Конспект занятия по развитию речи "В гости к нам пришла зима" (во взаимодействии с муз.руководителем)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Орлова Татьяна Владимировна

Занятие по развитию речи "В гости к нам пришла зима" (во взаимодействии с муз.руководителем)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_nam_prishla_zima.docx42.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе

«В гости к нам пришла зима» (с использованием мнемотаблиц) во взаимодействии с музыкальным руководителем.

Цель: создавать условия для развития речи детей посредством мнемотаблиц. 

Задачи: 

Образовательные: учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ о зиме с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, используя для описания зимы образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на символы.

Развивающие: совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к музыкальным произведениям.

Оборудование: презентация, содержащая картины зимней природы, мнемотаблицу.

Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулках, обсуждение увиденного, знание зимних месяцев, примет, беседа о том, как люди, лесные жители готовятся к зиме, подбор имен прилагательных; разучивание стихотворений.

Ход занятия:

На фоне слайда 1

Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, а так как мы с вами находимся в музыкальном зале, то и поздороваемся с нашими гостями мы по-музыкальному.

Музыкальное приветствие.

Сегодня мне приснился сказочный сон. Я вас сейчас расскажу, что в нем происходило.

Под красивую мелодию логопед рассказывает сон.

Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву в белом наряде с длинными снежными волосами. Идет она к нам, укрывая все вокруг белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. Порой как подует ветер, как закружит метель, оставляя высокие сугробы! Реки, озера скованы льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева? (Дети: Зима)

Слайд 2.

 - Какое сейчас время года? (зима). 

Слайд 3.

- Вы, конечно, догадались, что речь сегодня пойдет о зиме. А как называются зимние месяцы? (Дети: декабрь, январь, февраль.)

Слайд 4.

- Какие изменения происходят в природе зимой? (Дети: выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, ночи длинными, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, лыжах, санках).

-Как же спасаются от холода дикие животные? (Белка и заяц меняют шерсть: белка на серую, а заяц на белую. Так им и теплее, и легче спрятаться от врагов. Многие животные питаются запасами ягод, орехов, грибов. Медведи, ежи впадают в спячку).

-Какие птицы остались с нами зимовать? (синица, воробей, сорока, голубь, снегирь, дятел, свиристель, клест, сова, глухарь, тетерев). Как называются птицы, которые остались на зиму? (Зимующие). Можем ли как-то им помочь? (Строить кормушки, подкармливать).

Слайд 5.

-Посмотрите, какая красота наступает вокруг с приходом зимы. 

Слайд 6.

-Какая же зима? Давайте попробуем её описать.

Игра «Подбери признаки».

- Снег (какой?) – белый, холодный, скрипучий.

- Ветер зимой (какой?) - колючий, холодный, сильный.

- Воздух зимой (какой?) - свежий, морозный, холодный.

- Лед (какой?)  – блестящий, зеркальный, скользкий.

- Зима (какая?) - морозная, студеная, суровая, холодная, ветреная, снежная, вьюжная.

При затруднениях логопед помогает детям наводящими вопросами. (Снег под ногами скрипит, значит он какой? — скрипящий. Лед похож на зеркало. Он какой? — зеркальный и т.д.)

-Ребята, а вы знаете стихотворения о зиме?

(дети читают стихотворения о зиме)

Зима Т. Шорыгина

Одуванчик из снежинок

Поднесет к губам зима,

Только дунет - и пушинок

Разлетятся семена.

Одуванчик облетает,

В окнах теплится огонь,

Зимний вечер подставляет

Белым звездочкам ладонь.

- Сколько приятных праздников, сюрпризов зима приносит с собой. Скажите, вы любите играть в снежки, смотреть, как снег падает с неба? (Дети: Да)

-. А как называется это явление, когда снег падает с неба? (Снегопад). Давайте сделаем так, чтобы пошел снег. Я буду задавать вопросы, а с каждым правильным ответом будет появляться снежинка. Все слова - отгадки должны получиться от слова «снег». Посмотрим, получится ли у нас снегопад.

