Конспект по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx | 11.85 КБ |
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx | 11.91 КБ |
konspekt_progulki.docx | 16.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе
Тема : «Признаки весны»
Воспитатель:
Мингазова Е. В.
г. Ставрополь, 2015
Цель:
● Закрепление знаний о четырех временах года, их последовательности. Задачи:
● Воспитывать любовь к родной природе, умение видеть красоту. ● Активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами. ● Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными.
Материалы и оборудование: карандаши и бумага, запись песни «Зеленая карета» и цикла «Времена года» - «Весна» П.И. Чайковского.
Предварительная работа: чтение рассказов о природе ; составление рассказов по опорным предметным картинкам ; заучивание стихотворений, загадывание загадок о природных явлениях ; дидактические игры: «Чего не бывает весной?», «Скажи правильно», «Подбери картинку», «Назови ласково» и т.д.
Воспитатель:
- Дети, отгадайте загадку: Зеленоглаза, весела,
Девица – красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень – листьям,
Нам – тепло,
Волшебство – чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы –
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - …(весна)
- Правильно, ребята, молодцы! Конечно же, это весна. И сегодня мы с вами поговорим о времени года «Весна».
- А какие еще времена года вы знаете? (дети называют времена года)
Год у нас начинается с зимы, всю землю покрывает…(снег), повсюду лежат сугробы, листьев на деревьях совсем нет. Но вот снег начинает таять, на деревьях появляются первые…(листики) и на смену зиме приходит …(весна). Потом становится совсем тепло, даже жарко, все деревья одеваются в зеленые наряды, кругом цветут цветы, поют птицы, летают бабочки. Это к нам пришло теплое…(лето). Но вот начинают дуть холодные ветра, листья на деревьях желтеют и опадают. Это к нам в гости пришла золотая…(осень). Ну а за осенью снова приходит…(зима).
- Молодцы, ребята! Все времена года вы отлично знаете!
Давайте вспомним и посмотрим на картинки, какие изменения происходят в природе весной.
- Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное).
- А солнце? (Теплое, яркое, ласковое, весеннее).
- Что происходит со снегом? (С наступлением теплых дней на снегу появляются проталины, снег начинает таять, текут ручьи, с крыш свисают сосульки).
- Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (капельки воды часто – часто капают с крыш).
- А что происходит с почками? (почки лопаются, и распускаются маленькие листочки).
- А как вы понимаете слова «День прибывает»? (Дни становятся длиннее, а ночи короче).
- Почему весной становится так много птиц? Чем они так озабочены? (Прилетели из теплых краев, вьют гнезда).
- А весной чем питаются, птицы? (Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы).
- Верно. Жучки, паучки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле.
- В жизни животных тоже происходят изменения, какие? (Весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней).
- Весной появляются первые цветы, а какие? (Подснежники, пролески, ландыши, тюльпаны, нарциссы, мать-и-мачеха).
- Что подарила нашему участку весна? («Цветы: одуванчики, тюльпаны, нарциссы. Бабочек, жуков, густую траву»).
- Какие вы молодцы! А теперь, когда вы назвали все- все признаки весны, послушайте, какое красивое стихотворения написал о весне поэт Леонид Юрченко:
Настанет время – зажурчат
По улицам ручьи
И шумной стаей прилетят
Веселые грачи.
И скоро яблоневый цвет
Украсит старый сад.
И будет каждый человек
Весне прекрасной рад.
Идет весна по всей Земле,
Нам дарит чудеса.
Ты только окна распахни –
Увидишь это сам!
