Использование фольклора и народного творчества в познавательном и речевом развитии дошкольников
статья на тему
Воздействие фольклора и народного творчества на умственное и эстетическое развитие ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_folklora_i_narodnogo_tvorchestva.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование фольклора и народного творчества в познавательном и речевом развитии дошкольников»
Актуальность темы доказана выходом Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором существенное место отводится познавательно – речевому развитию детей. Стандарт отмечает, что задачи познавательно – речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, а также через восприятие народного творчества и фольклора. Что не только подтверждает современность темы, но и её актуальность.
Общеизвестно воздействие фольклора и народного творчества на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Именно в дошкольном возрасте при овладении языком своего народа у детей возрастает интерес к истокам, корням, культуре.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость.
Фольклор – означает народная мудрость, поэзия и культура народов. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Велика роль малых форм фольклора в развитии речи, коммуникативных способностях.
Задача педагога при изучении фольклора – прививать навыки и умения речи, опираясь на склонности к подражанию, быстрому запоминанию; воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания и формировать критическое мышление и целенаправленность. В работе с детьми необходимо опираться на следующие принципы:
- тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей подбор материала;
- интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей, развитие речи, коммуникативные способности, различные игры;
- активное включение детей в повседневную деятельность;
- максимальное использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.
Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения – заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы.
Но самое главное – использовать материал ненавязчиво и увлекательно, например – имитируя действия, о которых идет речь.
При заучивании скороговорки сначала нужно произнести её в замедленном темпе, отчетливо выделяя звуки, стараясь научить сначала медленно, но четко, произнося с разной интонацией и силой голоса.
Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, использовать пословицы и поговорки в своей речи, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. А для этого необходимо знать и понимать пословицы и поговорки, ведь в них народная мудрость.
Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Цель разгадывания загадок – умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять характерные, выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность. Через загадку дети узнают о предметах, уже знакомых им, много новых для них признаков, о том, как можно ещё сказать о предмете. Сам процесс разгадывания загадок учит детей рассуждать, сравнивать, находить поэтические описания, доказывать своё мнение. Таким образом, анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ.
Познание окружающего мира, правил жизни, в большей степени, дается в сказках. Сказка – это своего рода нравственный кодекс, пример истинного поведения человека.
Цель сказки заключена в словах: « в сказке – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» – урок быть добрым, не сдающимся, смелым, находчивым, трудолюбивым. Через сказку ребята получают понятие о зле, добре, лжи, хитрости, узнают о том, что если стараться и верить, то добро обязательно победит зло, и всё закончится хорошо.
Сказка помогает детям в развитии связной речи, формируется способность пересказывать сказку, составлять рассказ о предмете, почувствовать себя героем этой сказки. Так, например, – в сказке «Теремок» дети младшего возраста отмечают героев плохими, хорошими. Дети старшего возраста в сказке «Зимовье» оценивают дружную работу животных.
Так через сказку дошкольники узнают о быте, о традициях народов. О традициях дают нам понятие и народные песенки, частушки, пестушки, колыбельные, заклички, колыбельные.
Например, колыбельные, которые поются мамой, бабушкой, ассоциируются с теплотой и уютом дома, своей кроватки, с нежностью и любовью мамы, бабушки. Через колыбельные дети узнают, что кроватка в разные времена называлась «люлька, зыбка». Дети вспоминают свою кроватку, рассказывают о ней. Дошкольники узнают, что в этих кроватках не просто качали малышей, но и напевали им песни.
Колыбельная содержит в себе возможность формирования фонематического восприятия, напевание, выделение голосом гласных звуков, позволяет детям освоить лексическую сторону речи.
Пестушки, песенки, потешки – для того, чтобы потешить, развеселить, задобрить. Они отличаются особой добротой, произносятся нежно, ласково. Часто дети – совсем маленькие – играли с игрушками, и мамы забавляли детей песенками, потешками, чтобы им было интересно играть, умываться, засыпать, есть.
Пестушки, песенки – это игры с пальцами, ручками, ножками. С их помощью развивается не только речь, но и мелкая моторика.
Заклички, приговорки – дают возможность узнать о явлениях природы, через заклички и приговорки народ обращался к явлениям природы: «Дождик лей, лей, лей».
Игра является национальным богатством, содержащим фольклорный материал, способствующий овладению речью, умение передавать особенности действий персонажей.
Использование малых форм народного фольклора во время образовательной деятельности детей, в самостоятельной деятельности, во время досуга, конкурсах, развлечениях, театрализованной деятельности повышает интерес к устному народному творчеству.
Фольклор является уточнительным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Культурное наследие передающееся из поколения в поколение развивает и обогащает мир ребенка.
Жанры детского фольклора
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на основе детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и быстрой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, метко называющие какие – то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Народные игры, в основе которых часто бывают народные попевочки. Игры дают возможность родителям сделать процесс воспитания детей более интересным и радостным. Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со всеми членами семьи, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Самые любимые игры для детей те, где нужно ловить друг друга. Это могут быть «Кот и воробьи», «Лиска-лиса», «Солнышко» и другие.
Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки. Например, игра «Заморожу», в которой дети мгновенно принимают различные позы и не двигаются какие–то мгновения.
А есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений (например, игра «Корабль плывёт»).
Дети любят играть, так как в игре, прежде всего каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться. Для детей, родителей и педагогов очень важен девиз «Ни дня без игры!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.
Аннотация к методической разработке.Консультация для родителей.Тема: «Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста».Образовательная область: п...
Использование фольклора (устного народного творчества) в режимных моментах в группах младшего возраста.
Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность,...
Влияние Устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей
Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народно...
ОТЧЕТ по проекту «Использование устного народного творчества в работе по речевому развитию детей 6-7 лет в МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»»
ОТЧЕТ по проекту «Использование устного народного творчества в работе по речевому развитию детей 6-7 лет в МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»»...
Консультация для родителей. « Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей»
Знакомство с устным народным творчеством обогащает речь детей, делает их речь богатой и яркой....
«Использование художественной литературы в познавательном и речевом развитии дошкольников» Консультация для воспитателей.
консультация...
Сочетание современных технологий и народного творчества в разрезе познавательного и речевого развития дошкольников
Цель: воспитывать интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц и поговорок.Программные задачи:Обучающие задачи:Учить детей обнаруживать в некоторых текстах особую, иносказательную...