Консультация для воспитателей: ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕЧЕВОГО УГОЛКА
материал по развитию речи

Марина Анатольевна Седнева

                           Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki-dlya-vospitateley-rechevye-ugolki.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ОФОРМЛЕНИЮ РЕЧЕВОГО УГОЛКА

подготовила учитель – логопед Седнева М. А.

Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО

  • Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорным уголками.
  • Игровой материал доступен, дидактическое оснащение должно соответствовать возрастным особенностям, индивидуальным потребностям детей.
  • Наличие одушевлённого персонажа — куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики.
  • Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке.
  • Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, дошкольники учатся соблюдать порядок.
  • Соответствие санитарно-гигиеническим требованиям и технике безопасности.

Воспитанники первой и второй младшей групп самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути).

Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Электроприборы и источники питания должны быть недоступны детям.

  • Периодичность оформления, сменяемость материала.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ (УГОЛКОВ) В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.

(примерное наполнение)

Группа раннего возраста.

  1. Картинки (предметные) по лексическим темам, тематические альбомы.
  2. Каталог игр, пособия:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционно-мимической гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастики (с речевым сопровождением)

  1. Дидактические игры: лото, домино, складные кубики, разрезные картинки (2-4 части).
  2. Художественные произведения по программе (4 наименования книг по 3-4 экземпляра, книжки ширмы, «говорящие книжки» и др.), портреты писателей с биографией (Барто А., Токмакова Н., Маршак С. Я. и другие);
  3. Словесные дидактические игры.
  4. Чистоговорки, стихи, потешки, приговорки, песенки.
  5. Различные виды театров: бибабо, театр на фланелеграфе, «Рукавичка» и др.
  6. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный и т.д., чистый-грязный, сладкий горький, большой-маленький и т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.)

ж) серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации)

з) сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социобытовой), крупного формата.

  1. Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звучания (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки).
  2. Для развития мелкой моторики рук: массажные мячи, прищепки, игры на липучках, застежки (простые варианты), сенсорный куб (дорожки), пальчиковые игры и упражнения и др.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ (УГОЛКОВ) В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.

(примерное наполнение) Младшая группа.

  1. Художественные произведения по программе: 4 – 5 наименований книг по 2 – 3 экземпляра, книжки ширмы, с наклейками, «говорящие» книжки. Портреты писателей с биографией (С. Михалков, С.Я. Маршак и др.)
  2. Альбомы, предметные картинки по основным темам: «Игрушки», «Семья», «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Овощи, фрукты».
  3. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями транспорта и мебели;

г) изображением труда взрослых, людей разных профессий (врач, воспитатель, повар…);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.)

ж) серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации)

з) сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социобытовой), крупного формата для составления рассказов.

  1. Дидактические игры: лото, домино, разрезные картинки, складные кубики, игры на группировку, классификацию, «Назови одним словом», «Что изменилось?».
  2. Игры – картинки по типу «Найди пару», «Найди отличия».
  3. Картотеки загадок, чистоговорок, песенок, потешек, стихов.
  4. Картотека речевых игр.
  5. Для развития дыхательной функции:
  • Вертушки, султанчики, дудочки.
  • д/и «Сдуй бабочку (птичку, листок, снежинку, кораблик)», плоскостные фигурки, нанизанные на нитку и др.
  1. Для развития артикуляционно-мимической моторики:
  • Картинки артикуляционных и мимических упражнений с соответствующим текстом. Логопедическая игрушка (н-р: «Лягушка-говорушка»)
  • Комплексы артикуляционных упражнений.
  1. Для развития мелкой моторики рук:
  • Шнуровки и застёжки (простые варианты), сенсорный куб.
  • Массажные шарики, прищепки, палочки, шишки и др.
  • Игры с прищепками: «Помоги ёжику (рыбке)», «Укрась ёлочку» и т.д.
  • Игры с палочками (выкладывание узоров).
  • Комплексы пальчиковых игр, игровых упражнений с речевым сопровождением.
  • д\и «Чудесный мешочек» с набором игрушек.
  1. Для развития слухового внимания: Шумовые игрушки, звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.).
  2. Дидактические игры для развития ЗКР, лексико-грамматического строя речи, связной речи:
  • д\и «Кто что делает?», «Помоги найти маму», «Большой – маленький», «Один – много», «Кто как кричит?», «Кто где живёт?», лото и парные картинки на различные темы и др.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ (УГОЛКОВ) В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.