Слайд 7.

Как на город и лужок выпал беленький...(снежок)

Все бегут вперегонки и хотят играть в ...(снежки)

Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)

Рядом с ним стоит фигурка, это девочка... (Снегурка)

А на ветки, посмотри, прилетели... (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю покрывает ...(снег).

 - Отлично, назвали правильно слова. Посмотрите, какие красивые снежинки нам принесла зима, давайте споем песню про них.

Песня «Кто же делает снежинки».

 Теперь я предлагаю немного размяться и поиграть.

Динамическая пауза. Упражнение «Снеговик»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков (стихотворение В. Егорова).

Давай, дружок, смелей, дружок,   Дети идут по кругу, изображая, будто

Кати по снегу свой снежок.           катят перед собой снежный ком.

Он превратится в толстый ком,   «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!                  Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.        Показывают глаза, прикрывая голову  

                                                         ладошкой, дотрагиваются до носа.

Но солнце припечёт слегка –       Медленно приседают.

Увы! – и нет снеговика.                Разводят руками.

-Говорят, даже зимой у природы нет плохой погоды. В любую погоду полезно дышать свежим воздухом.

Предлагаю совершить прогулку в зимний лес. Согласны?

Под музыкальную композицию «Зима-красавица» дети идут змейкой, потом садятся на стульчики.

-Вот мы и попали в лес!

 Слайд 8.

Посмотрите, как в нем сказочно красиво и таинственно. Зимний лес тоже живой. Природа стоит в своем великолепие, а зимушка поет ей песню. Закройте глаза, прислушайтесь к лесным зимним звукам, а как мелодия закончится, расскажите, какие картины себе представили.

Прослушивание мелодии.

Обмен впечатлениями.

-Ребята, послушав вас, я поняла, что может получиться прекрасный рассказ о зиме. Мы его составим с помощью картинок. Внимательно послушайте рассказ, который предлагаю вашему вниманию.  

«Пришла зима. Она накрыла землю белым пушистым покрывалом. Очень часто идёт снег, иногда дует сильный ветер, трещат морозы. Зима пришла к нам в гости не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще во время зимних прогулок можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Нам очень нравится зима!»

Слайд 9.

Первичное восприятие прочитанного:

 - Кто пришел к нам в гости?

-  Чем зима накрыла землю?

-Что происходит зимой?

- Какие подарки принесла зима?

- Для чего людям нужны эти подарки?

- В какие зимние забавы можно играть зимой?

Повторное чтение текста логопедом. Затем предлагается нескольким детям самостоятельно воспроизвести рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Составьте рассказ о зиме, используя мнемотаблицу.

http://detidom.ucoz.ru/_si/2/s16364101.jpg

- Замечательно! Ребята, вы все молодцы!!!

Слайд 10.

Игра «Снег, лед, кутерьма»

Итог занятия.

- Ребята, давайте вспомним, что мы делали сегодня?

Вам понравилась наша прогулка? Хотели бы еще раз вернуться в зимний лес?

А сейчас пора возвращаться. Не будем мешать лесным жителям, а лучше пойдем на прогулку и покормим наших маленьких друзей – синичек и воробушков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»....

Конспект НОД по развитию речи "Гости к нам пришли"

Цель: развивать возможности голосового аппарата; ввести прием звукоподражаний, имитирующих голоса знакомых животных;Развивать воображение, создавая образ этих животных, имитируя их движения и повадки...

Конспект занятия по развитию речи "Вот и лето пришло!"

Материал предназначен для занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи на тему "Вот и лето пришло!"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Пришла зима »

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Пришла зима» Цели:-обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;-систематизировать знания детей о зимних...

Конспект занятия по развитию речи. старшая логопедическая группа. тема: «Зима». (презентация занятия)

Конспект занятия по развитию речи. старшая логопедическая группа. тема: «Зима»....