Физкультминутка «Бабочка»:
(дети садятся на корточки, склоняют головы к коленям, закрывают глаза)
Спал цветок, и вдруг проснулся, (дети открывают глаза)
Больше спать не захотел. (поднимают головы от колен)
Шевельнулся, потянулся, (потягиваются)
Взвился вверх – и полетел! (вскакивают, имитируют взмахи крыльями)
Только солнышко проснется,
Бабочка кружит и вьется. («летают» по кругу)
Пальчиковая гимнастика «Цветок»:
-Давайте все вместе покажем, как же появляются из-под снега первые цветы – подснежники:
(дети складывают ладошки в виде «сердечка», имитируя бутон цветка)
Растет цветок, поднимается, (дети медленно поднимают пальцы таким образом , чтобы сложенные «сердечком» ладони превратились в «лодочку») Лепестки его раскрываются! (дети медленно раскрывают пальцы)
- Ребята, предлагаю нарисовать красавицу – Весну так, как вы ее себе представили, а затем повесим ваши работы в картинную галерею. (дети рисуют весну, фоном звучит песня «Зеленая карета» и композиция Чайковского о весне)
-Ребята так какое время года вы сегодня рисовали?
- А почему вы думаете, что это весна, а не осень?
Воспитатель предлагает поместить рисунки на магнитную доску, рассмотреть их.
- Дети теперь выберете себе цветок
Красный – все в картине нравится
Желтый – что-то не нравится
- Почему?
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе
Тема : «Признаки весны»
Воспитатель:
Мингазова Е. В.
г. Ставрополь, 2024
Цель:
● Закрепление знаний о четырех временах года, их последовательности.
Задачи:
● Воспитывать любовь к родной природе, умение видеть красоту. ● Активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами.
● Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными.
Материалы и оборудование: карандаши и бумага, запись песни «Зеленая карета» и цикла «Времена года» - «Весна» П.И. Чайковского.
Предварительная работа: чтение рассказов о природе ; составление рассказов по опорным предметным картинкам ; заучивание стихотворений, загадывание загадок о природных явлениях ; дидактические игры: «Чего не бывает весной?», «Скажи правильно», «Подбери картинку», «Назови ласково» и т.д.Воспитатель:
- Дети, отгадайте загадку: Зеленоглаза, весела,
Девица – красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень – листьям,
Нам – тепло,
Волшебство – чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы –
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - …(весна)
- Правильно, ребята, молодцы! Конечно же, это весна. И сегодня мы с вами поговорим о времени года «Весна».
- А какие еще времена года вы знаете? (дети называют времена года) Год у нас начинается с зимы, всю землю покрывает…(снег), повсюду лежат сугробы, листьев на деревьях совсем нет. Но вот снег начинает таять, на деревьях появляются первые…(листики) и на смену зиме приходит …(весна). Потом становится совсем тепло, даже жарко, все деревья одеваются в зеленые наряды, кругом цветут цветы, поют птицы, летают бабочки. Это к нам пришло теплое…(лето). Но вот начинают дуть холодные ветра, листья на деревьях желтеют и опадают. Это к нам в гости пришла золотая…(осень). Ну а за осенью снова приходит…(зима).
- Молодцы, ребята! Все времена года вы отлично знаете!
Давайте вспомним и посмотрим на картинки, какие изменения происходят в природе весной.
- Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное).
- А солнце? (Теплое, яркое, ласковое, весеннее).
- Что происходит со снегом? (С наступлением теплых дней на снегу появляются проталины, снег начинает таять, текут ручьи, с крыш свисают сосульки).
- Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (капельки воды часто – часто капают с крыш).
- А что происходит с почками? (почки лопаются, и распускаются маленькие листочки).
- А как вы понимаете слова «День прибывает»? (Дни становятся длиннее, а ночи короче).
- Почему весной становится так много птиц? Чем они так озабочены? (Прилетели из теплых краев, вьют гнезда).
- А весной чем питаются, птицы? (Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы).
- Верно. Жучки, паучки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле.
- В жизни животных тоже происходят изменения, какие? (Весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней).
- Весной появляются первые цветы, а какие? (Подснежники, пролески, ландыши, тюльпаны, нарциссы, мать-и-мачеха).
- Что подарила нашему участку весна? («Цветы: одуванчики, тюльпаны, нарциссы. Бабочек, жуков, густую траву»).
- Какие вы молодцы! А теперь, когда вы назвали все- все признаки весны, послушайте, какое красивое стихотворения написал о весне поэт Леонид Юрченко:
Настанет время – зажурчат
По улицам ручьи
И шумной стаей прилетят
Веселые грачи.
