Конспект НОД по развитию речи детей среднего возраста Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ольга Николаевна Анисимова

Материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям коррекционных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anisimova_konspekt_opisanie_igrushk.docx83.96 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №15»

Конспект НОД по развитию речи детей среднего возраста

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»


14952_67a12d190a765926f265eecdca2e368f.jpg.jpg

Учитель-логопед: Анисимова О.Н.

Троицк 2023-24 учебный год

Цель: Учить детей составлять описательный рассказ.

Задачи:

Образовательные: продолжать учить детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь на  схему, при описании называть ее признаки и действия. Продолжать учить детей правильно использовать форму единственного и множественного числа родительного падежа существительных.

Развивающие: Активизировать в речи детей слова обозначающие качества и свойства предмета.

Развивать словесно-логическое мышление: умение классифицировать предметы, употреблять существительные с обобщающим значением.

Воспитательная: Воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений, умение договариваться.

   Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

   Словарная работа: разноцветные, игрушки.

Методические приемы:

Сюрпризный момент, игровые моменты, организационный момент с элементами самомассажа, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения.

    Оборудование:

Три стола, коврограф Воскобовича, магнитная доска, проигрывательс музыкальным сопровождением – «Ту-ту-ру-ту-ру – Акулёнок» игрушка Акулёнок,; игрушки для описания: кукла, медведь,   машина, неваляшка, схема для описания игрушек; карточки с изображением игрушек для игры «угадай, чего не стало»: мяч, машина, кукла, самолёт, медведь, чебурашка; карточки для игры «Один и много»; карточки с изображением кулака и ладони для игры «Кулачок-ладошка».

   Предварительная работа:

 Беседы об игрушках, ситуативные беседы с опорой на личный опыт детей, составление описательных рассказов по опорным схемам; рассматривание картинок с изображением игрушек, просмотр мультфильма Акулёнок, разучивание элементов самомассажа.

Ход занятия:

Вводная часть

Педагог: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Орг. момент

Педагог: Я тоже хочу с вами поздороваться. (Дети стоят в кругу, выполняют элементы самомассажа по тексту):

  Доброе утро!

Улыбнись скорее,

И весь день сегодня будет веселее!

Мы погладим лобик, носик и щёчки,

Будем мы красивыми, как в лесу цветочки!

Разотрём ладошки сильнее, сильнее,

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём.

А теперь про всех забудем

И внимательными будем!

Основная часть

Педагог: Ребята, к нам сегодня пришёл ещё один гость. Попробуйте отгадать кто он (Звучит песенка Акулёнок ту-ту-ру-ту-ру)

Дети: Акулёнок!

Педагог: Верно, это Акуленок. Ему стало скучно, ведь на морском дне совсем нет игрушек, и он ничего о них не знает, не умеет играть и заниматься и хочет посмотреть, как мы это делаем.  Хотите с ним поиграть?

Дети: Да!

Педагог: Он  принёс карточки с играми и заданиями. На карточках изображены цифры. Выбирайте, с какого задания начнём.

(Дети выбирают карточку).

Карточка №1

«Угадай, чего не стало»

Педагог: Помогите мне найти, где такая же картинка. (Дети находят идентичную картинку). Верно, такая же картинка находится на коврографе. Здесь Акулёнок предлагает нам поиграть в игру «Угадай, чего не стало». Встаньте полукругом, чтобы всем было видно. Назовите предметы, которые вы видите на картинках.

Дети: Это мяч, машина, кукла, самолёт, медведь, чебурашка.

Педагог: как одним словом мы можем назвать эти предметы?

Дети: Игрушки!

Педагог: Верно. Сейчас вы будете закрывать глаза), а я прятать одну картинку. Затем, вы должны будете назвать полным ответом, чего не стало. Вы глаза закрывайте, про себя до двух считайте, а теперь открывайте, чего не стало, угадайте.

Ответы детей: не стало мяча, машины, куклы, Чебурашки, самолёта, медведя.

Педагог: Молодцы, вы справились с этим заданием. Предлагаю выбрать следующее.

Карточка №2

Игра «Кулак-ладошка»

Педагог: Акулёнок предлагает поиграть в игру «кулачок-ладошка». (Дети под музыку, обходят вокруг стола и прикладывают к нему кулак или ладонь в зависимости от следующей картинки).

Педагог: Молодцы, вы справились с этим заданием. Предлагаю выбрать следующее.

Карточка №3

«Расскажи об игрушке»

Педагог: Нужно подробно и интересно рассказать про игрушку.

А поможет вам в этом схема описания игрушки. Давайте её рассмотрим. Присаживайтесь на стульчики.

(Схема на мольберте)
Рассматривание схемы.

Педагог: Ребята, рассказ свой надо начинать с названия игрушки (по вашему выбору) (Что это?). Следуя схеме нужно сказать про цвет игрушки.  Игрушки бывают, каким цветом?

Дети: красные, желтые, зеленые, синие.

Педагог: А если игрушка имеет желтый, красный и синий цвет, то есть разные цвета, то она какая? Разноцветная. Давайте все вместе скажем.  (словарная работа)

Педагог:  По величине, игрушки бывают какие?

Дети: большие и маленькие.

Педагог: Пирамидка и её кольца подсказывают нам, что дальше мы можем сказать, какие у игрушки бывают части.

Педагог: А  следующая картинка по схеме ладошка   говорит о том, как можно играть с игрушками. Как можно играть с пирамидкой? Можно  собирать на палочку колечки и разбирать.

Закрепление взаимодействия со схемой

Педагог:   А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо рассказывать об  игрушке: называем игрушку, цвет, величину, части, как можно с ней играть.

Педагог:   Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.

 (Образец) Это машина. Она разноцветная, маленькая, у неё есть кабина, кузов, колёса, двери, лобовое стекло. Ее можно возить за веревочку, перевозить грузы, завозить в гараж. Кто хочет рассказать об игрушке?

Рассказы детей

Карточка №4

«Один и много»

Педагог: Помогите мне найти, где такая же картинка. (Дети находят идентичную картинку).  Акулёнок предлагает нам поиграть в игру один и много. Подберите картинки с одинаковыми предметами и назовите, что это. Например, на этой картинке один мяч, а на этой много мячей.

 Дети: На этой картинке одна кукла, а на этой много кукол, на этой картинке один корабль, а на этой много кораблей, на этой картинке один самолёт, а на этой много самолётов, на этой картинке один медведь, а на этой много медведей и т.д.

Заключительная часть

Педагог: Чем мы сегодня занимались?

Дети: играли, составляли рассказы об игрушке.

Педагог: Что нам помогало составлять рассказ об игрушке?

Дети: Схема.

Педагог: Акулёнок развеселился и узнал много нового об игрушках. В благодарность за это он принёс нам в подарок смайлики. Кому занятие понравилось, тот выбирает улыбающийся смайл, кому не понравилось – грустный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Цель: Развитие умения у детей составлять описательный рассказ об игрушке по наводящим вопросам....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе  Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема «Составление описательного рассказа об игрушке»

Цели: «Учить составлять описательный рассказ». Задачи:Образовательные : развивать умение детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь н...

Конспект НОД по развитию речи детей 2 младшей группы "Составление описательного рассказа об игрушке"

Уважаемые коллеги, хочу поделиться своей разработкой НОД во 2 младшей группе в разделе "Речевое развитие" в соответствии с ФГОС....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».

Программное содержание:- Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к в...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».

Программное содержание: - Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в цел...

Конспект НОД по развитию речи детей среднего возраста Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Материал будет полезен учитедям-логопедам, учитедям-дефектологам и воспитателям....