План – конспект по речевому развитию в старшей группе
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
План – конспект по речевому развитию
в старшей группе
Цель:
- Учить детей составлять творческий рассказ; связывая в единую сюжетную линию выбранные объекты.
Задачи:
- способствовать формированию у детей умения придумывать сказку, основываясь на ранее полученных знаниях. используя выразительные средства, традиции начала сказки и окончания, пользуясь опорными схемами.
- Учить при составлении рассказа развивать сюжет, не повторяя содержание рассказа других детей.
- Развивать речевое творчество, интонационную выразительность речи дошкольников.
- продолжать развивать умение детей строить полные, распространённые предложения, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что), оценивать по опорной схеме рассказы друг друга.
- Воспитывать любовь к сказкам, доброжелательное и корректное отношение друг к другу. Учить выслушивать рассказы товарищей.
Предварительная работа:
Познакомить детей с новым словом «жанр» и его значением (вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками), чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок о сказках, подбор музыкального сопровождения Музыка Владимира Дашкевича, слова Юлия Кима «Приходите в гости к нам», изготовление плоскостного театра для магнитной доски.
Ход занятия:
Звучит песня «Приходите в гости к нам». Дети сидят полукругом перед ними магнитная доска, на которой представлены герои из двух сказок «Курочка Ряба» и «Теремок».
Мотивационный этап:
- Ребята, нам пришло письмо. А написал нам его, наш друг Камиль!
- Ребята, вы помните Камиля? Вы знаете, где он сейчас? Я прочитаю вам его письмо.
«Здравствуйте ребята! Я сейчас вместе с папой и мамой нахожусь в Африке. Здесь жарко, много песка и очень яркое солнце. Я помню наш детский сад и скучаю о вас. Я уже научился читать и прочитал все книги, которые мы привезли с собой. Мне очень хочется читать, но других книг нет. Мне сейчас грустно и скучно без любимых сказок. Я передаю вам всем большой привет».
- Это добрый, веселый мальчик, который дружил и играл со всеми детьми, не жадничал, делился своими игрушками, никого не обижал. Очень любил рассматривать и читать книги.
- Почему же он пишет, что сейчас ему грустно? (ответы детей)
- Что же ему делать? Ему так хочется читать сказки и рассказы. Он у нас помощи просит, а друзьям нужно помогать.
- Сможем мы ему помочь?
- Каким образом мы ему поможем? Как мы это сделаем? Денег у нас нет, чтобы книги купить. Какие книжки он прочитал? Не знаем.(ответы детей)
Организационный этап:
- Вы хотите помочь Камилю?
- Как мы можем ему помочь? (придумать и записать сказки.) Нас много и все наши сказки мы сможем собрать в одну...книгу! И что же делать дальше с книгой? Ответы детей: (Отправить письмом Камилю).
- Что такое сказка?
Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
- Какие жанры сказок вы знаете? О чем или о ком рассказывает сказка?
Ответы детей: (Волшебные, сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах, бытовые сказки.)
- Кто придумывает сказки?
Ответы детей: (Народ, авторы). Мы знаем сказки народные и авторские.
- А мы с вами придумаем сказку – чья она будет – народная или авторская?
- Ребята, сегодня мы с вами вспомним знакомые сказки.
- Прослушайте внимательно и отгадайте, что же это за сказка:
1.Сказку ты, дружок, послушай.
Мышка серая, Норушка, вышла в поле погулять,
Сладких зёрен поискать.
Видит: дом –домок
В чистом поле одинок. («Теремок»).
2.Дед Иван да баба Даша жили вместе с внучкой Машей,
Доброй, умной и послушной. Как-то раз пришли подружки,
В лес зелёный стали звать: грибы – ягоды сбирать… («Маша и медведь»).
3.Ни в каком далёком царстве, тридевятом государстве –
Дело было на Руси… Стариков про то спроси.
Жили-были дед и баба, жили дома с птицей рядом
Баба птицу ту любила, её зёрнами кормила. («Курочка Ряба»).
4.Уплетая калачи, ехал парень на печи.
Прокатился по деревне. И женился на царевне.
(Емеля) из русской народной сказки «По щучьему веленью».
- Молодцы! А теперь посмотрите, герои из каких сказок пришли к нам в гости?
Рассматриваем героев на магнитной доске.
Ответы детей: (лиса, дед и баба, медведь, курочка, мышка, волк, заяц, лягушка, золотое яичко).
- Давайте с вами вспомним повадки этих животных.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Покажи животное».
1.Эй, ребята, что вы спите нам животных покажите! (Показывают походку лисы).
У лисички острый нос, у неё пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы несказанной красоты.
Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает.
2. Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке поднялись, как стрелки, ушки. (Поскоки на двух ногах,
Зайчик прыгнул, повернулся и под деревцем согнулся. поскоки с поворотом в правую и левую сторону, присесть).
3.Вылез мишка из берлоги, разминает Мишка ноги. (Через стороны поднимают руки вверх).
На носочках он пошёл, и на пяточках потом. (ходьба на носках, чередуемая ходьбой на пятках).
Исполнительский этап:
- Ребята, вспомните, с каких слов начинаются сказки?
Ответы детей: Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; в тридесятом царстве, в тридесятом государстве…
- Это называется зачин.
- Далее происходит - чудо… (Курочка снесла золотое яичко, в лесу появился теремок).
- И заканчивается сказка… (хорошим, добрым концом).
- Я предлагаю вам сочинить сказку «Курочка Ряба» на новый лад. Что произошло бы в вашей сказке, если бы в ней оказались новые герои?
- Подумайте, что могло случиться с золотым яичком, если бы … (Появились герои из другой сказки 2-4 персонажа).
- Ваша сказка должна быть небольшой, законченной. В сказке всегда добро побеждает зло. Пусть ваша сказка не будет похожа на сказку ваших товарищей. Мы должны увидеть, что это сказка новая. При составлении сказки пользуйтесь опорной схемой.
- Все ваши сказки мы запишем в нашу книгу и отправим письмом Камилю в Африку.
Помогаю рассказать сказку. На доске выкладываем героев.
(Опрашиваю 4-5 человек). Оценка по схеме
Рефлексивный этап:
- Ребята нам удалось придумать новые сказки? Вам они понравились?
- Все сказки были придуманы по сказочной схеме? Во всех сказках было волшебство, чудо? У всех сказок добрый конец?
- Мне очень понравились ваши новые сказки. А чья сказка больше всего понравилась вам и почему?
Ответы детей.
- Как вы думаете Камиль будет рад, когда получит наше письмо? Какое у него будет настроение?
Перспективный этап:
- Да сказки мы придумали. Камиль сможет их прочитать. Но чего-то в нашей книге не хватает. Как вы думаете, что еще должно быть в наших сказках? (когда мы читаем сказки мы еще рассматриваем рисунки, иллюстрации). В следующий раз мы проиллюстрируем наши сказки и вклеим рисунки в книгу и тогда отправим Камилю в Африку.
- Что бы он больше не скучал как мы можем помогать ему и дальше? (сочинять разные сказки, рассказы, иллюстрировать их и посылать Камилю).
- Молодцы! Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия речевое развитие (старшая группа) на тему: Пересказ сказки «Хитрый козел»
Программное содержание: учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей ло...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности старшей группы по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей
план-конспект "Мой любимый город"....
План-конспект познавательно-речевого занятия(средняя группа)на тему:"Путешествие с капелькой"
Познавательно-речевое занятие ( средняя группа) на тему:«Путешествие с капелькой»Задачи: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение важност...
План-конспект родительского собрания в старшей группе Тема: «Речевое развитие ребенка»
Тема: «Речевое развитие ребенка»Цель:- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;- Повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Познакомить родителей с разными видами игр и и...
Перспективный план Образовательная область «Речевое развитие» старшая группа
Образовательная область «Речевое развитие» старшая группа Содержание образовательной работы по речевому развитию предполагает:развитие речи (развивающая речевая среда, формирование сл...
План-конспект родительского собрания в старшей группе тема: «Речевое развитие ребенка»
План-конспект родительского собрания в старшей группе тема: «Речевое развитие ребенка»...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...