И скоро яблоневый цвет
Украсит старый сад.
И будет каждый человек
Весне прекрасной рад.
Идет весна по всей Земле,
Нам дарит чудеса.
Ты только окна распахни –
Увидишь это сам!
Физкультминутка «Бабочка»:
(дети садятся на корточки, склоняют головы к коленям, закрывают глаза)
Спал цветок, и вдруг проснулся, (дети открывают глаза)
Больше спать не захотел. (поднимают головы от колен)
Шевельнулся, потянулся, (потягиваются)
Взвился вверх – и полетел! (вскакивают, имитируют взмахи крыльями)
Только солнышко проснется,
Бабочка кружит и вьется. («летают» по кругу)
Пальчиковая гимнастика «Цветок»:
-Давайте все вместе покажем, как же появляются из-под снега первые цветы – подснежники:
(дети складывают ладошки в виде «сердечка», имитируя бутон цветка)
Растет цветок, поднимается, (дети медленно поднимают пальцы таким образом , чтобы сложенные «сердечком» ладони превратились в «лодочку») Лепестки его раскрываются! (дети медленно раскрывают пальцы)
- Ребята, предлагаю нарисовать красавицу – Весну так, как вы ее себе представили, а затем повесим ваши работы в картинную галерею. (дети рисуют весну, фоном звучит песня «Зеленая карета» и композиция Чайковского о весне)
-Ребята так какое время года вы сегодня рисовали?
- А почему вы думаете, что это весна, а не осень?
Воспитатель предлагает поместить рисунки на магнитную доску, рассмотреть их.
- Дети теперь выберете себе цветок
Красный – все в картине нравится
Желтый – что-то не нравится
- Почему?
Предварительный просмотр:
Конспект прогулки в подготовительной группе по теме:
«Солнце — источник тепла и света»
Воспитатели:
Мингазова Е.В.
г.Ставрополь
МБДОУ №67
2024г.
Солнце — источник тепла и света
Цель: закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.
Задачи:
1. Формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла;
2. Развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать;
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: беседы о осени и солнце, осенних явлениях природы, рассматривание картин, иллюстраций; чтение художественной литературы о осени и солнце, разучивание стихов о осени, пословиц и поговорок о солнце.
Ход наблюдения
Воспитатель: Дети! Будьте очень внимательны, наблюдательны и любознательны! Отгадайте загадку:
Уж пахнет в воздухе дождем,
Все холоднее с каждым днем.
Деревья свой наряд меняют,
Листочки потихонечку теряют.
Понятно всем, как дважды два -
Пришла … (осенняя пора
Воспитатель: Какая осень бывает?
Дети: Ранняя осень – сентябрь; золотая осень – октябрь; поздняя осень – ноябрь;
Соня расскажи нам стихотворение о осени.
Листопад, листопад
Листья кружатся, летят!
Разноцветные, резные
Словно кистью расписные…
Осень краску подарила,
Листья в пляску закружила.
Воспитатель: Молодцы!
Какой сейчас идет месяц? (сентябрь)
- А сегодня на улице у нас тепло или холодно?
- А благодаря чему на улице тепло, подумайте? (Светит и греет солнышко).
- А сейчас на улице темно или светло? (ответы)
- Что сейчас светит? (Солнце)
Посмотрите на него.
- Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу?
- Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?
Солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные.
Солнце — раскаленное шарообразное тело, его можно сравнить с горящей печкой, раскаленным железом.
Раскаленное вещество излучает свет, т.е. светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днем нам так тепло и светло. Свет от Солнца до Земли доходит за 8 минут 19 секунд. Солнце светит необычайно сильно, поэтому, даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и Солнце отдает тепло другим планетам, а также нашей Земле. Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло.
Ребята, а какие приметы, поговорки вы знаете о солнце.
Приметы:
1. Солнце показалось не из-за туч- к хорошей погоде;
2. Солнце в туман садится- к дождю.
3. На рассвете солнце бледное - к дождю.
Поговорки и пословицы:
1. Землю красит солнце, а человека труд.
