Сочетание современных технологий и народного творчества в разрезе познавательного и речевого развития дошкольников
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Каляева Светлана Михайловна

Цель: воспитывать интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц и поговорок.

Программные задачи:

  1. Обучающие задачи:
  1. Учить детей обнаруживать в некоторых текстах особую, иносказательную манеру повествования.
  2. Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц.

2. Развивающие задачи:

  1. Развивать у детей память, мышление, воображение;
  2. Развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос;

3. Воспитывающие задачи:

  1. Воспитывать в детях любовь к устному народному творчеству.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: Сочетание современных технологий и народного творчества в разрезе познавательного и речевого развития дошкольников

Современный мир открывает перед детьми огромный спектр информации: как положительной, так и отрицательной. Детям с раннего возраста открыт мир современных технологий. Поэтому все более важным становится и технологический подход к правильному моральному и социальному воспитанию детей.

Прививание нормальности добрых дел, поступков, отношения к окружающим людям и миру возможно путем изучения традиций и устоев русского народа. Это способствует не только развитию в детях таких качеств, как трудолюбие, взаимопонимание и взаимопомощь, коммуникабельность и порядочность, но и воспитывает любовь к родному краю, языку, людям.

Выше перечисленное обосновало актуальность данного проекта, а интеграция образовательных областей и применение интерактивных технологий способствовали получению детьми более детальных и красочных знаний.

Обсуждение с детьми основной мысли сказок после их прочтения рождало в них множество вопросов об обычаях, словах или целых фразах людей того времени, что описывалось в произведении. Интерес детей к особенностям русской народной культуры подпитывало частое посещение детьми обустроенного в группе мини-музея «Домовенок Кузя», в котором собраны всевозможные предметы русского быта.

Ниже перечислены рекомендуемые мной способы работы с детьми, расширяющими и обогащающими знания детей в области народного творчества

Познавательное развитие:

Беседы на тему: «Русские народные традиции», «Культура русского народа», «Русские народные праздники».

Речевое развитие:

  1. Чтение русских народных сказок («Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой»).
  2. Викторина по русским народным сказкам.
  3. Употребление в общении с детьми пословиц и поговорок.

Художественно – Эстетическое развитие:

Рисование: «Русская красавица», «Мой любимый сказочный герой».

Лепка: «Русский узор».

Дидактические игры: «Что лишнее», «Чего не хватает», «Русские узоры», «Сложи картинку», «Какая сказка?».

Физическое развитие: хороводные игры, подвижные игры «Ручеек», «Гуси-Лебеди», «У медведя во бору» «Охотники и зайцы», «Найди, что спрятано».

Работа с родителями:

  1. Консультации: «Значение культуры и быта русского народа в воспитании дошкольника».
  2. Рекомендации по семейному просмотру русских народных сказок, мультфильмов («Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивкабурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой»).

Дети в современном мире уже в дошкольном возрасте привыкли получать информацию с экранов электронных гаджетов. Им гораздо сложнее слушать одну лишь речь воспитателя на занятии, даже если она подкреплена какими-либо дидактическими играми, чем их родителям, братьям и сестрам в таком же возрасте. Однако, они все так же наивны и гораздо более незащищены от всевозможных опасностей в обществе. Поэтому совмещение современного подхода к обучению и русских народных традиций посчиталось оптимальным методом воспитательной и образовательной работы.

В ходе реализации данного проекта стало понятно, что уровень отдачи от детей: в образовательном, воспитательном и эмоциональном планах, стал гораздо выше. Дети проявляют все больший интерес к изучению своей культуры, уровень межличностных конфликтов снизился, а взаимовыручка и ответственность повысились в разы.

Итоговое занятие показало, что совмещение современных технологий и народных традиций помогают детям без потери интереса изучать образовательные области.

Современные дети гораздо прогрессивнее, но также очень уязвимы в современном мире. Поэтому так важно, чтобы на пути знакомства с окружающим миром, их всегда сопровождала сказка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Произведения устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а передаваемого из уст в уста, из поколения в поколение. Устное народное творчество - неоценимое богатств...

Использование фольклора и народного творчества в познавательном и речевом развитии дошкольников

Воздействие фольклора и народного творчества на умственное и эстетическое развитие ребенка...

Методы, формы работы воспитателя ДОО по познавательному и речевому развитию дошкольников в организации предметно-развивающей среды.

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественну...

Проект "Песочная анимация как средство познавательного и речевого развития дошкольников"

Тема."Песочная анимация как средство познавательного и речевого развития дошкольников"  Проблемой, на решение которой направлен проект, является недостаточно развитая речевая активность...

Использование произведений устного народного творчества в Педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста

Использование произведений устного народного творчества в Педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста....

Методическая разработка «Использование устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста »

Методическая разработка «Использование устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста »...

Родительское собрание на тему "Своевременное предупреждение познавательного и речевого развития дошкольников".

Презентация содержит материалы родительского собрания, проводимого учителем - логопедом и педагогом - психологом с целью повышения компетентности родителей в вопросах познавательного и речевого развит...