«Консультация для родителей «Развивающие речевые игры по теме «Зима»
консультация по развитию речи (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_tema_zima.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Консультация для родителей «Развивающие речевые игры по теме «Зима»
Речевое развитие ребенка является крайне важным фактором всестороннего развития личности. От того, насколько четкой и правильной будет речь ребенка, зависит способность к общению с другими детьми и взрослыми, а также успешность обучения в детском саду и школе. Правильная речь является самым важным фактором гармоничного психического развития ребенка и фактическим показателем его готовности к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Количество детей с различными речевыми нарушениями только растет.
В практике педагогов ДОУ используются разные методики, которые оказываются эффективными в преодолении дефектов речи. Активно применяются логопедические, артикуляционные игры, дыхательные упражнения, разгадывание загадок по темам недели, мимические упражнения, физкультминутки и дидактические, речевые игры, которые используются для формирования правильной речи, а также устранения различных ее нарушений.
В ходе игровых занятий ребенок обогащает свой словарный запас, у него расширяются знания об окружающем мире, развиваются коммуникативные навыки и связная речь.
Какие задачи решает речевые игры
Игра – это важная часть развития ребенка, так как именно через игру формируются навыки, которые незаменимы во взрослой жизни. Занятия и упражнения в игровой форме способствуют развитию речи, сосредоточенности, логическому мышлению, коммуникации и развитию вниманию.
Речевые игры способствуют социализации детей - ребенок учится взаимодействовать с педагогом и со сверстниками. Такие игры предполагают наличие определенной задачи: ребенок учится решать их, находить правильные ответы, при этом игра оказывается идеальной формой, потому что у ребенка сохраняется интерес
к происходящему именно из-за наличия игрового составляющего момента.
Задачи, которые решают речевые игры по теме «Зима»:
- развитие высших психических функций;
- развитие слухового внимания и восприятия;
- развитие пальцевого и артикуляторного праксиса;
- формирование правильного звукопроизношения;
- обогащение словарного запаса путем добавления в активную лексику слов, соответствующих данной лексической теме;
- формирование связной речи;
- воспитание самостоятельности, улучшение навыков коммуникации.
Перед проведением речевых игр, можно поговорить с детьми о зиме («Дети, о чем сегодня пойдет речь?» - «О зиме!»
- «Правильно! А почему я сегодня решила с вами поговорить именно о зиме?» - дети говорят свои варианты: выпал первый снег, скоро Новый год, сегодня январь, время года - зима). Можно привести несколько интересных фактов о зиме, рассказать, что именно происходит в это время года и т.д. Когда беседа закончена, можно переходить непосредственно к играм.
- Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.
- Мороз трещит [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)
- Ветер свистит [сссссссссссссссс] (громко, тихо)
- Вьюга завывает [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)
- «Лошадка» на санях детей катает (цокаем язычком)
- Погреем ладошки [хххххххххххх] (сильно, слабо).
- Отгадать загадку.
- На дворе горой, а в избе водой (снег, сугроб)
- Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)
- Что вниз головой растет? (сосулька)
- С неба падают зимой и кружатся над землей
- Легкие пушинки, белые ... (снежинки).
- Меня не растили, из снега слепили,
- Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза-угольки, губы-сучки.
Холодный, большой. Кто я такой? (снеговик).
- Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Снег на полях, лед на реках.
Вьюга гуляет, когда это бывает? (………………)
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.
Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает? (…………………..)
- «Сосчитай до пяти»
Одна зимняя ночь, две зимние ночи .... пять зимних ночей.
Одна синяя варежка ...............................................................
Один холодный день .............................................................
Одна теплая шуба...................................................................
Один пуховый платок............................................................
Одно меховое пальто.............................................................
Один высокий сугроб………………………………………
- Скажи, что я делаю? (воспитатель может назвать приставку слова – ЗА…., дети продолжают)
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки… – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
- Физкультминутка.
(Дети встают в круг).
«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
- Загадки
Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)
- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку - узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
- Круглый маленький комочек я из снега соберу,
Брошу в друга, брошу в брата,
Мы играем, все в снегу. (Снежки)
- Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)
- Игра «Доскажи словечко».
Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег». (Читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)»
- Игра «Найди лишнее слово».
«Мороз, морозильник, мороженое, моросит».
«Снег, снегирь, снасти, снеговик».
«Холод, хороший, холодильник, холодок».
«Лёд, ледышка, лекарство, ледяной».
- Связная речь
Составление рассказа - описания о зиме по плану:
Погода: небо, солнце, осадки.
Растения зимой.
Животные зимой.
Люди зимой: одежда, развлечения.
- Пальчиковая игра «Снежок»
Раз, два, три, четыре, пять | загибать пальчики на 1 руке, |
Будем пальцы согревать | загибать пальчики на 2 руке, |
Мы с тобой снежок слепили | изображать как лепят снежок |
Круглый, крепкий, очень гладкий | показать руками круг |
И совсем– совсем не сладкий | погрозить пальчиком. |
Раз–подбросим, | подбросить воображаемый снежок |
Два– поймаем, | поймать воображаемый снежок |
Три– уроним | уронить воображаемый снежок |
И…сломаем | хлопнуть в ладоши! |
- Зимние картинки (послушай, а затем вспомни и расскажи, кто что делает зимой)
Солнце землю греет слабо, по ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос.
Под березой на пригорке старый еж устроил норку,
А под листьями лежат двое маленьких ежат.
Белка спряталась в дупло — в нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод столько, что не съешь и за год.
Под корягой в буреломе спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот и, как маленький, сосет.
Осторожная лисица подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода неподвижна и тверда.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги, от бескормицы — кора.
(Г. Ладонщиков)
Пальчиковая гимнастика. «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, | загибают пальчики по одному, начиная с больших, одновременно на обеих руках |
Мы во двор пошли гулять. | «идут» по столу указательным и средним пальчиками |
Бабу снежную лепили, | «лепят» комочек двумя ладонями |
Птичек крошками кормили, | «крошат хлебушек» всеми пальчиками |
С горки мы потом катались, | ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки |
А еще в снегу валялись. | кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной |
Все в снегу домой пришли, | отряхивают ладошки |
Съели суп, и спать легли. | движения воображаемой ложкой; руки под щеку |
- Мимическое упражнение «Вот на улице мороз». (Задачи: развитие тактильного восприятия, координации движений и речи).
Вот на улице мороз! (Руки на поясе.)
Ну-ка, все потрите нос! (Трут кончик носа.)
Ни к чему нам бить баклуши, (Грозят правым указательным пальцем.)
Ну-ка, взялись все за уши: (Указательным и большим пальцем держаться за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад.)
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели!
По коленкам постучали, (Стучат ладонями по коленям.)
По плечам похлопали, (Руки скрестили на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.)
Ножками затопали! (Топают ногами.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Играем с ребенком в речевые игры на тему "Зима"
Консультация для родителей...
Развивающие речевые игры на тему "Тело человека"
Развивающие речевые игры на тему "Тело человека"...
Речевые игры на тему «Зима» для детей дошкольного возраста 5 – 6 лет
Речевые игры на тему "Зима" для детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка: Развивающие речевые игры по теме: "Профессии"
Формирование представления о профессиях.Что такое профессия?Для чего нужны профессии?Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?Что бы случилось, если бы не было врачей, строителей, учителей,поваров, пожарн...
Развивающие речевые игры по теме "Профессии"
Подборка игр по теме "Профессии"....
Развивающие речевые игры по теме: "Человек и его тело"
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра –это...