Программа профессионально-личностного саморазвития на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки в дошкольном возрасте должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа
профессионально-личностного
саморазвития педагога
МБДОУ детский сад №9 «Ромашка»
Козловой Валентины Константиновны
на тему:
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать c пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки в дошкольном возрасте должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.
Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
.
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
.
Задачи:
- Изучить и систематизировать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
- Разработать перспективный план работы на год с детьми младшего возраста.
- Создать картотеку пальчиковых игр, методических разработок по вопросу развития мелкой моторики.
- Привлечь родителей к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в данном направлении.
Предполагаемые результаты:
1. Изучена и систематизирована учебная, справочная, научно-методическая литература по вопросу развития мелкой моторики.
2. Разработан перспективный план работы с детьми.
3. Создана картотека пальчиковых игр, методических разработок по вопросу развития мелкой моторики.
4. Родители привлечены к организации РППС группы.
Перспективный план работы
Раздел плана | Форма работы | Практические выходы | Отчет о выполнении | |
Сентябрь | ||||
Самореализация | 1. Изучение собственных возможностей и потребностей. #1056;асширение образованности: Чтение научно-популярной и методической литературы. Изучение материала по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности». . | Самоанализ. Отбор необходимой литературы. | Разработка перспективного планирования ООД, игровых ситуаций и методического обеспечения по развитию мелкой моторики. | |
Изучение методической литературы и периодической печати | 1. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009. 2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. 3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. #1058;имофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. | Повышение знаний, сбор материала. | #1057;оставление картотеки упражнений для расслабления кистей рук и развития мелкой моторики . #1056;азработка дидактического оборудования для развития мелкой моторики рук | |
Апробация форм работы с детьми | 1. Разучивание упражнений для расслабления кистей рук и развития мелкой моторики . #1044;идактические игры и упражнения для развития мелкой моторики. | Совершенствование общей координации движений, развитие тонкой моторики рук. | Фотоотчет. . | |
Работа с родителями по вопросу | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников» | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. | Конспект. | |
Октябрь |
| |||
Изучение методической литературы и периодической печати | 1. О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». | Повышение знаний, сбор материала. | Составление картотеки пальчиковых игр на развитие мелкой моторики. | |
Апробация форм работы с детьми | #1048;гры с пластичными материалами: «Мухомор» #1048;гры со шнурками: «Завяжи узелок!» «Морские узлы» #1055;альчиковые игры: «Пальчики в лесу» «Спокойного сна!» #1048;гры с природными материалами: «Собираем камешки» «Камешки-тук-тук!» «Сортировка камешков» #1048;гры с игрушками: «Построй поезд!» «Построй домик!» 6. Настольная игра «Мозаика». | Развитие силы пальцев рук; развитие хватания; развитие дифференцированных движений пальцев рук; развитие ручной ловкости; развитие мышления. Развитие хватания двумя пальцами и щепотью. | Конспекты. Фотоотчет | |
Работа с родителями по вопросу | #1050;онсультация: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка». #1042;ыставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки». | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. | Конспект. Фотоотчет. | |
Ноябрь | ||||
Изучение методической литературы и периодической печати | 1 «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т.Решетник, Е.Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011. #1041;ардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик». Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. 3. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. | Повышение знаний, сбор материала. | Разработка конспектов ООД по данной теме. | |
Апробация форм работы с детьми | #1048;гры с нитками: «Косички» #1048;гры с природными материалами. «Конструирование из камней» #1048;гры с игрушками: «Веселая цепочка» «Разборные картинки» #1048;гры со специальными игрушками: Игрушки-шнуровки: «Зашнуруй ботинок!» «Божья коровка на зеленом листе» #1055;альчиковые игры: «Улитка» #1048;гры с самодельными игрушками : «Погремушка из бутылки» 7. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». 8. Настольная игра «Найди фигуре место».