(примерное наполнение ) Средняя группа.

  1. Художественные произведения по программе: 5 – 6 наименований книг различной тематики и жанров (сказки, стихи, рассказы и т.д.), книжки с наклейками. Портреты писателей с биографией (К.Д. Ушинский, А.С. Пушкин, К.И. Чуковский и др.)
  2. Альбомы, предметные картинки по основным темам: «Игрушки», «Семья», «Транспорт»,

«Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Овощи, фрукты», а также

дополняются по темам о Российской армии, о профессиях, диких животных, цветах, деревьях, по временам года.

  1. Картинки с основными частями транспорта, одежды и мебели; с изображением действий, качества предметов, серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации), сюжетные картинки (с различной тематикой) для составления рассказов.
  2. Дидактические игры: лото, домино, разрезные картинки, складные кубики, игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
  3. Игры – небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?».
  4. Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?», «Найди пару», «Найди отличия».
  5. Картотеки загадок, чистоговорок, скороговорок, стихов.
  6. Картотека речевых игр.
  7. Для развития дыхательной функции:
  • Вертушки, султанчики, дудочки и др. тренажеры.
  • «Сдуй бабочку (птичку, листок, снежинку, кораблик)», «Загони мяч в ворота», плоскостные фигурки, нанизанные на нитку.
  1. Для развития артикуляционно-мимической моторики: Картинки - символы артикуляционных и мимических упражнений с текстом. Артикуляционная игрушка (н-р: «Лягушка-говорушка»)
  • Комплексы артикуляционных упражнений.
  1. Для развития мелкой моторики рук:
  • Шишки, массажные шарики, прищепки, палочки, пуговицы, бусинки различных размеров, развивающие игры –задания с ними.
  • сухой бассейн - мешочек с горохом (фасолью, крупой), игрушки от киндер – сюрприза.
  • Шнуровки, застёжки, сенсорный куб, мозаика.
  • Шаблоны, трафареты, задания с обводкой, ходьбой по лабиринтам.
  • Комплексы пальчиковых игр, упражнений с речью.
  1. Для развития слухового внимания:
  • Набор шумовых игрушек с различным наполнителем, колокольчики разного звучания.
  • д\игра: «Рифмочки» или наборы картинок, названия которых похожи по звучанию.
  1. Для развития фонематического восприятия: д/игры, направленные на определение наличия звука в слове типа: «Рассели по домикам», «Найди и назови», «Поймай звук» и др.

14. Для развития ЗКР, лексико-грамматического строя речи, связной речи:

д/игры на согласование числительных с существительными: «Посчитай-ка»; «Четвёртый лишний»,

«Что сначала, что потом», «Кто как говорит?», «Из чего мы сделаны», «Расскажи сказку», набор картинок «Слова-антонимы» и др.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ (УГОЛКОВ) В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.

(примерное наполнение)

Старшая и подготовительная к школе группы.

  1. Художественные произведения по программе: 7 – 8 (10-12) книг различной тематики и жанров (могут быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам, книжки самоделки (в подг. группе). Детские энциклопедии, журналы (2-3).
  2. Альбомы, предметные картинки по основным темам: «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Сад-огород», дополняются по темам о Родине, о технике, космосе, «Музыкальные инструменты», «Транспорт», «Животные жарких стран, Севера», «Школьные принадлежности» и др.
  3. Портреты художников – иллюстраторов, детских писателей и поэтов с краткой биографией.
  4. Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Найди отличия», «Так бывает или нет?», «Что перепутал художник?».
  5. Картотеки загадок, чистоговорок, скороговорок, стихов.
  6. Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволока, камушки, песок, пластилин и др.)
  7. Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки, семафорчики, флажки, фишки.
  8. Картотека речевых игр.
  9. Для развития дыхательной функции:
  • Вертушки, султанчики, дудочки, пёрышки, бумажные птички-оригами и др. тренажеры «Сдуй бабочку (птичку, листок, снежинку, кораблик)», плоскостные фигурки, нанизанные на нитку, «Загони мяч в ворота» и.т.п.
  1. Для развития артикуляционно-мимической моторики:
  • Картинки - символы артикуляционных и мимических упражнений с соответствующим стихотворным текстом.
  • Артикуляционная игрушка
  • Комплексы артикуляционных упражнений 11. Для развития мелкой моторики рук:
  • Шишки, массажные шарики, прищепки, палочки, пуговицы, бусинки различных размеров, развивающие игры с ними.
  • Сухой бассейн, игрушки от киндер – сюрприза.
  • Шнуровки, застёжки, мозаики и др.
  • д/и «Весёлые клеточки», шаблоны, трафареты, заготовки для штриховки, обводки, ходьба по лабиринтам, и др.
  • Комплексы пальчиковых игр и речедвигательных упражнений.
  1. Для развития слухового внимания:
  • Набор шумовых игрушек с различным наполнителем, колокольчики разного звучания.
  • д\игра: «Рифмочки» или наборы картинок, названия которых похожи по звучанию.
  1. Для развития фонематического восприятия (подбор игр в зависимости от возраста):
  • д/и на определение наличия, позиции звука в слове: «Поймай рыбку», «Найди и назови», «Логопедическое лото», «Звуковой футбол», «Засели картинки в дом», «Волшебный коврик» и др.
  • на дифференциацию звуков: «Звонкий – глухой», «Домики для звуков» (тв.-мяг.), серия игр «Звуки – я вас различаю» (с-ш, з-ж, л-р) и др.
  • на звуко-слоговой и звукобуквенный анализ слов: «Делим слова на слоги», «Звуковое домино», «Прочитай по первым буквам», «Ребусы», «Расшифруй слова» и др.
  1. Для развития ЗКР, словаря, грамматического строя, связной речи, обучения грамоте: Логопедические игры из серии: «Игротека речевых игр», «Слова-антонимы», «Многозначные слова», «Говорим правильно», «Скажи по-другому», «Большой –маленький», «Один-много», «Назови одним словом», «Рассели по домикам», д/игры на согласование числительных с существительными «Посчитай-ка», игры с предлогами: «Слова-помощники», «Подбери маленькое слово»; «Что где находится»; «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом», «Развиваем речь», «Речевая тропинка», «Расскажи сказку», «Забавные истории» и др., наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ» и др., настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков, алгоритмы, схемы, мнемотаблицы для развития связной речи и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к оформлению музыкальных уголков

Оценочный лист «Создание условий для развития музыкальных способностей детей»...

Методические рекомендации к оформлению речевых уголков групп детского сада

Содержание речевого уголка в группах дектского сада....

Консультация для воспитателей "Рекомендации по оформлению физкультурного уголка в группе"

В практике детского сада существуют определенные требования к физкультурному уголку, его расположению. Известно, что одним из условий физического воспитания в дошкольном учреждении является создание м...

Консультация для воспитателей «Оформление речевого уголка своими руками»

Проблема развития речи особенно остро стоит в настоящее время.Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно....

Буклет "Методические рекомендации к оформлению речевых уголков в ДОУ"

Материал для воспитателей всех возрастных групп ДОУ по оформлению речевых уголеков....

Рекомендации по оформлению речевых уголков в разных возрастных группах (буклет)

В буклете описаны рекомендации для воспитателей, работающих на разных возрастных группах, по оформлению речевых уголков....