Консультация для воспитателей: ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕЧЕВОГО УГОЛКА
материал по развитию речи
Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki-dlya-vospitateley-rechevye-ugolki.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ОФОРМЛЕНИЮ РЕЧЕВОГО УГОЛКА
подготовила учитель – логопед Седнева М. А.
Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО
- Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорным уголками.
- Игровой материал доступен, дидактическое оснащение должно соответствовать возрастным особенностям, индивидуальным потребностям детей.
- Наличие одушевлённого персонажа — куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики.
- Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке.
- Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, дошкольники учатся соблюдать порядок.
- Соответствие санитарно-гигиеническим требованиям и технике безопасности.
Воспитанники первой и второй младшей групп самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути).
Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Электроприборы и источники питания должны быть недоступны детям.
- Периодичность оформления, сменяемость материала.
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ (УГОЛКОВ) В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
(примерное наполнение)
Группа раннего возраста.
- Картинки (предметные) по лексическим темам, тематические альбомы.
- Каталог игр, пособия:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционно-мимической гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастики (с речевым сопровождением)
- Дидактические игры: лото, домино, складные кубики, разрезные картинки (2-4 части).
- Художественные произведения по программе (4 наименования книг по 3-4 экземпляра, книжки ширмы, «говорящие книжки» и др.), портреты писателей с биографией (Барто А., Токмакова Н., Маршак С. Я. и другие);
- Словесные дидактические игры.
- Чистоговорки, стихи, потешки, приговорки, песенки.
- Различные виды театров: бибабо, театр на фланелеграфе, «Рукавичка» и др.
- Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, двери, колеса);
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный и т.д., чистый-грязный, сладкий горький, большой-маленький и т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.)
ж) серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации)
з) сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социобытовой), крупного формата.
- Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звучания (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки).
- Для развития мелкой моторики рук: массажные мячи, прищепки, игры на липучках, застежки (простые варианты), сенсорный куб (дорожки), пальчиковые игры и упражнения и др.
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ (УГОЛКОВ) В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
(примерное наполнение) Младшая группа.
- Художественные произведения по программе: 4 – 5 наименований книг по 2 – 3 экземпляра, книжки ширмы, с наклейками, «говорящие» книжки. Портреты писателей с биографией (С. Михалков, С.Я. Маршак и др.)
- Альбомы, предметные картинки по основным темам: «Игрушки», «Семья», «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Овощи, фрукты».
- Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями транспорта и мебели;
г) изображением труда взрослых, людей разных профессий (врач, воспитатель, повар…);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой маленький т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.)
ж) серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации)
з) сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социобытовой), крупного формата для составления рассказов.
- Дидактические игры: лото, домино, разрезные картинки, складные кубики, игры на группировку, классификацию, «Назови одним словом», «Что изменилось?».
- Игры – картинки по типу «Найди пару», «Найди отличия».
- Картотеки загадок, чистоговорок, песенок, потешек, стихов.
- Картотека речевых игр.
- Для развития дыхательной функции:
- Вертушки, султанчики, дудочки.
- д/и «Сдуй бабочку (птичку, листок, снежинку, кораблик)», плоскостные фигурки, нанизанные на нитку и др.
- Для развития артикуляционно-мимической моторики:
- Картинки артикуляционных и мимических упражнений с соответствующим текстом. • Логопедическая игрушка (н-р: «Лягушка-говорушка»)
- Комплексы артикуляционных упражнений.
- Для развития мелкой моторики рук:
- Шнуровки и застёжки (простые варианты), сенсорный куб.
- Массажные шарики, прищепки, палочки, шишки и др.
- Игры с прищепками: «Помоги ёжику (рыбке)», «Укрась ёлочку» и т.д.
- Игры с палочками (выкладывание узоров).
- Комплексы пальчиковых игр, игровых упражнений с речевым сопровождением.
- д\и «Чудесный мешочек» с набором игрушек.
- Для развития слухового внимания: • Шумовые игрушки, звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.).
- Дидактические игры для развития ЗКР, лексико-грамматического строя речи, связной речи:
- д\и «Кто что делает?», «Помоги найти маму», «Большой – маленький», «Один – много», «Кто как кричит?», «Кто где живёт?», лото и парные картинки на различные темы и др.
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ (УГОЛКОВ) В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
(примерное наполнение ) Средняя группа.
- Художественные произведения по программе: 5 – 6 наименований книг различной тематики и жанров (сказки, стихи, рассказы и т.д.), книжки с наклейками. Портреты писателей с биографией (К.Д. Ушинский, А.С. Пушкин, К.И. Чуковский и др.)
- Альбомы, предметные картинки по основным темам: «Игрушки», «Семья», «Транспорт»,
«Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Овощи, фрукты», а также
дополняются по темам о Российской армии, о профессиях, диких животных, цветах, деревьях, по временам года.
- Картинки с основными частями транспорта, одежды и мебели; с изображением действий, качества предметов, серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации), сюжетные картинки (с различной тематикой) для составления рассказов.
- Дидактические игры: лото, домино, разрезные картинки, складные кубики, игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
- Игры – небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?».
- Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?», «Найди пару», «Найди отличия».
- Картотеки загадок, чистоговорок, скороговорок, стихов.
- Картотека речевых игр.
- Для развития дыхательной функции:
- Вертушки, султанчики, дудочки и др. тренажеры.
- «Сдуй бабочку (птичку, листок, снежинку, кораблик)», «Загони мяч в ворота», плоскостные фигурки, нанизанные на нитку.
- Для развития артикуляционно-мимической моторики: • Картинки - символы артикуляционных и мимических упражнений с текстом. • Артикуляционная игрушка (н-р: «Лягушка-говорушка»)
- Комплексы артикуляционных упражнений.
