Конспект НОД по развитию речи детей среднего возраста Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ольга Николаевна Анисимова

Материал будет полезен учитедям-логопедам, учитедям-дефектологам и воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_2023_opisanie_igrushki_anisimova.docx297.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №15»

Конспект НОД по развитию речи детей среднего возраста

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»


http://kroxaland.ru/wp-content/uploads/2016/04/igrushki.png

Учитель-логопед: Анисимова О.Н.

Троицк

2023-2024  учебный год

Цель: Учить детей составлять описательный рассказ.

Задачи:

Образовательные: 

  • Развивать умение детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь на  схему, при описании называть ее признаки и действия.
  • Активизировать словарь детей по лексической теме «Игрушки», закрепить название и обобщающее понятие «игрушки».
  • Формировать навык полных ответов на вопросы, умение работать по инструкции.
  • Учить детей элементам саморасслабления.

Развивающие:

  • Активизировать в речи детей слова обозначающие качества и свойства предмета.
  • Развивать словесно-логическое мышление: умение классифицировать предметы.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений, умение договариваться.

Словарная работа: разноцветные, игрушки

Оборудование: игрушки (Чебурашка, машинка, мяч, кубик, пирамидка), мольберт, схема описания игрушек, магниты, коробка, бумажные самолёты), яблоко, морковь. Аудиозаписи: «игрушки – неваляшки», «песня Чебурашки». Коврограф «Фиолетовый лес», картинки сказочных домиков.

Предварительная работа:

Беседы об игрушках.

Составление описательных рассказов по опорным схемам.

Рассматривание картинок с изображением игрушек.

Чтение: А. Барто «Игрушки», «Самолет», «Наша Таня»,  В.Маяковский “Конь – огонь”, Э. Успенский “Чебурашка и крокодил Гена”.

Рассматривание иллюстраций к этим книгам.

 Дидактические игры: “Найди два одинаковые игрушки”, “Чудесный мешочек”, “Лото - магазин”.

Просмотр мультфильмов про Чебурашку.

Ход занятия:

Вводная часть

Дети проходят и встают в круг.

Педагог: Ребята, я предлагаю вам поздороваться!

Игра-приветствие: «Здравствуй правая рука…»

Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг — берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг — берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг — качаем руками.

Педагог: Ребята, вы любите игрушки? А хотите побывать в сказочной Стране игрушек?

Дети: Да!

Педагог: Предлагаю вам отправиться в путешествие. Готовы? Тогда присаживайтесь. Страна игрушек далеко, нам понадобится транспорт (машина, корабль и велосипед).

Игра на психомышечное расслабление.

(Педагог произносит слова, дети выполняют движения по тексту)

Улыбнулись, рассердились,

очень сильно удивились

Вместе дружно в путь пустились…

  1. Улыбнулись, рассердились,

Очень сильно удивились.

Оказались за рулем —

Мы машину вдаль ведем.

Крепко руль держали. Ехали — устали.

  1. Улыбнулись, рассердились,

Очень сильно удивились.

На корабль мы попали,

Волны сильно нас качали.

Чтоб случайно не упасть,

Ноги нужно напрягать.

1, 2, 3, 4, 5. Ноги могут отдыхать.

  1. Улыбнулись, рассердились,

Очень сильно удивились.

Вот мы на велосипеде

Едем, едем, едем, едем.

Все проехали дороги,

Отдыхают наши ноги.

Вот сейчас закроем глазки

И окажемся мы в сказке.

Основная часть

(Коврограф Фиолетовый лес с картинками сказочной страны).

Педагог: Вот мы и в сказочной стране. А где же все игрушки?

(Звучит песня Чебурашки).

Педагог: Ребята вы слышите? 

Дети: Да!

Педагог: Кто это поёт?

Дети: Чебурашка

Педагог: ну конечно, какая сказочная страна, без сказочных героев.

(Из-за двери достаёт Чебурашку)

Педагог: (говорит за Чебурашку). Здравствуйте ребята!

Педагог: Чебурашка, а почему ты один, где все жители страны игрушек?

Педагог: (говорит за Чебурашку). Мы с другими игрушками собирались на встречу с ребятами, но пока я разговаривал с Геной, Шапокляк  спрятала игрушки, вы их не видели?

Педагог: А ты расскажи нам об игрушках, какие они, может быть мы сможем тебе помочь.

Педагог: (говорит за Чебурашку). Ой, а я совсем не умею рассказывать об игрушках, но я видел у Шапокляк большую красную коробку, может она спрятала их туда?

Педагог: Ребята, посмотрите по сторонам, вы не видите коробку?

Дети: Там стоит коробка.

Педагог: Действительно, коробка, давайте посмотрим, что в ней? (Дети достают игрушки). Мне кажется, здесь не только игрушки…

Вот игрушки стали в ряд, попрошу – ка я ребят,

Вы игрушки назовите, что здесь лишнее скажите!

Найдите среди игрушек лишние предметы и объясните, почему они лишние.

(Дети называют игрушки, находят лишние предметы: фрукт, овощ, дают объяснение – почему они лишние).

 Педагог: вот мы и нашли все игрушки.

Педагог: Ребята, мне жаль Чебурашку, он совсем не умеет рассказывать об игрушках, может, научим его?

Дети: Да.

Педагог: Нужно подробно и интересно рассказать про игрушку.

А поможет вам в этом схема описания игрушки. Давайте её рассмотрим.

(Схема на мольберте)
Рассматривание схемы.

Педагог: Ребята, рассказ свой надо начинать с названия игрушки (по вашему выбору) (Что это?). Следуя схеме нужно сказать про цвет игрушки.  Игрушки бывают, каким цветом?

Дети: красные, желтые, зеленые, синие.

Педагог: А если игрушка имеет желтый, красный и синий цвет, то есть разные цвета, то она какая? Разноцветная. Давайте все вместе скажем.  (словарная работа)

 Какой формы может быть игрушка?

Дети:  квадратной, треугольной, круглой.

Педагог:  По величине, игрушки бывают какие?

Дети: большие и маленькие.

Педагог: А  следующая картинка по схеме ладошка   говорит о том, как можно играть с игрушками. Как можно играть с пирамидкой? Её можно  собирать на палочку колечки и разбирать.

Педагог: Наша знакомая игрушка-неваляшка прислала нам свою песенку, чтоб мы могли потанцевать и отдохнуть.

 Физминутка «Неваляшка»

Закрепление взаимодействия со схемой

Педагог:   А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо рассказывать об  игрушке: называем игрушку, цвет, форму, величину как можно с ней играть.

Педагог:   Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.

 (Образец) Это машина. Она разноцветная, маленькая, ее можно возить за веревочку, перевозить грузы, завозить в гараж. Кто хочет рассказать об игрушке?

Рассказы детей

Заключительная часть

Педагог: Ребята, что мы сегодня делали?

Дети: рассказывали про игрушки. Играли.

Педагог: Про какие игрушки мы рассказывали?

Дети: Машина, пирамидка, мяч, кубик.

Педагог: А что нам в этом помогало?

Дети: Схема. 

Педагог: (говорит за Чебурашку). Спасибо ребята, что научили меня рассказывать об игрушках. За это я помогу вам добраться домой. Возьмите эти самолёты, они вам помогут.  (Бумажные самолёты)

Педагог: Я предлагаю, тех, кому понравилось наше путешествие  взять зелёный самолёт тех, кому не понравилось, взять белый самолёт.

Дети выбирают самолёты, педагог уточняет, что именно понравилось или не понравилось детям.

Педагог: Нам пора в детский сад. Ну, что, полетели?! Самолетик, самолет отправляется в полет. (Педагог и дети поднимают самолёты и отправляются в группу).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Цель: Развитие умения у детей составлять описательный рассказ об игрушке по наводящим вопросам....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе  Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема «Составление описательного рассказа об игрушке»

Цели: «Учить составлять описательный рассказ». Задачи:Образовательные : развивать умение детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь н...

Конспект НОД по развитию речи детей 2 младшей группы "Составление описательного рассказа об игрушке"

Уважаемые коллеги, хочу поделиться своей разработкой НОД во 2 младшей группе в разделе "Речевое развитие" в соответствии с ФГОС....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».

Программное содержание:- Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к в...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».

Программное содержание: - Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в цел...

Конспект НОД по развитию речи детей среднего возраста Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям коррекционных групп....