2. Солнце встанет, так и утро настанет.
3. Солнышко в мешок не поймаешь.
4. Солнце низенько, так и вечер близенько.
Проводим эксперимент:
Воздух
Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.
Воспитатель:
– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
– Что это?
– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи.
Воспитатель показывает картинку с изображением планеты Земля.
– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.
– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.
НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.
– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?
(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).
НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)
– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)
– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)
– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)
– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)
НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.
– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?
А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)
– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)
ВЫВОД: Воздух находится везде.
НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.
На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)
– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)
– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)
– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.
ИТОГ:
Что вы сегодня узнали о воздухе?
- Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
- Воздух невидим, прозрачен.
- Воздух может двигаться.
- Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
- Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.
Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?
Подвижные игры:
«Кого назвали, тот ловит мяч»
Цель: учить детей ловить мяч, подброшенный вверх двумя руками, не прижимая к груди.
Ход игры:
Дети ходят или бегают по площадке. Воспитатель держит в руках большой мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо повыше, чтобы успеть поймать, и в направлении того, кого назвали.
2 вариант.
Дети стоят в кругу, один ребёнок подбрасывает мяч вверх и называет имя того, кто должен его поймать все остальные дети разбегаются подальше от центра. Поймавший мяч кричит – стоп! Все останавливаются. А тот, кто поймал мяч, с места бросает мячом в того, кто стоит ближе, если попал, тот становится водящим, если не попал, сам бросает мяч вверх.
«Цепи кованные».
Цель: развивать у детей силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
Игроки должны разделиться на две команды. На ровной площадке игроки команд встают на против друг друга (лицом к лицу) и берутся за руки, образуя цепь. Расстояние между командами 7 - 10 метров.
Игроки первой команды кричат: "Цепи, цепи кованные, разбейте нас." Игроки второй команды спрашивают "Кем из нас?"
Первая команда называет игрока, который, разбежавшись, должен разбить цепь. Если названному игроку удается разбить цепь противника, он забирает одного игрока по месту разрыва цепи. Если разорвать цепь не удалось, разбивающий игрок становиться "звеном" противоположной команды.
Команды меняются ролями. Игроки второй команды кричат: "Цепи, цепи кованные, разбейте нас. "..... и так далее. Проигрывает та команда, в которой остается один игрок.
Воспитатель: Молодцы!
Трудовая деятельность:
Воспитатель: Ребята, у нас в детском саду всего один дворник и он убирает всю территорию нашего детского сада и не успевает убрать мусор с участков. Ему очень трудно наклоняться за каждым камнем и палкой – посмотрите, как их много на нашем участке. Давайте поможем дворнику собрать камни и палки. Ведь вы сильные и быстрые. Давайте вот в это ведро соберём мусор.
Индивидуальная работа:
Игра с мячом в игру «Летает не летает»
Цель. Учить правильно кидать мяч, развивать ловкость, быстроту реакции и обогатить словарный запас.
Воспитатель. Посмотри, какой у меня есть красивый мяч.
-Тебе нравится этот мячик?
-Давай мы с тобой сейчас поиграем в игру «Летает не летает»
-Ты будешь ловить мяч, все что летает, а всё что не летает - не ловить.
Самостоятельные игры.
- А сейчас вы можете поиграть в свои любимые игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект по развитию речи в старшей группе
Конспект НОД "Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней!". Образовательная область "Коммуникация". Интеграция с образовательными областями "Здоровье", "Физическая культура", "Познание", "Художественно...
Конспект по развитию речи в старшей группе по теме "Насекомые"
Конспект по составлению описательного рассказа в старшей группе по теме "Насекомые" с использованием ИКТ....
Конспект по развитию речи в старшей группе "Семья"
Задачи:Вызвать у детей интерес к семейному портрету, желание его внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на него. Развивать воображение, фантазию, мышление, умение видеть художественный об...
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"
quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание: • Закрепить у детей представление о сезон...
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему: Ков старшей группе «Цветик - семицветик»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСКДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»...
Конспект по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ "
Цель:Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляциизвуки....