Проект «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через проведение развивающих занятий»
проект по развитию речи (старшая группа)

Алферьева Юлия Вадимовна

Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков старших дошкольников определяется в ФГОС ДО, в котором ставится задача реализации программы, призванной обеспечить полноценное развитие воспитанников во всех образовательных областях, в том числе и в сфере социально-коммуникативного развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.pptx1.02 МБ
Файл proekt_kommunikativnye_navyki.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через проведение развивающих занятий» Проект подготовила Воспитатель: Алферьева Ю.В. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников п. Судоверфь «Солнышко»

Слайд 2

Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков старших дошкольников определяется в ФГОС ДО, в котором ставится задача реализации программы, призванной обеспечить полноценное развитие воспитанников во всех образовательных областях, в том числе и в сфере социально-коммуникативного развития.

Слайд 3

Цель: Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через проведение развивающих занятий. Задачи : 1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития коммуникативных навыков у старших дошкольников . 2.Подобрать и апробировать диагностические методики на выявление сформированности коммуникативных навыков у старших дошкольников. 3.Проаналиировать данные первичной диагностики детей. 4.Подобрать коммуникативные игры и использовать их в работе с детьми старшего дошкольного возраста. 5.Составить рекомендации для педагогов о возможности использования коммуникативных игр в формировании навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 5

Методика социометрии в виде игры «Секрет» Методика направлена на изучение межличностных отношений дошкольников в группе детского сада , включая избирательные отношения. В эксперимент могут быть включены дети с 4 лет. Работа проводится со всеми детьми группы. С каждым ребенком индивидуально, в отсутствие других детей. Непременное условие – ребенок не должен после эксперимента встречаться с теми детьми, которые в нем не участвовали. .

Слайд 6

Выделяют 4 статусные группы детей: I – «звезды» (5 и более выборов); II – «предпочитаемые» (3-4 выбора ); III – «оттесненные» (1-2 выбора ) IV – «изолированные» (нет выборов).

Слайд 7

Формулы уровня благополучия и коэффициента взаимности в группе УРОВЕНЬ БЛАГОПОЛУЧИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ УБВ= I+II ? III+IV I, II, III, IV – число детей, входящих в группы с разным социометрическим статусом > высокий уровень благополучия = средний уровень благополучия < низкий уровень благополучия Пример: 0+5>1+0 – высокий уровень благополучия КОЭФФИЦИЕНТ ВЗАИМНОСТИ В ГРУППЕ КВ= (число взаимных выборов : общее количество выборов)х100% 40% и выше – сверхвысокий уровень взаимности 31-40% - высокий уровень взаимности 21-30% - средний уровень взаимности 15-20% - низкий уровень взаимности Пример: (8:18)х100%=44% - сверхвысокий уровень взаимности

Слайд 8

анализ мотивов выборов

Слайд 9

Методический аспект Клубочек Цель: развитие коммуникативных навыков Ход игры : дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребёнок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Слайд 10

« Путаница» Цель: повысить тонус группы и сплотить участников Ход игры: Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнёра по рукопожатию». Число игроков должно быть чётным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнёра по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться , т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.

Слайд 11

Проведённое нами исследование позволяет утверждать, что включение коммуникативных игр и занятий в учебно- воспитательный процесс дошкольного учреждения, способствует формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В рамках проекта было рассмотрено два аспекта диагностический и методический . Диагностический аспект- провели анализ социометрического исследования. В рамках методического аспекта была проведена работа с детьми и родителями. Мы не считаем наш результат конечным. Необходимо и далее разрабатывать, и совершенствовать методические приёмы и методику их использования. Многое будет зависеть также от воспитателей, от родителей.



Предварительный просмотр:

Представляем вашему вниманию проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через проведение развивающих занятий»

2 слайд.

Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков старших дошкольников определяется в ФГОС ДО, в котором ставится задача реализации программы, призванной обеспечить полноценное развитие воспитанников во всех образовательных областях, в том числе и в сфере социально-коммуникативного развития.

Развитие коммуникативных навыков является необходимым условием, не только для общего психического развития личности ребёнка, но и для его позитивной социализации в целом и готовности к учебной деятельности в частности. Для формирования коммуникативных навыков у дошкольников используются разнообразные методы и формы работы. Особая роль в этом принадлежит коммуникативным играм и занятиям.

Коммуникативная игра –это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где дети находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. Коммуникативные игры оказывают значительное влияние на развитие общения у старших дошкольников. Ребёнок начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступках людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней.

3 слайд.

Цель: Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через проведение развивающих занятий.

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития коммуникативных навыков у старших дошкольников .

2.Подобрать и апробировать диагностические методики на выявление сформированности коммуникативных навыков у старших дошкольников.

3.Проаналиировать данные первичной диагностики детей.

4.Подобрать коммуникативные игры и использовать их в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

5.Составить рекомендации для педагогов о возможности использования коммуникативных игр в формировании навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

4 слайд:

Проект направлен  на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих занятий. Длительность проекта составляет1,5 месяца (апрель-май). В ходе реализации проекта планируется работа с детьми, педагогами и родителями.

5 слайд

В рамках «Диагностического аспекта»  данного проекта мы хотели бы вам рассказать о  Методике социометрии - в виде игры «Секрет» (Т. А. Репина);

Методика направлена на изучение межличностных отношений дошкольников в группе детского сада, включая избирательные отношения, которые возникают достаточно рано и достигают высокой степени развития в период дошкольного детства. Однако в совместных играх детей и в процессе их общения эта избирательность может не обнаружиться в полной мере.

В эксперимент могут быть включены дети с 4 лет. Работа проводится со всеми детьми группы. С каждым ребенком индивидуально, в отсутствие других детей. Непременное условие – ребенок не должен после эксперимента встречаться с теми детьми, которые в нем не участвовали.

Материал: по 3 картинки  для каждого ребенка. На обратной стороне ставится номер ребенка по списку.

Перед началом эксперимента ребенку дается инструкция: «Сейчас я дам тебе 3 картинки. Ты можешь их подарить тем детям, которым хочешь, только каждому по одной.

Ребенок получает картинки, экспериментатор спрашивает, какая из 3 картинок ему больше нравится, затем – какая их двух. «Подумай, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, и положи их им в шкафчики. Почему ты подарил картинку … (имя ребенка)? В протоколе фиксируется номер выбора, имя ребенка, которому испытуемый подарил картинку, мотивы выбора. После окончания эксперимента детям, не получившим картинок от товарищей, экспериментатор должен сам их положить.

6 слайд

По ходу диагностики все данные заносятся в протоколы. Однако, Имя и возраст детей вносятся в протокол перед началом эксперимента (сначала девочки, потом мальчики). Число выборов, полученных каждым ребенком, характеризует его положение в системе личностных отношений – социометрический статус.

Выделяют 4 статусные группы детей: I – «звезды» (5 и более выборов); II – «предпочитаемые» (3-4 выбора); III – «оттесненные» (1-2 выбора), IV – «изолированные» (нет выборов). Дети первых двух групп имеют неблагоприятный социометрический статус. Взаимные выборы обводятся кружками, можно выделять первые и последующие выборы.  

7 слайд

Затем проводится количественная и качественная обработка данных По формулам, которые можете видеть на экране. На основе количественной обработки определяются уровень благополучия взаимоотношений, индекс изолированности, коэффициент взаимности, удовлетворенность взаимоотношениями

 

8 слайд

В завершении Выполняется анализ мотивов выборов: подсчитывается количество мотивировок, которые можно отнести к следующим группам:

1 тип – общее положительное эмоциональное отношение без достаточного осознания (нравится, хороший);

2 тип – положительные качества: внешние качества, качества, обеспечивающие успешность деятельности, нравственные качества;

3 тип – интерес к совместной деятельности;

4 тип – дружеские отношения.

Преобладающий тип мотивов характеризует ценностные ориентации детской группы, общественное мнение.

Качественный анализ показателей предполагает ответы на следующие вопросы:

1) почему одни дети получили много выборов, а другие – нет (личностные качества ребенка, общественное мнение группы, определенное отношение воспитателю к этому ребенку и т.д.);

2) что обеспечивает ребенку определенное место в структуре межличностных отношений группы (анализ мотивировок выборов наиболее популярных детей);

3) какие качества (добрый, хороший и т.д.) и формы поведения (дерется, делится игрушками и т.д.) дети осознают как наиболее важные, что в товарищах ценят, что осуждают.

По результатам проведенного исследования дается характеристика межличностных отношений в группе, определяются возможные причины неблагополучия в отношениях детей, делаются педагогические выводы о направлениях дальнейшей работы по формированию взаимоотношений в группе.

9 слайд

Чтобы рассмотреть методический аспект Мы подобрали  и провели комплекс коммуникативных игр на общение, снятие конфликтности.

Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков

Материал: клубок ниток

Ход игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит клубочек, наматывает нитку  на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребёнок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

10 слайд

 Путаница»

Цель: повысить тонус группы и сплотить участников

Ход игры: Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнёра по рукопожатию». Число игроков должно быть чётным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнёра по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться , т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.

11 слайд

Проведённое нами исследование позволяет утверждать, что включение коммуникативных игр и занятий в учебно- воспитательный процесс дошкольного учреждения, способствует формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

В рамках проекта было рассмотрено два аспекта диагностический и методический .

Диагностический аспект- провели анализ социометрического исследования.

В рамках методического аспекта была проведена работа с детьми и родителями.

Мы не считаем наш результат конечным. Необходимо и далее разрабатывать, и совершенствовать методические приёмы и методику их использования.

Многое будет зависеть также от воспитателей, от родителей.

цели проекта выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...

Проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой"

Овладение диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речев...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Педагогический проект «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недос...

Коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие коммуникативных навыков старших дошкольников

Психолого-педагогическая работа осуществляется с учётом психологических особенностей детей. Данное занятие состоит из различных упражнений, направленных на развитие вербальных (умения выразительн...