| Развитие тонких движений пальцев рук; развитие ручной ловкости; развитие хватания; развитие соотносящих движений рук; развитие тонких движений пальцев рук; развитие мышления, внимания. Формирование навыка пришнуровывания одного предмета к другому. Развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук. Развитие мелкой моторики, закрепление знаний о форме, величине, пространственном расположении предметов. | Конспекты. Фотоотчет. | |
Работа с родителями по вопросу | Семинар-практикум «Пальчиковые игры для малышей».
| Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. | Буклет «Пальчиковые игры для малышей». | |
Декабрь | ||||
Изучение методической литературы и периодической печати | #1050;ислинская Т.А. «Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры - потешки для детей от 1 года до 4 лет». #1040;нищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. | Повышение знаний, сбор материала. | Составление картотеки д/и ,направленных на развитие мелкой моторики. | |
Апробация форм работы с детьми | 1. Игры с другими предметами и материалами (бигуди): «Покажи пальчики!» 2. Игры с природными материалами: «Забор из веточек» 3. Игры с продуктами питания: «Банка с витаминами» #1048;гры с самодельными игрушками : «Бабочка» «Гусеница» 5. Пальчиковая игра: «Замок» | Развитие хватания; развитие соотносящих действий рук; развитие силы пальцев; развитие тонких и дифференцированных движений пальцев рук. Развитие соотносящих действий рук; развитие тонкой моторики; формирование навыка действий по расстегиванию и застегиванию прищепок. Развитие движений кистей и пальцев рук; укрепление мышц рук; развитие подражания движениям рук взрослого. | Конспекты. Фотоотчет. | |
Работа с родителями по вопросу | Консультация «Развиваем моторику. Игры с прищепками». | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. | Буклет «Игры с прищепками». | |
Январь | ||||
Изучение методической литературы и периодической печати | 1. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышом до трех лет». Пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2004. 2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 3. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. 4. Горбушина, С. Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников / С.Б. Горбушина. - М.: Детство-Пресс, 2016
| Повышение знаний, сбор материала. |
| |
Апробация форм работы с детьми | Дидактические игры и упражнения на развитие мелкой моторики: 1. «Кто скорее свернет ленту?» 2. «Собери матрёшку». 3. «Пирамидка». | Развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.
Учить выполнять простые действия с предметами, различающихся по величине, развивать моторику рук, координацию движений. Обобщение сенсорного опыта, развитие координации движений рук под контролем зрения и осязания. | Конспекты. Фотоотчет. | |
Работа с родителями по вопросу | Конкурс по изготовлению дидактических игр для развития мелкой моторики. | Предоставление родителям материала по данной теме. | Фотоотчет. | |
Февраль | ||||
Изучение методической литературы и периодической печати | 1. Кузнецова А. А. «Баба сеяла горох.» Игры с жестами и движениями. 2. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики - развиваем речь – Санкт – Петербург, 2013. 3. Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - №1. | Повышение знаний, сбор материала. | Разработка конспектов ООД по данной теме. | |
Апробация форм работы с детьми | #1048;гры с фольгой: «Сорока-воровка» #1048;гры с природными материалами: Игры со снегом #1048;гры с продуктами питания: «Бабочки и гусеницы» «Юла и волчок» #1048;гры с игрушками: «Юла и волчок» #1048;гры со специальными игрушками: Игрушки-застежки: «Книжка на липучках» «Конструктор на липучках» #1055;альчиковые игры «Ладошки» «Капуста» #1048;гры с самодельными игрушками: «Сделаем бабочку» | Развитие соотносящих движений рук; развитие тонких, дифференцированных движений пальцев рук. Развитие хватания; развитие силы рук; развитие движений кистей и пальцев рук; укрепление мышц рук; развитие подражания движениям рук взрослого. формирование навыка действий по расстегиванию и застегиванию кнопок. | Конспекты. Фотоотчет. | |
Работа с родителями по вопросу | Привлечение родителей к создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок. | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. | Фотоотчет. | |
Март | ||||
Изучение методической литературы и периодической печати | 1. Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012. 2. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2007. | Повышение знаний, сбор материала. | Пополнение картотеки пальчиковых игр на развитие мелкой моторики. | |
Апробация форм работы с детьми | #1048;гры с фольгой: «Сокровища» «Веселая рыбалка» #1048;гры с игрушками: «Черепашка с кармашками» #1048;гры со специальными игрушками: Игрушки-застежки «Черепашка с кармашками» #1048;грушечные лабиринты: Цветной лабиринт» «Сюжетный лабиринт» 5. Игры с самодельными игрушками : «Бусы из трубочек» 6. Пальчиковые игры: «Цветки» «Чудо-цветок» 7. Театр на пальчиках: «Пальчики играют» «Поймай бабочку!» | Развитие соотносящих движений рук; развитие силы пальцев рук. Развитие тонких согласованных движений кистей и пальцев рук; развитие произвольных, тонких, дифференцированных движений рук; формирование навыков использования разных видов застежек; развитие мышления. развитие ручной ловкости; закрепление умения продевать шнурок сквозь отверстия в предмете. | Фотоотчет. Конспекты. | |
Работа с родителями по вопросу | #1050;онсультация «Крупная польза мелкой моторики». 2. Папка-передвижка « Сенсорное развитие детей». | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. | Конспект. Фотоотчет. | |
Апрель | ||||
Изучение методической литературы и периодической печати | 1. Зажигина, О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / О.А. Зажигина. - М.: Детство-Пресс, 2012 2. Бардышева, Т. Ю. Мой мизинчик, где ты был? Развитие мелкой моторики. 3-5 лет / Т.Ю. Бардышева. - М.: Карапуз, 2013 | Повышение знаний, сбор материала. | Разработка игровых ситуаций и методического обеспечения по конструированию из лего-конструктора для детей младшего возраста. | |
Апробация форм работы с детьми | #1048;гры с природными материалами: «Морские камешки» 2. Игры со специальными игрушками: «Обними меня!» «Волшебный жук» #1058;еатр на пальчиках : «Любимые сказки» «Театр из перчатки» 4. Пальчиковые игры: «Апельсин» «Жук на дереве» #1050;онструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик». | Развитие хватания; развитие дифференцированных движений рук. Развитие тактильных ощущений. Развитие произвольных движений пальцев рук. Развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук. Развитие умения анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга. | Фотоотчет. Конспекты. | |
Работа с родителями по вопросу | Мастер-класс «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук». | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. | Конспект. Фотоотчет. | |
Май | ||||
Изучение методической литературы и периодической печати |
| Повышение знаний, сбор материала. | #1055;ополнение метод.кабинета картотекой методических материалов. | |
Апробация форм работы с детьми | #1047;акрепление пальчиковых игр: « Пальчики в лесу» «Спокойного сна!» «Вышли пальчики гулять» «Улитка» «Черепашка» «Замок» 2. Конструирование из палочек «Ракета». | Совместная и самостоятельная игровая деятельность. Развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук. | Фотоотчет. | |
Работа с родителями по вопросу | Родительское собрание «Способности детей - на кончиках их пальцев». | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. | Конспект. Фотоотчет. Презентация. |
Подведение итогов программы: выступление на педагогическом совете в конце учебного года с результатами реализации программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста".
В презентации представлены игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста....
Перспективный план по теме: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. ...
Презентация на тему: "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"
В данной презентации представлен материал из опыта работы на развитие мелкой моторике у детей младшего возраста. Игры и упражнения, для развития мелкой моторике. Презентация была использована на родит...
Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
Программа по самообразованиюТема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»....
Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
Программа по самообразованиюТема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»....
Выступление на районном семинаре воспитателей (МБОУ ДО «Новодеревеньковский центр развития и поддержки детей») по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка....