Авторское дидактическое пособие для обучения грамоте: "Фонетический домик"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Данное дидактическое пособие подходит для детей 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
foneticheskiy_domik.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассказ-эссе
«Звуковая сторона слова в общеречевом развитии дошкольника.
Моя педагогическая инициатива – это создание домика-алгоритма для
упрощения звуко-буквенного анализа слова».
Подхолзина Ирина Николаевна
воспитатель МБДОУ «Центр раннего развития детей – детский сад №184»
г. Воронежа
Звучащую речь ребёнок слышит с первых секунд своего рождения. Малыш взрослеет, происходит интенсивное умственное развитие, и узнаёт, что всё вокруг него обозначается названием, это и есть слово.
И всё это происходит в дошкольном возрасте. В детском саду ещё задолго до обучения грамоте дети получают первоначальные представления и знания о слове и его структуре (звуковой, слоговой) и о звучащем слове, как единице языка.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, умеет их различать, вычленять из слова, анализировать звуковой и слоговой состав, слышать ударный слог.
Взрослый же должен прийти на помощь малышу и руководить развитием его речевой деятельности. Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей. Задача взрослого состоит в том, чтобы слово, которое ребёнок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения [4,С.5] .
И как итог ребёнку к первому классу необходимо:
- Знать все звуки и буквы русского языка, знать, чем они отличаются.
- Должен уметь вычленять отдельные звуки в словах, определить их последовательность.
- Различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие.
- Различать мягкие и твёрдые звуки, знать способы их обозначения.
- Уметь увидеть мягкость согласного звука перед определёнными гласными и мягким знаком.
- Знать, что звуки Й,Ч,Щ - всегда мягкие, а Ж,Ш,Ц – всегда твёрдые.
- Определять место ударения в слове.
- Вычленять слова из предложений…
Как же быть? Как помочь ребёнку дошкольного возраста научиться делать звуко-буквенный анализ без ошибок? Как сделать так, чтобы у дошкольника не пропал интерес к получению знаний? Конечно же через игру. Поэтому я придумала следующий алгоритм-домик звуков. Он привёл в алгоритм материал по фонетическому разбору слов, помог систематизировать знания детей о звуках русского языка. А выглядит этот алгоритм следующим образом.
Домик-алгоритм звуко-буквенного анализа слов.
5 этаж | И Я Ю Е Ё |
4 этаж | А О У Э Ы |
3 этаж | Ь Ъ |
2 этаж | Й Ч Щ |
1 этаж | Ж Ш Ц |
Пример разбора слова ЧЕЛОВЕК.
- Идём на первый этаж, в нашем слове нет Ж Ш Ц, которые всегда твёрдые и обозначаются синим цветом.
- Переходим на второй этаж, в нашем слове есть Ч, он всегда мягкий, зелёного цвета. Подчёркиваем зелёным цветом.
- Переходим на третий этаж. В нашем слове нет Ь и Ъ знака, чтобы поставить прочерк под этими буквами и отметить перед Ь зелёным цветом (то есть он мягкий) и перед Ъ синим цветом (он твёрдый).
- 4 этаж. Ищем эти 5 гласных. Подчёркиваем красным цветом. Они не влияют на мягкость предшествующих согласных, мы эти согласные подчёркиваем синим цветом, так как они твёрдые.
- 5этаж аналогичен 4 этажу. Только эти гласные делают предшествующие согласные мягкими, подчёркиваем их зелёным цветом.
- Это крыша. Она неслучайно синяя. Здесь мы говорим, что все оставшиеся звуки твёрдые и подчёркиваем оставшиеся буквы синим цветом.
Разбор выполнен.
Список литературы.
1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. – 159 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.
4. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. -- 3-е изд., испр. и доп. -М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.
5. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателей детского сада.-М.:Просвещение,1991-128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторское дидактическое пособие "Сенсорный домик"
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешно...
Авторское дидактическое пособие "Чудесный домик-развивайка"
Учитывая возраст детей и их наглядно-действенное мышление, мною было разработано многофункциональное пособие "Чудесный домик-развивайка".Многофункциональность пособия состоит в том, что оно одновремен...
Авторское многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи "Речевой домик"
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видах д...
Авторское дидактическое пособие по ФЭМП (старший дошкольный возраст) «Универмаг» (закрепление счета в пределах 20, технология – обучение в сотрудничестве)
Представляю многофункциональное дидактическое пособие «Универмаг» направленное на решение одновременно нескольких задач: по образовательнойобласти «Познавательн...
Дидактическое пособие по обучению дошкольников татарскому языку “Волшебный домик»” - “Тылсымлы өй”
Дидактическое пособие “Волшебный домик»” - “Тылсымлы өй” - предназначено для организации серии дидактических игр, заданий и упражнений с детьми среднего и старшего д...
Авторские дидактические пособия "Звуковой планшет" и "Сороконожка" как эффективные средства подготовки воспитанников к обучению грамоте
Представленные авторские пособия помогают педагогу формировать звуковую аналитико-синтетическую активность воспитанников старшего дошкольнго возраста как предпосылку к обучению их грамоте....
Наглядно-дидактическое пособие по обучению грамоте дошкольников 5-7 лет. "Звуковые домики"
Дидактическое пособие по обучению грамоте "Звуковые домики"Цель: Ранняя профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста.Задачи:1. Развивать фонематическое восприятие.2. Познакомить детей...