Викторина для подготовительной группы "Хлеб - всему голова"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кузовлева Людмила Владимировна

Викторина для подготовительной группы для детей с ОВЗ на тему: "Хлеб - всему голова". Обобщение знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_hleb_vsemu_golova.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – викторина «Хлеб - всему голова»

для детей подготовительной группы

Цель: Закрепление знаний детей о хлебе, о значении хлеба в жизни человека. Воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к народным традициям и труду взрослых.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Обобщить и систематизировать имеющиеся знания у детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий.
  2. Закрепить знания детей об истории хлеба и русских традициях, связанных с ним; о том, люди каких профессий участвуют в процессе его выращивания и изготовления.
  3. Продолжать формировать умения у детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет картинок, отвечать на вопросы в рамках заданной темы.
  4. Показать общественную значимость и результаты труда людей, занимающихся выращиванием хлеба.

Развивающие задачи:

  1. Развивать творческий потенциал у детей, коммуникативные навыки.
  2. Продолжить работу по развитию связной речи, обогащению и активизации словарного запаса у детей.
  3. Продолжать развивать психологические процессы: логическое мышление, память, творческое воображение, внимательность.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей уважительное отношение к труду людей, выращивающих хлеб, бережное отношение к результатам их труда.

Интеграция образовательных областей:

  • речевое развитие;
  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • физическое развитие;

Материалы и оборудование: ламинированные иллюстрации хлебобулочных изделий, буквы для составления слов и цветные фишка для звук-буквенного анализа слов.

Предварительная и индивидуальная работа:

Заучивание стихов, песен, игр, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о хлебе и хлебобулочных изделиях, лепка хлебобулочных изделий из соленого теста, беседы по теме «Хлеб», разъяснение пословиц и поговорок по данной теме.

Ход мероприятия

Педагог: Здравствуйте, ребята! Мы с вами всю неделю знакомились с хлебом, изучали как хлеб пришёл к нам на стол, как растёт колосок от зёрнышка до каравая, и сегодня я предлагаю поделиться знаниями по этой теме!                

Педагог читает стих (с хлебом на полотенце); 

Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Чёрный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш! (Лаврова Т.)

Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова! Ученые утверждают, что хлебу не менее 15 тысяч лет!

Педагог: Итак, наша викторина «Хлеб всему голова» начинается. И сначала придумайте названия вашей команде. Давайте выберем капитанов команд и начнём выполнять задания.

За правильный ответ команда получает хлебобулочное изделие (изображение).

Побеждает команда набравшая большее количество видов хлеба.

  1. «Разминка» (поочерёдно каждой команде)

В чай кладут всегда лимон, масло мажут на … (Батон.)

Белый хлебушек отличный, из муки он из … (Пшеничной.)

Из ларька несу домой темный хлебушек … (Ржаной.)

Для мальчиков и девочек, а также для родителей

Для бабушек и дедушек всегда есть свежий… (Хлебушек.)

Ваня, лежа на печи, ест большие... (Калачи)

Ест сестра Катюшка с творогом… (Ватрушку.)

Только гости на порог - к чаю мы несем… (Пирог.)

Любят девчонки, любят мальчишки, круглые, вкусные, свежие… (Пышки.)             

Победившая команда получает одно изображение хлебобулочного изделия.

Следующее задание: продолжи пословицу (поочерёдно каждой команде)

  1. Хлеб -  (всему голова)
  2. «Хлеб – батюшка,    (а водица - матушка»,)
  3. «Плох обед,     ( если хлеба нет»,)
  4. «Хочешь есть калачи – ( не сиди на печи»,)
  5. «Пот на спине, зато  (хлеб на столе»,)
  6. «На чужой каравай   (рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай».)
  7. - Хлеба ни куска,        (так и в тереме тоска.)
  8. - Без соли и хлеба     (худая беседа.)

Педагог: Молодцы, команды!

Победившая команда получает одно изображение хлебобулочного изделия.

Предлагаем детям отгадать загадку, подобрать к отгадке слова – признаки.

1) Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.. (Хлеб);

2) Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

 Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука);

3) Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины);

4) Вырос в поле дом, полон дом зерном,

    Стены позолочены, ставни заколочены,

    Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос)

Педагог: А сейчас, ребята, послушайте отрывок из рассказа А. Раскина «Как папа бросил хлеб» и ответьте на вопрос - Какой страшный поступок совершил мальчик?

В одной семье рос мальчик, и он отказывался от хлеба, потому-то тот ему казался невкусным. Он даже мечтал, что никогда не станет есть хлеб, когда вырастет. И однажды он совершил страшный поступок. Ему предложили ужинать, но он отказался от хлеба и бросил его на пол. И тогда няня ему сказала следующие слова: «Ты думаешь, ты хлеб бросил? Я тебе сейчас скажу, что ты бросил. Я маленькая была, за кусок хлеба целый день гусей пасла. У нас в одну зиму совсем хлеба не было. У меня брат – тебе ровесник с голоду помер. Если бы тогда кусок хлеба, он бы жив остался. Учат тебя и писать, и читать. А как хлеб родится не учат. Люди на тебя работают, хлеб растят, а ты его на землю. Эх ты! Не хочу я на тебя смотреть!

Педагог: -Ребята, как вы оцениваете поступок мальчика? (ответы детей) (Мальчик поступил плохо)

-Ребята, а как вы относитесь к хлебу? (ответы детей) (мы не бросаем хлеб, относимся к нему бережно)

Конкурс капитанов

«Найди лишнее слово»

Педагог: Я сейчас назову несколько слов, а вы должны угадать - какое слово лишнее и объяснить почему.

1 капитану

Рожь, пшеница, василек,

Комбайн, сеялка, трактор, пароход

2 капитану

Пирожок, батон, печенье, масло,

Хлебороб, пекарь, художник

Победивший капитан получает одно изображение хлебобулочного изделия

Педагог: Ребята, давайте представим, как из маленького зёрнышка вырастает большой колосок. 

Физкультминутка «В землю зернышко попало»

Все присутствующие выполняют движения по тексту:

В землю зернышко попало (присели)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал

И росточек подрастал (медленно встают)

К верху и теплу тянулся

И красавцем обернулся (покружились)

Следующее задание «Сказки»

Командам предлагается отгадать, из какой сказки слова:

1. «На ж, лови, - и хлеб летит. Старушонка хлеб поймала «Благодарствую» сказала, бог тебя благослови» (О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И 7 БОГАТЫРЯХ)

2. «Тут Иван с печи слезает, малахай свой одевает

Хлеб за пазуху кладет, караул держать идет…(КОНЕК – ГОРБУНОК).

3.«Проснулся он утром, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами. А как подал хлеб царю, царь сказал: «Вот это хлеб, только в праздник его есть!» (ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА)

4. Взяла жерновцы и стала молоть: ан блин да пирог, блин да пирог, что ни повернет — все блин да пирог! И накормила старика. (ПЕТУШОК - ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК И ЖЕРНОВЦЫ

Педагог: Спасибо, все молодцы, справились с заданием!

Следующий конкурс «Кто быстрее?»

Из предложенных букв детям нужно выложить слова БУЛКИ и БАТОН, а после из цветных фишек выложить звуковой состав слова.

Педагог: А сейчас давайте посчитаем – сколько у каждой команды хлебобулочных изделий и подведём итоги нашей викторины.

В завершении викторины участники называют все изображения хлебобулочных изделий, которые они выиграли и делят эти названия по словам, складывая в слоговые корзины.

(Подведение итогов и награждение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

Познавательная викторина "Хлеб всему голова"

Представляю Вашему вниманию познавательную викторину "Хлеб всему голова" как итоговое мероприятие  для старшего дошкольного возраста....

Сценарий викторины "Хлеб всему голова!"

Цели:обобщение знания по теме «Технология изготовления кулинарных изделий из муки разных видов»;раскрытие значения хлебобулочных изделий в питании человека;воспитание бережного отношения к...