конспект занятия развития речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Токовая Анна Владимировна

конспект занятия  развития речи в старшей группе "Салат из сказок" 

Читайка -  (смотреть в конце конспекта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx195.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  «Салат» из русских народных сказок»

Программные задачи:

1. Уточнить представление детей о жанровых особенностях сказки, рассказа, загадки;

 2. Способствовать формированию эмоционально-образного восприятия произведения;

3. Учить осмысливать характер сказочных героев, ситуации;

4. Уточнить представление об особенностях составления связного высказывания, композиции сказки.

Ход занятия:

  1. В гости к нам пришел Читайка. Как вы думаете, что больше всего он любит делать? Да, Читайка, как и мы, очень любит читать книги.

Какие бывают книги? (сказки: народные, авторские; стихи, рассказы).  Воспитатель уточняет, чем сказка отличается от рассказа.    

  (В сказке происходит то, чего не бывает в жизни: волшебные превращения, чудеса. В рассказе говорится о том, что может случиться на самом деле, в нём нет чудес и сказочных выражений).

Назовите свои любимые сказки. В сказках рассказывается о приключениях людей и животных.

Читайка дружит с героями разных сказок, и сегодня пригласил в гости одного из них. Чтобы узнать, кто к нам пришел, надо отгадать Читайкину загадку:  

-Хвост пушистый, Мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет.

-Кто это такой?( В окошке Теремка Сказок показывается картинка лисы.)

-Какие ещё загадки про лису вы знаете?

-Каким способом в загадке говорится о лисе?

 -Да, в загадке только рассказывается о чём-то, а о чём – нужно догадаться.

2. Упражнение «Придумай определение к слову «лиса».

- Если у нее острые зубы, то она …?

-Если у нее пушистый хвост?

-Если у нее рыжий хвост?

-Если у нее хитрые глаза?

-Вспомните и назовите сказки, в которых встречается Лиса?

(«Лисичка- сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Лиса в колодце» и т.д.)

3. Для того чтобы научиться внятно и чётко разговаривать, увлекательно рассказывать сказки, существует много чистоговорок:

-Са-са-са – вот идет Лиса.

-Су-су-су – видим мы Лису.

 -Сы-сы- сы – хвост пушистый у Лисы.

-Са-са-са – Лисонька, краса. За-за- за – закрывай глаза.

 -Ся-ся-ся – вот и сказка вся.

Физминутка

Внимание на экран!

Повторите за детьми на видео - походку лисы, зайца и медведя под музыку.

(Дети повторяют имитацию движений животных)

-Сказку интересно не только слушать, но и смотреть, сейчас мы с вами попробуем показать, как ходит лисичка (походка лисы)

-А изобразить зайку попробуете? (прыжки зайца)

-Великолепно получается, значит мишкина походка у вас получится без труда,да?(косолапая походка медведя)

 

4. Показ иллюстрации из сказки «Лиса и кувшин».

 -Как вы думаете, из какой сказки наша лиса?

-Почему? Какая лиса по характеру, если она одна выпила все молоко?

 -Если не догадалась, как избавиться от кувшина? (Жадная, глупая).

Однако Читайке всё равно жалко лису. Решил он позвать на помощь героев другой сказки.

Угадайте кто это:

 - Маленький, длинноухий, пугливый - …

- Бурый, косолапый, неуклюжий - …

- Сторожевая, зубастая, верная - …  

- Пестрый, голосистый, звонкий - …

 

5. Из какой сказки пришли все эти герои? Бросились звери на помощь к Лисе. Послушайте, как Читайка сказал об этом:

- «Лиса и ахнуть не успела, а они все тут как тут».

-Что означает выражение «ахнуть не успела»?

-Как сказать по-другому?

( Аналогичные вопросы задаются по поводу остальных фразеологизмов.)

 - Быстрый, резвый заяц как угорелый…(несётся без задних ног)  

- Неповоротливый, косолапый, толстый медведь откуда ни возьмись…  

 - Проворная, подвижная собака словно из-под земли…  

- Важный, гордый петух как ни в чём не бывало…

6. «Салат сказок».

-В каждой сказке обязательно есть три части - начало, середина, конец.

-Вспомните, как обычно начинаются сказки?

-Какими словами заканчиваются?

-Придумайте свою сказку про чудесное спасение лисы, чтобы конец сказки был весёлым.

-Кто прибежал на помощь лисе в твоей сказке, Маша?

-Как хотел помочь лисе?

-Что получилось?

-Как можно назвать твою сказку?

7. А может, всё-таки хорошо, что в русской народной сказке «Лиса и кувшин» всё заканчивается именно так, как придумал сам народ?

-Хоть и пострадала лиса, но «сказка - ложь, да в неё намёк, добрым молодцам урок».

-Послушайте ещё раз окончание сказки.  

https://stendy.by/assets/cache/products/900x900/figurnyj-element-shkolnik-s-knigami-430-500-mm.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по развитию речи в старшей группе

Конспект НОД "Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней!". Образовательная область "Коммуникация". Интеграция с образовательными областями "Здоровье", "Физическая культура", "Познание", "Художественно...

Презентация к занятию "Развитие речи" в старшей группе

Презентация к конспекту по развитию речи в старшей группе....

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"

quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание:    • Закрепить у детей представление о сезон...

Презентация к занятию развитие речи в старшей группе. "Весенние сельхозработы.

Презентация к нод в старшей группе развитие речи весенние сельхозработы....

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему: Ков старшей группе «Цветик - семицветик»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСКДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»...

Конспект по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ "

Цель:Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляциизвуки....