НОД развитие речи «Как к нам пришла народная игрушка»
план-конспект занятия по развитию речи

Козлова Кристина Юрьевна

Технологическая карта образовательной деятельности

Образовательная область: Развитие речи.

Тема: «Как к нам пришла народная игрушка»

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа (6-7)

Цель: Развитие у детей связной речи

Задачи:

Образовательные:

-Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.

-Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и заменять их по родам и числам.

-Формировать умения устанавливать различные связи между предметами и на этой основе строить сюжетную линию рассказа.

Развивающие:

-Развивать логическое мышление детей,память.

-Развивать умения составлять простые предложения с однородными членами.

Воспитательные:

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение слушать друг друга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_od_pp_pm_03.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности

Образовательная область: Развитие речи.

Тема: «Как к нам пришла народная игрушка»

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа (6-7)

Цель: Развитие у детей связной речи

Задачи:

Образовательные:

-Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.

-Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и заменять их по родам и числам.

-Формировать умения устанавливать различные связи между предметами и на этой основе строить сюжетную линию рассказа.

Развивающие:

-Развивать логическое мышление детей,память.

-Развивать умения составлять простые предложения с однородными членами.

Воспитательные:

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение слушать друг друга.

Словарная работа: эскиз, художник, белило

Планируемый результат: Дети развивали связную речь

Подготовительная работа: Составления рассказов по другим картинам, НОД «Узоры Дымки», виртуальная экскурсия «История дымковской игрушки».

Материалы и оборудование: Проектор, ноутбук, картинки по теме, презентация.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Создать хороший эмоциональный настрой на занятие.

Воспитатель:

Возле речки Вятки есть один поселок.

Окаймлен лесами уголок веселый.

Издавна там люди игрушки мастерили.

На забаву детям из глины их лепили.

Точками, кружочками красиво украшали.

Клеточки и кольца старались, рисовали.

Нравятся ребятам барышня и всадник,

Расписной олешек, да индюк-проказник.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем говорится в этом стихотворении?

Художественное слово.
Вопросы

Отвечают на вопросы, слушают воспитателя

Да о дымковской игрушке.

Дети получили хороший эмоциональный настрой

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

С мотивировать детей на занятие по развитию речи.

-А вам хотелось бы понаблюдать за работой дымковских мастериц по изготовлению игрушки?

-Тогда давайте заглянем в мастерскую, закрывайте глазки я считаю до 3-х и мы окажемся в мастерской художника.

-Раз, два, три… В мастерской ты очутись.

Сюрпризный момент.
Вопросы детям

Да

Дети с мотивированы на занятие по развитию речи.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

-Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение слушать друг друга.

-Открываем глазки, посмотрите это мастерская художника, нас уже тут ждали, давайте посмотрим как тут люди трудятся над изготовлением игрушек.

Видеоролик «Технология изготовления дымковской игрушки».

-Вот видите, ребята, какой сложный и кропотливый процесс изготовления игрушки из глины.

Как называется село в котором делали игрушки ? «Дымково»
Мне мастера передали картинки, хотите узнать что на них?
(уронила картинки)
Ой, ребята кажется я все перепутала.
Помогите мне пожалуйста разобраться с картинками.
Нужно, разложить картинки в правильной последовательности.

Давайте, посмотрим.

Что сначала нужно сделать, что бы изготовить игрушку? Правильно, нужно создать ребята эскиз- это рисунок будущей игрушки.
А кто его рисует? Конечно же художник, а что он использует для рисования? Молодцы, а что же потом? Потом,  нужно слепить игрушку, из чего?
Правильно, из глины.
Сначала отщипывают от целого куска глину, и катают в лепешки, а потом уж делают детали для  изготовления игрушки.

Как только слепили, что нужно сделать?
Да, ребята, а для чего игрушки помещают в печь?

Следующий этап, обливания игрушки белило- это специальный раствор , из молока и мела.
Для чего игрушки обливают белилой?

Как ты думаешь Вика?

Конечно, а какие узоры используют для украшения игрушки?
Расскажи нам Семен.

После того как игрушка высыхает , куда ее отправляют?

Конечно, такие игрушки любят и взрослые и дети. Они очень красивые и сделаны с  любовью.
Вы наверное немного устали, давайте с вами отдохнем.

Физминутка.

Привезли мы глину с дальнего бугра

( руки на поясе, повороты с пружинкой)

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

(руки вперед, в стороны)

Слепим, высушим – и в печь!

(лепят «ладошками»)

А потом распишем

(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушки «печь»,

(лепят «ладошками»)

Печка жаром пышет.

(кулачки сжимают и разжимают)

А в печи не калачи, не ватрушки,

(машут указательным пальцем)

А в печи – игрушки!

(руки вперед)

Видеоролик, вопросы детям. Наглядный метод, художественное слово.

«Дымково»

Да

Создать эскиз –рисунок.

Художник рисует эскиз.

Лист бумаги, краски, кисточки.

Из глины

Дать высохнуть игрушке, и отправить в печь.

Что бы они стали твердыми.

Что бы было лучше рисовать на них узоры.

-круги, кольца, точки, дуги, волнистые и прямые линии

В магазин или на ярмарку.

Дети закрепили знания о народном   декоративно-прикладном искусстве.

2.3.

Этап актуализации

Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и заменять их по родам и числам

-Развивать логическое мышление детей, умения устанавливать различные связи между предметами и на этой основе строить сюжетную линию рассказа.

-Развивать умения составлять простые предложения с однородными членами.

-Ну что вот мы и вспомнили, последовательность картинок, а сейчас давайте попробуем с вами составить рассказ изготовлении игрушки.
Иди, Семён расскажи нам.

Как называется село? Давай начнем так;

В одном селе «Дымково» жил мастер.
Что он рисовал?

Чем он рисовал?

Для чего он рисовал?

Молодец, что потом делали?

Из чего лепили? Как лепили?

Из чего состоит фигура?

Куда потом отправляли готовые игрушки?

А после того как высохнут?

Для чего отправляли в печь?

После того как обожгли, что дальше?

Чем обливали?
Из чего она состоит?

Потом, что делали?
Какие узоры использовали?

Да, а после того как они высохнут, что с ними делали?
А как же можно закончить этот рассказ?

Почему они нравятся людям?

Молодец, у тебя получился очень хороший рассказ.
Ребята, а вам понравился рассказ?
Выразительно рассказывал ли Семен? Громко?

Соблюдал паузы?

Молодец, садись.
Кто хочет попробовать?
(спрашиваю 2-3х детей)

После каждого провожу анализ.

Молодцы, ребята, у вас получились очень хорошие рассказы, а теперь послушайте мой.
Рассказ воспитателя.

В одном селе «Дымково», жил один мастер. Он любил делать разные дымковские игрушки.

Для начала он рисовал эскиз. Продумывал все детали и узоры. Потом садился за специальный стол, и начинал лепить из глины игрушки. Сначала глину скатывали в лепешки, а уж потом лепили нужные части. Детали игрушки были так между собой аккуратно соединены, что казалось, что вся игрушка была сделана из одного куска глины.

После того, как игрушку слепили, ее ставили сохнуть, а за тем отправляли в печь для обжигания.

Как игрушка после печи остынет, тут уже приступали к ее украшению.

Сначала игрушку белили раствором из молока и мела. Потом начинали создавать красивые узоры, они рисовали круги, линии, кольца и оставляли их сохнуть. Как только все игрушки высыхали, их отправляли в магазин. Дымковские игрушки вызывают чувство радости и веселья. Их любят и взрослые и дети.

-Ну что ребята, вам понравился мой рассказ?

Вопросы детям, наглядный метод.

Село «Дымково»

Он рисовал эскизы.
Красками и кисточками на бумаге. Что бы создать будущею игрушку. Потом он лепил фигурку игрушки, из глины, сначала лепил лепешки, потом детали.

Потом игрушки отправляли сохнуть и в печь, что бы они обжигались и становились твердыми.

После печи, игрушки сохли и их обливали белилой, из молока и мела.
После того как она высохнет, рисовали узоры.(круги, линии…)

Потом сушили и продавали на ярмарках или в магазинах.
Все люди любят эти игрушки, они красивые и сделаны с любовью.

Да

Да, выразительно.

Рассказывал Громко.

Соблюдал паузы.

Да, понравился.

Дети упражнялись в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и заменять их по родам и числам.

Продолжили развивать логическое мышление, устанавливать различные связи  между предметами на основе строить сюжетную линию рассказа.

Продолжили развивать умения, составлять простые однородные предложения.

3.

Заключительный этап

Закрепить пройдённое, создать хороший эмоциональный настрой.

Ребята, скажите о чем мы сегодня с вами говорили?
Как называется игрушка?
Что вам сегодня понравилось больше всего?

Что было сложно?

Молодцы, вы сегодня очень старались и у вас получились хорошие рассказы.

Вопросы детям, рефлексия.

О игрушке Дымковской.

Дымковская игрушка

Ответы детей.

Дети повторили пройдённое, получили хороший эмоциональный настрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Народная игрушка"

Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и...

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Русская народная игрушка – матрешка».

Цель: приобщать детей к истокам устного народного творчества и декоративно – прикладного искусства через интеграцию различных видов деятельности. Познакомить детей с русской народной игрушк...

НОД по развитию речи в младшей группе на тему " Игрушки в гости к нам пришли!"

НОД по развитию речи в младшей группе на тему " Игрушки в гости к нам пришли!"...

Педагогическая гостиная Демидовой Любови Алексеевны «Развитие речи через знакомство с истоками народной культуры, устным народным творчеством»

Обучающие:Расширять знания детей о предметах старины.Дать представление о народных промыслах.Развивающие:    1. Развивать психические процессы (связную речь,  сообразительность, во...

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Музей народной игрушки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе«Музей народной игрушки»...