Проект по речевому развитию в группе раннего возраста
проект по развитию речи (младшая группа)

проект по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_poteshnoe_detsvo_rechevoy_ranniy.docx40.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Сибирячок» города Лесосибирска»

Проект

Тема: «Потешное детство»

речевое развитие

Воспитатели: Малькевич В.Н

Безруких Ю.В

2023 г.

Проблема

Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через малые формы фольклора (народные потешки).

Игровая мотивация

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Цель: Развивать наглядно-действенное мышление. Стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи различных предметов (игрушек, предметов быта).

Задачи:

  1. Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Повышать интерес к потешкам.
  2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».
  3. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.
  4. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно - отобразительной игры; стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы.
  5. Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыкальное произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.
  6. Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться.

Участники проекта: воспитатели группы, дети первой младшей группы.

Длительность: 3 недели.

Предполагаемый результат:

  1. Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.
  2. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
  3. Ребенок проявляет интерес к игре с рифмой и словом.
  4. Словотворчества детей.

1-й этап. Подготовительный.

Мероприятия

Ответ-ствен-ные

1

Подобрать фольклорный материал с учетом возраста; подобрать иллюстрированную литературу с фольклорными произведениями; разработать конспект занятия; составить картотеку для всех режимных моментов; ознакомить родителей с целями и задачами проекта; подобрать консультации.

Воспитатель

Совместная деятельность с детьми

2

1. Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
2. Беседы по содержанию потешек.
3. Физкультурное занятие «На бабушкином дворе».
4. Дидактические и развивающие игры: «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и собери», развивающее лото «Животные и птицы».

5. Чтение потешек: «Баю бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду еду к бабе, к деду», «Водичка водичка», «Петушок», «Как по снегу, по метели трое саночек летели», «Чики чики чикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска брысь. '»,

6.  Рисование пальчиками «Идет дождь»,

7. Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.

Воспитатель

Совместная деятельность с родителями

3

1. Чтение потешек детям дома.
2. Заучивание потешек вместе с детьми.
3. Участие в подборе иллюстраций по ознакомлению с потешками.
4.Консультации «Роль фольклора в развитии детей»

Воспитатель

2й этап Основной.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
На основном этапе в первой младшей группе организована работа, с
использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня,
включая их в различные режимные моменты.

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Игровая деятельность

Дид. игры: «Помоги петушку», «Курочка и цыплята», «Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет?», «Что изменилось?», «Кто что ест?», «Ребятам о зверятах», «Ехали мы, ехали», «На лошадке, на коровке», «Кукла идет на прогулку», развивающее лото «Животные и птицы», «Чудесный мешочек», «Купание куклы Кати».
Подв.игры: «Солнышко и дождик», «Пастушок дудит в рожок», «Шла коза по лесу», «Каждое зернышко в свой мешочек», «Идет дождик», «Поймай белочку», «Кот и мыши», «Гуси», «Кошечка», «Кто ходит, кто летает».

Рисование

«Божья коровка», « козленок», «Дождик, дождик веселей», «Петушок»

Констр.

«Диван для куклы», «Стулья для кукол», «Домик для кошечки»

Ознакомле. худ.литер.

Чтение, рассказывание, прослушивание аудиозаписи потешек: «Баю-бай», «Ладушки-ладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок»,  «Чики-чики-чикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь!», «Божья коровка».

Театрализ. деят.

Драматизация потешек. Игры-ситуации: «Коза рогатая»,  «Калачи из печи», «Котик простудился», «Волшебная дудочка», «Водичка, умой мое личико».

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций и беседы о транспорте, животных, птицах, о предметах одежды; о характеристике и свойствах воды. Экспериментирование с водой. Знакомство с огурцом. Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Катание на санках».Игры с сюжетными картинками.

Физическое развитие

Занятия: «На бабушкином дворе», «Жили у бабуси веселые гуси».Подв.игры: «Солнышко и дождик», «Пастушок дудит в рожок», «Шла коза по лесу», «Каждое зернышко в свой мешочек», «Идет дождик», «Поймай белочку», «Кот и мыши», «Гуси», «Кошечка», «Кто ходит, кто летает»

Музыкальное развитие

Попевки: «Петушок», «Дин-дон, дин-дон, загорелся Кошкин дом». Ритмика «На бабушкином дворе». Песни: «Серенькая кошечка», «Заболел наш Петушок», «Жили у бабуси два вееелых гуся».

3-й этап. Заключительный.

1. Непосредственная образовательная деятельность "В гости к  бабушке Арине"

2. Составление папки «Потешки – помощники». Картотеку потешек и подвижных игр. Конспект занятия. Консультации и наглядную информацию для родителей.

                                                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ.

                           КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «В ГОСТИ К БАБУШКЕ АРИНЕ».

ЗАДАЧИ:

  1. Расширять кругозор детей.
  2. Развивать речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя, делать элементарные выводы и умозаключения.
  3. Учить передавать характерные черты героев потешек с помощью мимики и жестов, подбирать необходимые атрибуты для своей роли.
  4. Воспитывать умение действовать согласованно с другими участниками театрализации.

МАТЕРИАЛ: дорожка, домик-модуль, кошка игрушка, птичка, красивый платок, курочка, чайник игрушечный, самовар, пироги.

Ход занятия

Воспитатель в группе беседует с детьми.

Воспитатель. Ой, ребятушки, мои детушки. Нынче день у нас особенный, развеселый. Бабушка Арина нас в гости к себе звала-приглашала. Хотите пойти в гости?

Ответы детей.

Воспитатель. Да и как не пойти-то? Бабушка добрая, любит внучат и встречает так весело, так приветливо.

Дети входят в зал.

Воспитатель. Чтобы пройти к бабушкиному дому, мы пройдем вот по этой тропиночке.

Детки, детки маленьки,
Деточки удаленьки,
Пройдут по дорожкам,
Топнут, топнут ножками.
Топ! Топ! Той!

Дети с воспитателем идут дробным шагам Подходят к дому.

Воспитатель. А вот и бабушкин дом. Ждет, наверно, нас бабушка. Сейчас постучу.

Стучит.

Бабушка. Кто там? Иду-иду. Здравствуйте мои внучатки дорогие. В гости ко мне пришли. Всех я вас жду, всех помню.

И Ниночка пришла.
Наша Ниночка в саду
Что оладушек в меду
Что оладушек в меду
Сладко яблочко в саду.
И Сережа здесь.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сережа хороший!
Сережа пригожий!
И Вика пришла.
Наша Вика умница
Умница-разумница,
Про то знает вся улица.
Кот да кошка,
Мой друг Ермошка,
Да я немножко.

Бабушка. Как я вам всем рада. Ждала вас всех в гости. А знаете, кто мне скучать не давал? Мой кот Васька ходил рядышком, да песенки пел. Хотите на моего кота посмотреть? Позовите его.

Дети зовут: «Кис-кис-кис!»

Бабушка. Вот и мой Васька. Какой он?

Дети: пушистый красивый.

Бабушка. Так и хочется его погладить.

Дети гладят кота.

Бабушка. Кот мой непростой, а ученый. Он любит, когда про него стихи , да потешки рассказывают.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы
Глазки смелые, зубки белые. и т. д.

Бабушка. А хотите поиграть с моим котом?

Русская народная игра «Чижик».

Чижик в клетке сидел
Чижик в клетке громко пел

Дети: Чу-чу-чу я на волю улечу.

Кот ловит детей.

Бабушка. Выносит курочку.

Курочка моя, умница моя
Вот пшено, водичка,
Дай ты мне яичко,
Умница моя.

Давайте для нее споем песенку «Вышла курочка гулять».

Исполняют песню.

Бабушка. Молодцы!

Воспитатель. А какой у бабушки красивый платок.

Рассматривают.

Бабушка. А вы хотите поиграть с моим платком?

Рус. нар. игра «Ай тюшки!»

Ай тюшки, тюшки, тюшки .
Вырастали лопушки.
Лопушки рвали-брали
С ними весело играли. Ух!

Бабушка. Ловкие у меня внучата.

Я с вами поиграла и сама моложе стала. Все сюда вы выходите и со мною попляшите!

Под рус. нар музыку дети пляшут.

Бабушка. Устала, уморилась, но все равно, как хорошо с вами, внучатами. А вам понравилось у меня? Придете ко мне еще в гости?

Над селом дымки плывут
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Сладким чаем угощайтесь.
Чай, чай, этот чай, заварили сами
Чай, чай, бабушкин чай, пьем мы с пирогами.
Ах! В тереме расписном я живу
К себе в избу всех гостей приглашу.
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.
Самовар в руках несу, прибауточки пою.
Будьте здоровыми,
Будьте счастливыми,
Будьте, как солнышко, красивыми.
До свидания мои милые внучатки!


Картотека «Потешки»

Потешки – утешки:

У киски боли,

У собачки боли,

А у моего малыша

Заживи-заживи-заживи.

***

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не ной дорогой,

Куплю другой.

Ой не плачь, не кричи

Куплю тебе три.

***

Придет киска неспеша

И погладит малыша

Мяу-мяу – скажет киска

Наша детка хороша.

***

Ах, капля – мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

Потешки перед сном.

Баю, баю, баю, бай

Ты собачка не лай.

Белолапа не скули,

Нашу дочку не буди.

Темна ноченька, не спится,

Наша доченька боится.

Баю-баю-байки

Прилетели чайки.

Стали крыльями махать

Нашу Катю усыплять.

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

Ай, люленьки да люленьки,

По горам идет олень.

На рогах он дрему носит,

В каждый дом ее заносит.

В люльку дрему он кладет,

Тихо песенку поет:

(повторяем потешку)

Потешки о солнышке и о дождике.

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить!

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка!

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Не иди, дождик, где косят,

А иди, где просят.

Не иди, дождик, где жнут,

А иди, где ждут!

Радуга-дуга

Ах ты, радуга-дуга,

И туга, и высока!

Не давай нам дождичка,

Подавай нам ведрышко.

Чтоб ребятам погулять,

Чтоб телятам поскакать,

Нужно солнышко,

Колоколнышко!

Дождик, дождик, посильней -

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, трава, гуще.

Свети, свети, солнышко,

Красное ведрышко!

Рано-рано вставай,

Своих деток согревай!

Дождик, дождик, поливай -

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти -

Дай капусте подрасти.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

***

Маша варежку сняла:

-Поглядите, я нашла!

Ищешь, ищешь — и найдешь.

Здравствуй, пальчик!

- Как живешь?

Умываемся с потешкой

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Умываться пойдём,

Где водичка найдём!

***

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Таня умывается,

Солнцу улыбается!

***

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей -

Детка умывайся веселей!

***

Щечки?

Мыли.

Носик?

Мыли?

А глазки?

Забыли.

***

Знаем, знаем – да-да-да!

В кране прячется вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

***

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

***

Водичка-водичка,

Умой Ирино личико,

Ира кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Ирино личико.

Делаем массаж после сна с потешкой

Потягушеньки

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)

Поперек толстунюшки,

А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)

А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)

А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки)

А в глазки — глядунюшки (мягко нажать на глазки)

А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик)

А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик)

А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)

(гладим от головы до пяточек)

Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки!

Мы потянемся, мы потянемся,

Маленькими не останемся!

Вот уже растем, растем, растем!

Хорошеньким – хорошок

Пригоженьким – пригожок

Стройненьким – стройнячок

А родненьким – родняшок.

Тушки-татушки, испекли ватрушки

(водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющий на тарелках,

На окно поставили

(руки с определённым усилием опускаются на животик) Остывать оставили (машем ручками)

А пшеничный пирожок — он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от животика до плеч)

Так высо-о-оконько-высок! (Ручки поднимаются к макушке)

***

Две старушки старые

Пирожки поставили.

Поставили на дрожжах -

Не удержишь на вожжах.

Подбавили гущи -

Они киснут пуще.

Прибавили молока -

Повалились на бока.

Подбавили маслица -

Они стали кваситься.

Пироги хорошие

И очень пригожие:

С маслом, с капустой

И ещё с картошечкой.

(при этих словах малыши перекатываются с бока на бок, поглаживают животик) (поглаживая ступню)

Маленькая ножка

Бежала по дорожке,

Маленькая пяточка,

На пяточке заплаточка

(пощипывать пяточку)

***

(легко постукивая по подошвам)

Токи, токи, тошки,

Кую, кую ножки.

Ножки у Дашуньки

Едут по дорожке.

Дорожка кривая,

Ни конца, ни края,

Грязь по колено,

Лошадь охромела.

Топ, топ, топ, топ -

Приехали!

***

Сидит белка на тележке,

(круговыми движениями гладим пяточку)

Раздает она орешки

(проглаживаем пальчики, начиная с большого)

Мишке толстопятому —

Заиньке усатому -

Лисичке-сестричке —

воробью да синичке

Кому в роток, (гладим большим пальцем подушечки стопы)

кому в зобок, кому в лапочку

***

(покалачивая по пяточке)

Куй, куй, каблучок!

Подай бабка башмачок.

Не подашь башмачка —

Не подкуем каблучка.

***

(перебирая пальчики на ногах, начиная с мизинца)

Горошек – горошек,

Бобошек – бобошек, Фасолька!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по познавательно-речевому развитию детей группы раннего возраста

Я предлагаю изучить данное перспективное планирование, расчитанное на один год для детей раннего возраста....

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в группе раннего возраста

Тема: Дидактическая игра «Кораблик».Ознакомление с качествами предметов....

Проект по речевому развитию в группе раннего возраста "От потешки к сказке"

Цель проекта: Создать условия для знакомства детей с художественной литературой: малыми формами фольклора (песенками и потешками, поэзией и русскими народными сказками.Задачи:1. Развивать у детей...

Краткосрочный проект по речевому развитию в группе раннего возраста «Серенький зайчик»

laquo;Серенький зайчик» В современном мире очень актуальна проблема адаптации, воспитания, развития творческой личности детей раннего возраста. Следуя  концепции личностно-ориентирова...