- Для развития мелкой моторики рук:
- Шишки, массажные шарики, прищепки, палочки, пуговицы, бусинки различных размеров, развивающие игры –задания с ними.
- сухой бассейн - мешочек с горохом (фасолью, крупой), игрушки от киндер – сюрприза.
- Шнуровки, застёжки, сенсорный куб, мозаика.
- Шаблоны, трафареты, задания с обводкой, ходьбой по лабиринтам.
- Комплексы пальчиковых игр, упражнений с речью.
- Для развития слухового внимания:
- Набор шумовых игрушек с различным наполнителем, колокольчики разного звучания.
- д\игра: «Рифмочки» или наборы картинок, названия которых похожи по звучанию.
- Для развития фонематического восприятия: д/игры, направленные на определение наличия звука в слове типа: «Рассели по домикам», «Найди и назови», «Поймай звук» и др.
14. Для развития ЗКР, лексико-грамматического строя речи, связной речи:
д/игры на согласование числительных с существительными: «Посчитай-ка»; «Четвёртый лишний»,
«Что сначала, что потом», «Кто как говорит?», «Из чего мы сделаны», «Расскажи сказку», набор картинок «Слова-антонимы» и др.
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ (УГОЛКОВ) В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
(примерное наполнение)
Старшая и подготовительная к школе группы.
- Художественные произведения по программе: 7 – 8 (10-12) книг различной тематики и жанров (могут быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам, книжки самоделки (в подг. группе). Детские энциклопедии, журналы (2-3).
- Альбомы, предметные картинки по основным темам: «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Сад-огород», дополняются по темам о Родине, о технике, космосе, «Музыкальные инструменты», «Транспорт», «Животные жарких стран, Севера», «Школьные принадлежности» и др.
- Портреты художников – иллюстраторов, детских писателей и поэтов с краткой биографией.
- Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Найди отличия», «Так бывает или нет?», «Что перепутал художник?».
- Картотеки загадок, чистоговорок, скороговорок, стихов.
- Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволока, камушки, песок, пластилин и др.)
- Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки, семафорчики, флажки, фишки.
- Картотека речевых игр.
- Для развития дыхательной функции:
- Вертушки, султанчики, дудочки, пёрышки, бумажные птички-оригами и др. тренажеры «Сдуй бабочку (птичку, листок, снежинку, кораблик)», плоскостные фигурки, нанизанные на нитку, «Загони мяч в ворота» и.т.п.
- Для развития артикуляционно-мимической моторики:
- Картинки - символы артикуляционных и мимических упражнений с соответствующим стихотворным текстом.
- Артикуляционная игрушка
- Комплексы артикуляционных упражнений 11. Для развития мелкой моторики рук:
- Шишки, массажные шарики, прищепки, палочки, пуговицы, бусинки различных размеров, развивающие игры с ними.
- Сухой бассейн, игрушки от киндер – сюрприза.
- Шнуровки, застёжки, мозаики и др.
- д/и «Весёлые клеточки», шаблоны, трафареты, заготовки для штриховки, обводки, ходьба по лабиринтам, и др.
- Комплексы пальчиковых игр и речедвигательных упражнений.
- Для развития слухового внимания:
- Набор шумовых игрушек с различным наполнителем, колокольчики разного звучания.
- д\игра: «Рифмочки» или наборы картинок, названия которых похожи по звучанию.
- Для развития фонематического восприятия (подбор игр в зависимости от возраста):
- д/и на определение наличия, позиции звука в слове: «Поймай рыбку», «Найди и назови», «Логопедическое лото», «Звуковой футбол», «Засели картинки в дом», «Волшебный коврик» и др.
- на дифференциацию звуков: «Звонкий – глухой», «Домики для звуков» (тв.-мяг.), серия игр «Звуки – я вас различаю» (с-ш, з-ж, л-р) и др.
- на звуко-слоговой и звукобуквенный анализ слов: «Делим слова на слоги», «Звуковое домино», «Прочитай по первым буквам», «Ребусы», «Расшифруй слова» и др.
- Для развития ЗКР, словаря, грамматического строя, связной речи, обучения грамоте: Логопедические игры из серии: «Игротека речевых игр», «Слова-антонимы», «Многозначные слова», «Говорим правильно», «Скажи по-другому», «Большой –маленький», «Один-много», «Назови одним словом», «Рассели по домикам», д/игры на согласование числительных с существительными «Посчитай-ка», игры с предлогами: «Слова-помощники», «Подбери маленькое слово»; «Что где находится»; «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом», «Развиваем речь», «Речевая тропинка», «Расскажи сказку», «Забавные истории» и др., наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ» и др., настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков, алгоритмы, схемы, мнемотаблицы для развития связной речи и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации к оформлению музыкальных уголков
Оценочный лист «Создание условий для развития музыкальных способностей детей»...
Методические рекомендации к оформлению речевых уголков групп детского сада
Содержание речевого уголка в группах дектского сада....
Консультация для воспитателей "Рекомендации по оформлению физкультурного уголка в группе"
В практике детского сада существуют определенные требования к физкультурному уголку, его расположению. Известно, что одним из условий физического воспитания в дошкольном учреждении является создание м...
Консультация для воспитателей «Оформление речевого уголка своими руками»
Проблема развития речи особенно остро стоит в настоящее время.Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно....
Буклет "Методические рекомендации к оформлению речевых уголков в ДОУ"
Материал для воспитателей всех возрастных групп ДОУ по оформлению речевых уголеков....
Рекомендации по оформлению речевых уголков в разных возрастных группах (буклет)
В буклете описаны рекомендации для воспитателей, работающих на разных возрастных группах, по оформлению речевых уголков....