Развитие речи детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Развитие речи детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи детей дошкольного возраста | 800.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи
Развитие речи тесно связанно с художественно литературой, поэтому работа часто строится на художественных произведениях. В перечень произведений входят произведения поэтов и писателей России, зарубежная проза и поэзия. Литературный багаж у детей старших групп различен. Рассматривая книгу кто-то из детей уже пытается читать. Стремятся получить иную информацию: пытаются прочитать название книги или подпись под иллюстрацией к произведению. Это требует усилий от ребенка, а от воспитателя своевременной помощи.
Главная цель общения детей с художественной литературой – возможность почувствовать, испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обогатиться знаниями.
Занятие «Весенние стихи»
Цель: Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.
План проведения занятия
Педагог интересуется у детей, сколько сезонов у нас в году? Какой сезон сейчас? Какие месяцы входят в этот сезон? Какой сейчас месяц подходит к концу? Напоминает, что май – последний весенний месяц.
« Весна – долгожданное время года, - рассказывает воспитатель детям, - природа просыпается после долгой спячки зимней, солнышко становится теплее, появляется зелень – расцветает природа, прилетают птицы. Давайте послушаем?»
Зачитываем детям вслух несколько стихотворений, «Весенняя гроза» Тютчев Ф.И. , «После половодья» Бунин И.А. , "Весенний вечер" Тургенев И.С.
И.А. Бунин "После половодья"
(Иллюстрация: Сона Адалян)
* * *
Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь - туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
Ф. И. Тютчев. Весенняя гроза
(Иллюстрация: Геннадий Целищев)
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
(1828, начало 1850-х годов)
И. С. Тургенев "Весенний вечер"
(Иллюстрация: Сона Адалян)
* * *
Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой;
Ручей журчит во мгле долины,
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветр в листах осины
Трепещет пойманным крылом.
Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит.
Лишь иногда в тени глубокой
Бессонный лист прошелестит.
Звезда дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.
(1843)
После прочтения стихов интересуемся у дошкольников, кому какое стихотворение понравилось. Тот стих, который запомнился большему количеству детей прочитываем еще раз.
Педагог может прочитать еще несколько стихов (два-три), например: « На лугу» Блок А.А. , "Гонимы вешними лучами..." Пушкин А.С. , "О Весне" (Когда весной разбитый лёд...) М. Лермонтов. Приложение 1.
Воспитатель читает еще раз понравившееся стихотворение и просит детей внимательно изучить иллюстрацию к нему. Иллюстрации прилагаются к каждому прочитанному стихотворению и их можно рассмотреть и изучить, обсудить.
Приложение 1
А. А. Блок "На лугу"
(Иллюстрация: Геннадий Целищев)
* * *
Леса вдали виднее,
Синее небеса.
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звончее
Над лугом голоса.
Весна идет сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна...
А. С. Пушкин. "Гонимы вешними лучами..."
(Иллюстрация: Геннадий Целищев)
* * *
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
(Отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин», 7-я глава)
М. Лермонтов "О Весне" (Когда весной разбитый лёд...)
(Иллюстрация: Сона Адалян)
Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди полей местами
Чернеет голая земля
И мгла ложится облаками
На полуюные поля,—
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей;
Гляжу, природа молодеет,
Но молодеть лишь только ей;
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведет,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви к ней в сердце не найдет.
Развитие речи
С целью активизации речи у старших дошкольников проводятся лексико-грамматические игры и упражнения, которые помогают: правильно употреблять существительные во множественном числе, образовывать существительные при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок, учатся давать развернутые ответы на вопросы и строить предложения любой сложности. Воспитатель помогает дошкольнику задавая наводящие вопросы (Что сделать? Почему так…? Что еще…добавить?)
Дети учатся логически последовательно выстраивать мысли в речь – задача не из легких. По картинкам самостоятельно дети должны выстроить рассказ с последовательно развивающимися действиями.
Занятие Лексико-грамматическое
Цель: Активизировать речь детей
Воспитатель предлагает детям игру «Давайте поиграем!» На доске закрепляется несколько изображений, например: портрет, пейзаж, натюрморт и марина.
Воспитатель интересуется у группы что общего и в чем отличия картинок, что изображено на каждой из них, какая понравилась, что понравилось, какие эмоции вызывает картинка, так же и с тем что не понравилось и почему. Дошкольники отвечают по очереди и стараются не повторять высказывания товарищей.
Выслушав детей, воспитатель дает разъяснение по каждой из картин, добавляя ответами воспитанников.
Портрет – изображение людей; изображение лица и плеч человека; изображение человека в полный рост. Иногда изображение группы людей.
Пейзаж – изображение природы (поля, леса, луга с озерами итд).
Натюрморт – изображение предметов быта (кувшины, посуда, продукты (тыква, яблоко, слива), ткани, аксессуары быта).
Марина – изображение моря (шторм в море, гроза в море, корабли и парусники в морской стихии).
Воспитатель дает детям задание: просит рассказать ребенка, что изображено на картине, как называется жанр, если бы он нарисовал свою картину, то в каком стиле и чтобы изобразил на ней.
Михаил Лермонтов
Парус (Белеет парус одинокий)
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Федор Тютчев
Люблю глаза твои, мой друг...
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…
Александр Пушкин
Виноград
Не стану я жалеть о розах,
Увядших с легкою весной;
Мне мил и виноград на лозах,
В кистях созревший под горой,
Краса моей долины злачной,
Отрада осени златой,
Продолговатый и прозрачный,
Как персты девы молодой. (1824г)
Глеб Горбовский
Роща
Она застроена не деревом,
а музыкой —
сквозными звуками.
… Под елочкой, как будто в тереме,
сижу себе и сердцем стукаю.
Березовые убегания,
и тихое житье гриба,
и в каждой клеточке — дыхание,
дыхание и плюс — борьба;
за каплю росную пупырышком,
за продвижение корня,
за уносящиеся крылышки
от неподвижного меня…
1964
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.
Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...
Консультация по развитию речи на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста" (памятка для родителей).
Речь как исторически сложившая форма общения развивается в дошкольном возрасте. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка....
Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.
Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте всегда спокойным то...
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...
Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...
Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...
Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...