаться в начале создания семьи, когда дети еще не появились или еще малы.
Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у ребенка в дальнейшей жизни.
Роль семейных традиций в жизни детей.
-Дать возможность смотреть на жизнь с оптимизмом, ведь «каждый день – праздник».
- Дети гордятся своей семьей.
- Ребенок чувствует стабильность, потому что традиции будут выполняться не потому, что так надо, а потому, что этого хотят все члены семьи, это принято.
- Детские воспоминания, которые передаются следующему поколению.
Правила, которым следует следовать, если вы решили создать новые традиции.
- Традиция всегда повторяется, потому что это традиция.
- Мероприятие должно быть ярким, интересным для близких и позитивным.
-Могут включать запахи, звуки, визуальные образы, все, что влияет на чувства и восприятие. Хорошей традицией является празднование дней рождения, изготовление генеалогического древа, украшение елки, празднование традиционных праздников и т. д.
Но традиции – это не только праздники. Это образ и образ жизни. Так принято в семье: уважение к старшим, помощь друг другу, совместная работа, воскресные обеды.
Читать сказку на ночь и целоваться на ночь – очень хорошая традиция!
Традиций не должно быть слишком много. Они просто должны быть. Это детство ваших детей, которое им особенно запомнится.
Поэтому берегите свои добрые семейные традиции и передавайте их своим детям, чтобы они могли передать их своим.
Консультация для родителей
« Нравственно-патриотическое воспитание начинается с семьи»
Быть патриотом – значит чувствовать себя неотъемлемой частью Родины. Родина, Отечество... В корнях этих слов заключены близкие и дорогие каждому образы: мать и отец, Родина, речь, музыка, история... Большую роль в развитии играет воспитание у дошкольников чувства патриотизма, личности ребенка, это сложный и длительный процесс. Каждый ребенок рождается добрым и для счастливой жизни, поэтому то, какие моральные качества разовьет ребенок, зависит, прежде всего, от родителей и взрослых, которые его окружают, от того, как они его воспитывают. Не забывайте, что успех патриотического воспитания детей зависит главным образом от родителей, от семьи, от атмосферы, которая царит дома. Перед нами, взрослыми, стоит непростая задача – донести до маленького человечка всю глубину понятия «гражданин Родины», привить ему любовь к Родине.
Для ребенка дошкольного возраста Родина начинается с семьи. Когда ребенок тянется своими маленькими ручками к маме и папе, он чувствует их силу, тепло, нежность, любовь и защищенность. С этих чувств начинается любовь к своей семье, дому, своей маленькой Родине. У каждого ребенка, его семьи и родного города есть своя история, которую они должны знать, уметь рассказать и, главное, гордиться. Задача родителей – как можно скорее пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, сформировать на первых шагах у детей такие качества характера, которые помогут ему стать личностью и гражданином общества.
С чего начать?
1. Расскажите, что семья и дом – очень важные ценности в жизни каждого человек. Расскажите о традициях вашей семьи, ваших близких.
Друзья. Предложите ребенку сначала построить домик из конструктора.
деревянный купол. Когда дом построен, обсудите с ним его постройку.
2. Познакомите ребенка с его родным краем. Расскажите про город, улицу, район где он проживает. Дошкольники слишком рано начинают проявлять интерес к истории страны и региона. Проведите экскурсии в музеи вашего города, к мемориалу Вечного огня, расскажите о трудной жизни в военное время.
3. Объясните, что во всем, в каждую вещь вложен труд многих людей. Сводите ребенка в библиотеку, расскажите о значимости и пользе книг для людей.
4. Воспитывайте уважительное и заботливое отношение детей к хлебу.
Расскажите, как растет хлеб, сколько труда для него делается.
5. Расскажите ребенку о своей работе: чем вы занимаетесь, какие преимущества она дает, какую пользу приносит народу, Родине, то, что тебе нравится в твоей работе.
6. Играйте с ребенком. Игра учит наблюдательности, помогает в формировании представления об окружающем мире. Играйте по дороге в детский сад и домой.
7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родных просторов.
Общение с природой делает человека более чувствительным,
ответственным. Расскажите, что наш край богат лесами, реками, озерами и их обитателями.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – важнейшая часть о воспитания подрастающего поколения, и вы, уважаемые Родители способны воспитать достойного человека!
Приложение 3
Дидактические игры
Игра «Скажи, о ком говорю»
Ход игры: Педагог перечисляет определения, характеризующие членов семьи, дети должны назвать члена семьи, подходящего под эту характеристику:
«Любимая, заботливая, нежная - мама»
«Добрая, милая, ласковая - бабушка»
«Младший, смешной, непоседливый – брат»
«Серьезный, сильный, трудолюбивый - папа»
«Веселая, умная, красивая - сестра»
«Добрый, серьезный, умный - дедушка»
Игра «Чей? Чья? Чьё?»
Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)
Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)
Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)
Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)
Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)
Игра «Кто кем приходится?»
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)
Игра «Клубочек волшебных слов»
Материал: клубочек из ниток.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов, которые они скажут своим родным и близким. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.
Игра «Собери семью»
Цель: Формирование представлений детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей. Развитие связной речи детей. Воспитание любви и уважения к своим родным.
Материал: карточки с изображением членов семьи (папа, мама, дочка, сын, бабушка, дедушка), карточки с изображением обуви, одежды.
Игра «Скажи по - другому»
Цель: обогащение активного словаря детей
Задачи: учить детей образовывать сложные слова, обогатить речь детей по теме «семья»
Материал – цветные картинки с изображением членов семьи.
Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Скажи по - другому»: «Я буду говорить, что изображено на картинке, а ты скажи по - другому». В начале игры детям дается образец: «У мамы голубые глаза – Мама голубоглазая»
У папы серые глаза – Папа сероглазый
У брата румяные щеки – Брат румянощекий
У сестры карие глаза – Сестра кареглазая
Игра «Назови слова - родственники»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи: активизировать в речи детей слова по теме «семья»
Ход игры:
Педагог предлагает детям назвать слова – родственники: семья – семейный, семейка, семьянин; родня – родные – родственники – родители и т.д.
Игра «Скажи наоборот» (формирование слов-антонимов).
Взрослый - ребенок
молодой - старый
Старший - младший
высокий - низкий
Большой - маленький и т. д.
Игра «Кто кем приходится?»
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)
Игра «Профессии».
Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.
Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.
Ход игры:
Воспитатель сообщает детям, что куклы мечтают стать взрослыми и получить профессию.
Воспитатель. Кем именно они мечтают стать - отгадайте!
Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.
Игра «Все профессии важны».
Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.
Материал: картинки с профессиями взрослых.
Ход игры:
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности.
В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.
Приложение 4
Пословицы и поговорки
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье даже в холод тепло.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Везде хорошо, но дома, всё же, лучше.
Где мир да лад, там и Божья благодать.
Где любовь и совет, там и горя нет.
Дом – полная чаша.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
Семейное согласие всего дороже.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
Ласковое слово, что весенний день.
За добро плати добром.
В дружной семье и в холод тепло.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
При солнышке тепло, при матери добро.
Родителей чти — не собьешься с истинного пути.
Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
В своем доме и стены помогают.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
На что и клад, когда в семье лад.
Родительское слово мимо не молвится.
Сердце матери греет лучше солнца.
Приложение 5
Загадки
Мы друг друга очень любим,
Вместе мы родные люди.
Друг без друга нам нельзя,
Потому, что мы... (семья)
Она завтрак приготовит,
Море сказок знает добрых,
В школу будит нас упрямо,
Наша ласковая...( семья)
Во главе стола сидит,
Борщ нахваливает мамин
И семьёй руководит,
Словно президент делами.( Папа)
Не смотри, что лет немало —
Ей совсем не до тоски,
Ведь за час она связала
Внуку новые носки! (Бабушка)
Он и добрый, и весёлый,
Хоть ему немало лет,
Будет внуками доволен,
Наш любимый старый... (дед)
Все мы близкие, родные,
Друг для друга золотые.
Мама, папа, брат и я
Настоящая...(семья)
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший…(брат)
Совсем недавно в магазине
Родители мои купили
Мне не машинку и не книжку,
Вовсе не плюшевого мишку,
Не мяч, не водный пистолет,
Нет, не игрушку, не конфет.
Купили классную девчонку –
Мне настоящую …(сестренку)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
Здравствуй! — говорит мне…(дядя)
Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: Как живете?
Кто в гости к нам приехал? (тётя)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (семья)
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у меня есть,
И у тебя есть.
Чтоб тебя узнать,
Надо вслух ее назвать. (фамилия)
Осень праздник подарила,
И поздравить не забыла
Ясным солнышком к обеду,
Наших... (бабушку и деда)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план – конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно-тематической недели «Вода»
Примерный план – конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно-тематической недел...
Примерный план-конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической недели «Воздух»
Примерный план-конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической неде...
Конспект НОД по образовательной области "познавательное развитие" для детей старшего дошкольного возраста на тему "Святая материнская любовь"
Конспект НОД пообразовательной области "Познавательное развитие"для детей старшего дошкольного возраста на тему "Святая материнская любовь". НОД показана на РМО по духовно - нравственному воспитанию д...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В гостях у Воздушного шара и Капельки»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»
В конспекте ООД по познавательному развитию для детей старшего возраста собраны увлекательные опыт с песком....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как жили наши предки»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Как жили наши предки»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. «Ты казачка, я - казак».
Формирование гендерных качеств детей через нравственно-патриотическое воспитание....