Конспект НОД по развитию речи детей среднего возраста Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям коррекционных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anisimova_konspekt_opisanie_igrushk.docx | 83.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №15»
Конспект НОД по развитию речи детей среднего возраста
Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»
Учитель-логопед: Анисимова О.Н.
Троицк 2023-24 учебный год
Цель: Учить детей составлять описательный рассказ.
Задачи:
Образовательные: продолжать учить детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь на схему, при описании называть ее признаки и действия. Продолжать учить детей правильно использовать форму единственного и множественного числа родительного падежа существительных.
Развивающие: Активизировать в речи детей слова обозначающие качества и свойства предмета.
Развивать словесно-логическое мышление: умение классифицировать предметы, употреблять существительные с обобщающим значением.
Воспитательная: Воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений, умение договариваться.
Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Словарная работа: разноцветные, игрушки.
Методические приемы:
Сюрпризный момент, игровые моменты, организационный момент с элементами самомассажа, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения.
Оборудование:
Три стола, коврограф Воскобовича, магнитная доска, проигрывательс музыкальным сопровождением – «Ту-ту-ру-ту-ру – Акулёнок» игрушка Акулёнок,; игрушки для описания: кукла, медведь, машина, неваляшка, схема для описания игрушек; карточки с изображением игрушек для игры «угадай, чего не стало»: мяч, машина, кукла, самолёт, медведь, чебурашка; карточки для игры «Один и много»; карточки с изображением кулака и ладони для игры «Кулачок-ладошка».
Предварительная работа:
Беседы об игрушках, ситуативные беседы с опорой на личный опыт детей, составление описательных рассказов по опорным схемам; рассматривание картинок с изображением игрушек, просмотр мультфильма Акулёнок, разучивание элементов самомассажа.
Ход занятия:
Вводная часть
Педагог: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Орг. момент
Педагог: Я тоже хочу с вами поздороваться. (Дети стоят в кругу, выполняют элементы самомассажа по тексту):
Доброе утро!
Улыбнись скорее,
И весь день сегодня будет веселее!
Мы погладим лобик, носик и щёчки,
Будем мы красивыми, как в лесу цветочки!
Разотрём ладошки сильнее, сильнее,
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём.
А теперь про всех забудем
И внимательными будем!
Основная часть
Педагог: Ребята, к нам сегодня пришёл ещё один гость. Попробуйте отгадать кто он (Звучит песенка Акулёнок ту-ту-ру-ту-ру)
Дети: Акулёнок!
Педагог: Верно, это Акуленок. Ему стало скучно, ведь на морском дне совсем нет игрушек, и он ничего о них не знает, не умеет играть и заниматься и хочет посмотреть, как мы это делаем. Хотите с ним поиграть?
Дети: Да!
Педагог: Он принёс карточки с играми и заданиями. На карточках изображены цифры. Выбирайте, с какого задания начнём.
(Дети выбирают карточку).
Карточка №1
«Угадай, чего не стало»
Педагог: Помогите мне найти, где такая же картинка. (Дети находят идентичную картинку). Верно, такая же картинка находится на коврографе. Здесь Акулёнок предлагает нам поиграть в игру «Угадай, чего не стало». Встаньте полукругом, чтобы всем было видно. Назовите предметы, которые вы видите на картинках.
Дети: Это мяч, машина, кукла, самолёт, медведь, чебурашка.
Педагог: как одним словом мы можем назвать эти предметы?
Дети: Игрушки!
Педагог: Верно. Сейчас вы будете закрывать глаза), а я прятать одну картинку. Затем, вы должны будете назвать полным ответом, чего не стало. Вы глаза закрывайте, про себя до двух считайте, а теперь открывайте, чего не стало, угадайте.
Ответы детей: не стало мяча, машины, куклы, Чебурашки, самолёта, медведя.
Педагог: Молодцы, вы справились с этим заданием. Предлагаю выбрать следующее.
Карточка №2
Игра «Кулак-ладошка»
Педагог: Акулёнок предлагает поиграть в игру «кулачок-ладошка». (Дети под музыку, обходят вокруг стола и прикладывают к нему кулак или ладонь в зависимости от следующей картинки).
Педагог: Молодцы, вы справились с этим заданием. Предлагаю выбрать следующее.
Карточка №3
«Расскажи об игрушке»
Педагог: Нужно подробно и интересно рассказать про игрушку.
А поможет вам в этом схема описания игрушки. Давайте её рассмотрим. Присаживайтесь на стульчики.
(Схема на мольберте)
Рассматривание схемы.
Педагог: Ребята, рассказ свой надо начинать с названия игрушки (по вашему выбору) (Что это?). Следуя схеме нужно сказать про цвет игрушки. Игрушки бывают, каким цветом?
Дети: красные, желтые, зеленые, синие.
Педагог: А если игрушка имеет желтый, красный и синий цвет, то есть разные цвета, то она какая? Разноцветная. Давайте все вместе скажем. (словарная работа)
Педагог: По величине, игрушки бывают какие?
Дети: большие и маленькие.
Педагог: Пирамидка и её кольца подсказывают нам, что дальше мы можем сказать, какие у игрушки бывают части.
Педагог: А следующая картинка по схеме ладошка говорит о том, как можно играть с игрушками. Как можно играть с пирамидкой? Можно собирать на палочку колечки и разбирать.
Закрепление взаимодействия со схемой
Педагог: А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо рассказывать об игрушке: называем игрушку, цвет, величину, части, как можно с ней играть.
Педагог: Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.
(Образец) Это машина. Она разноцветная, маленькая, у неё есть кабина, кузов, колёса, двери, лобовое стекло. Ее можно возить за веревочку, перевозить грузы, завозить в гараж. Кто хочет рассказать об игрушке?
Рассказы детей
Карточка №4
«Один и много»
Педагог: Помогите мне найти, где такая же картинка. (Дети находят идентичную картинку). Акулёнок предлагает нам поиграть в игру один и много. Подберите картинки с одинаковыми предметами и назовите, что это. Например, на этой картинке один мяч, а на этой много мячей.
Дети: На этой картинке одна кукла, а на этой много кукол, на этой картинке один корабль, а на этой много кораблей, на этой картинке один самолёт, а на этой много самолётов, на этой картинке один медведь, а на этой много медведей и т.д.
Заключительная часть
Педагог: Чем мы сегодня занимались?
Дети: играли, составляли рассказы об игрушке.
Педагог: Что нам помогало составлять рассказ об игрушке?
Дети: Схема.
Педагог: Акулёнок развеселился и узнал много нового об игрушках. В благодарность за это он принёс нам в подарок смайлики. Кому занятие понравилось, тот выбирает улыбающийся смайл, кому не понравилось – грустный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»
Цель: Развитие умения у детей составлять описательный рассказ об игрушке по наводящим вопросам....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема «Составление описательного рассказа об игрушке»
Цели: «Учить составлять описательный рассказ». Задачи:Образовательные : развивать умение детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь н...
Конспект НОД по развитию речи детей 2 младшей группы "Составление описательного рассказа об игрушке"
Уважаемые коллеги, хочу поделиться своей разработкой НОД во 2 младшей группе в разделе "Речевое развитие" в соответствии с ФГОС....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».
Программное содержание:- Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к в...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».
Программное содержание: - Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в цел...
Конспект НОД по развитию речи детей среднего возраста Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»
Материал будет полезен учитедям-логопедам, учитедям-дефектологам и воспитателям....