Конспект НОД по развитию речи детей среднего возраста Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Материал будет полезен учитедям-логопедам, учитедям-дефектологам и воспитателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_2023_opisanie_igrushki_anisimova.docx | 297.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №15»
Конспект НОД по развитию речи детей среднего возраста
Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»
Учитель-логопед: Анисимова О.Н.
Троицк
2023-2024 учебный год
Цель: Учить детей составлять описательный рассказ.
Задачи:
Образовательные:
- Развивать умение детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь на схему, при описании называть ее признаки и действия.
- Активизировать словарь детей по лексической теме «Игрушки», закрепить название и обобщающее понятие «игрушки».
- Формировать навык полных ответов на вопросы, умение работать по инструкции.
- Учить детей элементам саморасслабления.
Развивающие:
- Активизировать в речи детей слова обозначающие качества и свойства предмета.
- Развивать словесно-логическое мышление: умение классифицировать предметы.
Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений, умение договариваться.
Словарная работа: разноцветные, игрушки
Оборудование: игрушки (Чебурашка, машинка, мяч, кубик, пирамидка), мольберт, схема описания игрушек, магниты, коробка, бумажные самолёты), яблоко, морковь. Аудиозаписи: «игрушки – неваляшки», «песня Чебурашки». Коврограф «Фиолетовый лес», картинки сказочных домиков.
Предварительная работа:
Беседы об игрушках.
Составление описательных рассказов по опорным схемам.
Рассматривание картинок с изображением игрушек.
Чтение: А. Барто «Игрушки», «Самолет», «Наша Таня», В.Маяковский “Конь – огонь”, Э. Успенский “Чебурашка и крокодил Гена”.
Рассматривание иллюстраций к этим книгам.
Дидактические игры: “Найди два одинаковые игрушки”, “Чудесный мешочек”, “Лото - магазин”.
Просмотр мультфильмов про Чебурашку.
Ход занятия:
Вводная часть
Дети проходят и встают в круг.
Педагог: Ребята, я предлагаю вам поздороваться!
Игра-приветствие: «Здравствуй правая рука…»
Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй друг — берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг — берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг — качаем руками.
Педагог: Ребята, вы любите игрушки? А хотите побывать в сказочной Стране игрушек?
Дети: Да!
Педагог: Предлагаю вам отправиться в путешествие. Готовы? Тогда присаживайтесь. Страна игрушек далеко, нам понадобится транспорт (машина, корабль и велосипед).
Игра на психомышечное расслабление.
(Педагог произносит слова, дети выполняют движения по тексту)
Улыбнулись, рассердились,
очень сильно удивились
Вместе дружно в путь пустились…
- Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
Оказались за рулем —
Мы машину вдаль ведем.
Крепко руль держали. Ехали — устали.
- Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
На корабль мы попали,
Волны сильно нас качали.
Чтоб случайно не упасть,
Ноги нужно напрягать.
1, 2, 3, 4, 5. Ноги могут отдыхать.
- Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
Вот мы на велосипеде
Едем, едем, едем, едем.
Все проехали дороги,
Отдыхают наши ноги.
Вот сейчас закроем глазки
И окажемся мы в сказке.
Основная часть
(Коврограф Фиолетовый лес с картинками сказочной страны).
Педагог: Вот мы и в сказочной стране. А где же все игрушки?
(Звучит песня Чебурашки).
Педагог: Ребята вы слышите?
Дети: Да!
Педагог: Кто это поёт?
Дети: Чебурашка
Педагог: ну конечно, какая сказочная страна, без сказочных героев.
(Из-за двери достаёт Чебурашку)
Педагог: (говорит за Чебурашку). Здравствуйте ребята!
Педагог: Чебурашка, а почему ты один, где все жители страны игрушек?
Педагог: (говорит за Чебурашку). Мы с другими игрушками собирались на встречу с ребятами, но пока я разговаривал с Геной, Шапокляк спрятала игрушки, вы их не видели?
Педагог: А ты расскажи нам об игрушках, какие они, может быть мы сможем тебе помочь.
Педагог: (говорит за Чебурашку). Ой, а я совсем не умею рассказывать об игрушках, но я видел у Шапокляк большую красную коробку, может она спрятала их туда?
Педагог: Ребята, посмотрите по сторонам, вы не видите коробку?
Дети: Там стоит коробка.
Педагог: Действительно, коробка, давайте посмотрим, что в ней? (Дети достают игрушки). Мне кажется, здесь не только игрушки…
Вот игрушки стали в ряд, попрошу – ка я ребят,
Вы игрушки назовите, что здесь лишнее скажите!
Найдите среди игрушек лишние предметы и объясните, почему они лишние.
(Дети называют игрушки, находят лишние предметы: фрукт, овощ, дают объяснение – почему они лишние).
Педагог: вот мы и нашли все игрушки.
Педагог: Ребята, мне жаль Чебурашку, он совсем не умеет рассказывать об игрушках, может, научим его?
Дети: Да.
Педагог: Нужно подробно и интересно рассказать про игрушку.
А поможет вам в этом схема описания игрушки. Давайте её рассмотрим.
(Схема на мольберте)
Рассматривание схемы.
Педагог: Ребята, рассказ свой надо начинать с названия игрушки (по вашему выбору) (Что это?). Следуя схеме нужно сказать про цвет игрушки. Игрушки бывают, каким цветом?
Дети: красные, желтые, зеленые, синие.
Педагог: А если игрушка имеет желтый, красный и синий цвет, то есть разные цвета, то она какая? Разноцветная. Давайте все вместе скажем. (словарная работа)
Какой формы может быть игрушка?
Дети: квадратной, треугольной, круглой.
Педагог: По величине, игрушки бывают какие?
Дети: большие и маленькие.
Педагог: А следующая картинка по схеме ладошка говорит о том, как можно играть с игрушками. Как можно играть с пирамидкой? Её можно собирать на палочку колечки и разбирать.
Педагог: Наша знакомая игрушка-неваляшка прислала нам свою песенку, чтоб мы могли потанцевать и отдохнуть.
Физминутка «Неваляшка»
Закрепление взаимодействия со схемой
Педагог: А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо рассказывать об игрушке: называем игрушку, цвет, форму, величину как можно с ней играть.
Педагог: Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.
(Образец) Это машина. Она разноцветная, маленькая, ее можно возить за веревочку, перевозить грузы, завозить в гараж. Кто хочет рассказать об игрушке?
Рассказы детей
Заключительная часть
Педагог: Ребята, что мы сегодня делали?
Дети: рассказывали про игрушки. Играли.
Педагог: Про какие игрушки мы рассказывали?
Дети: Машина, пирамидка, мяч, кубик.
Педагог: А что нам в этом помогало?
Дети: Схема.
Педагог: (говорит за Чебурашку). Спасибо ребята, что научили меня рассказывать об игрушках. За это я помогу вам добраться домой. Возьмите эти самолёты, они вам помогут. (Бумажные самолёты)
Педагог: Я предлагаю, тех, кому понравилось наше путешествие взять зелёный самолёт тех, кому не понравилось, взять белый самолёт.
Дети выбирают самолёты, педагог уточняет, что именно понравилось или не понравилось детям.
Педагог: Нам пора в детский сад. Ну, что, полетели?! Самолетик, самолет отправляется в полет. (Педагог и дети поднимают самолёты и отправляются в группу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»
Цель: Развитие умения у детей составлять описательный рассказ об игрушке по наводящим вопросам....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема «Составление описательного рассказа об игрушке»
Цели: «Учить составлять описательный рассказ». Задачи:Образовательные : развивать умение детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь н...
Конспект НОД по развитию речи детей 2 младшей группы "Составление описательного рассказа об игрушке"
Уважаемые коллеги, хочу поделиться своей разработкой НОД во 2 младшей группе в разделе "Речевое развитие" в соответствии с ФГОС....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».
Программное содержание:- Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к в...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».
Программное содержание: - Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в цел...
Конспект НОД по развитию речи детей среднего возраста Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»
Материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям коррекционных групп....