Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «Зимушка–зима» с использованием инновационных технологий
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Закрепление знаний детей о зимнем времени года. Уточнение, расширение и активизация словаря; развитие фонематического слуха, связной речи. Формирование грамматического строя речи, умения строить сложные по конструкции предложения. Развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания. Учить согласовывать прилагательные с существительными, подбирать слова-признаки, слова-действия, слова-ассоциации. Учить детей размышлять, сравнивать, выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, учить находить противоречия в окружающей жизни. Развивать у детей внимание, память, мышление, творческое воображение. Вызвать у детей интерес и бережное отношение к родной природе, стремление к достижению результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «Зимушка–зима» с использованием инновационных технологий

Цель: Повышение качества речевого развития у детей.

Задачи: Закрепление знаний детей о зимнем времени года. Уточнение, расширение и активизация словаря; развитие фонематического слуха, связной речи. Формирование грамматического строя речи, умения строить сложные по конструкции предложения. Развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания. Учить согласовывать прилагательные с существительными, подбирать слова-признаки, слова-действия, слова-ассоциации. Учить детей размышлять, сравнивать, выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, учить находить противоречия в окружающей жизни. Развивать у детей внимание, память, мышление, творческое воображение. Вызвать у детей интерес и бережное отношение к родной природе, стремление к достижению результата.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, с народными приметами , стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов.

Словарная работа: снежинки, снежная, снегопад, снежок, метель, ледяной, холодный, искрящийся… морозная.

Оборудование:  снежинка-письмо, снежинки разные по размерам; коробка, украшенная снежинками; картинки к игре «хорошо-плохо»; предметы длы игры: кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочную игрушку, пластилин, ветка ели….Модель синквейна.

Организация детей: групповая.

Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие».

Используемые технологии:

*здоровьесберегающие;

*игровые;

* личностно-ориентированные;

*ТРИЗ;

*синквейн.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

  1. Организационный момент

Воспитатель: Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Сюрпризный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром в группу залетела снежинка, а в снежинке я нашла письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. Я приготовила вам сюрприз. Но найти сюрприз вы сможете после того, как выполните все мои задания. Зимушка- зима».

Воспитатель: Ребята, вам интересно узнать, какой сюрприз нам приготовили? И кто же написал нам это письмо? Автор письма оставил нам загадку-ребус. Нам необходимо выделить, назвать и соединить первые звуки в названиях предметов, изображённых на картинках.

Дети называют слова, выделяют первый звук в словах: зебра, иголка, мак, арбуз. Получится слово «зима».

2. Основная часть

Воспитатель: Ребята, вы любите зиму? За что?

Какие зимние месяцы вы знаете?

Ребята, вы готовы выполнить задания Зимушки-зимы?

Первое задание: словесная игра «Подбери слово. Слепи снеговика.».

Воспитатель предлагает создать из снежинок снеговика.

 Первый ком – слова-признаки; слова, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое? Дети подбирают прилагательные к словам: зима, снег, лёд, метель (Зима долгая, снежная, морозная, красивая, нарядная, вьюжная, загадочная, суровая, волшебная, необыкновенная …Снег холодный, чудесный, рыхлый, твёрдый….Лёд прозрачный, твёрдый, холодный, хрустальный….Метель белоснежная, яростная, грозная, страшная).

Второй ком снеговика - слова –действия : слова, отвечающие на вопрос что делает?

 Дети подбирают глаголы к словам: зима, снег, лёд, метель. (Зима подступает, подкрадывается, спешит, пришла, пожаловала…. Снег падает, летит, порхает, кружится, садится, искрится, идёт, скрипит, блестит…Лёд блестит, сверкает, трещит…Метель воет, бушует, метёт, завывает, заметает…)

Третий ком снеговика – пословицы и поговорки о зиме. Воспитатель читает на снежинках пословицы и поговорки о зиме, а дети объясняют их значение.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему так говорят? Зима без снегу – лето без хлеба. Зимний денёк — воробьиный скок. Лето собирает, а зима поедает. Зимой день тёмен, да ночь светла. Для медведя зима — короткая. Для синички — длинная. Для зайчика — страшная.(Высказывания детей.)

Воспитатель: Какой красивый, задорный снеговик у нас получился! С первым заданием вы справились, молодцы. Ребята, чтобы добраться до сюрприза от Зимушки-зимы, нам необходимо найти в группе коробку малинового цвета.

Расскажите, где стоит коробка, что стоит справа, слева, за, перед коробкой.

Ответы детей.

 Дети находят в коробке предметы (кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочную игрушку, пластилин, ветку ели).

Второе задание: игра:

Воспитатель предлагает детям выбрать любой предмет (кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочную игрушку, пластилин, ветку ели).

( Дети встают в круг)

Воспитатель: Я буду Зимой, а вы представьте, что вы превратились в те предметы, которые у вас в руках и скажете мне, чем его предмет похож на меня, по какому признаку мы похожи.

Я — кубик, я такой же твёрдый, как твой лёд.

Я — бумага, я такая же белая, как твой снег.

Я — камень, я такой же холодный, как погода зимой.

Я — перышко, я такое же лёгкое, как твои снежинки.

Я — мех, я такой же тёплый, как одежда зимой.

Я — ёлочная игрушка, я блестящая, как лёд.

Я — пластилин, из меня можно лепить, как из снега.

Я - ветка ели, я такая же колючая, как ветер зимой.

Воспитатель: А теперь мы отдохнём, самомассаж мы проведём.

Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями)

Эй, потри скорее нос, (то же у другую сторону)

Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой)

Улыбнулись все скорей (в другую сторону)

И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках)

Веселее, веселее. (в другую сторону)

Ну-ка взялись мы за уши (большие пальцы за ушами)

Ни к чему нам бить баклуши (круговые движения).

Покрутили, повертели – вот и уши отогрели!

Каждый палец согреваем, (снимать кольцо с каждого пальца),

Сильно-сильно растираем.

Третье задание: игра «Хорошо - плохо».

Воспитатель: Ребята, как вы считаете: зима – это хорошо или плохо?

Выберите картинки и расскажите, почему зима-это хорошо и почему бывает так, что зима – это плохо.

( Дети рассказывают, как зима влияет на состояние природы, на жизнь людей, птиц, зверей. Картинки с положительной характеристикой зимы дети кладут к улыбающемуся смайлику, с отрицательной характеристикой – к грустному смайлику).

 Зима - «хорошо», потому что:

- много снега, можно лепить снеговика;

- снег покрывает землю и защищает растения от мороза;

- деревья имеют возможность отдохнуть;

- можно кататься на санках, лыжах, коньках;

- зима дарит нам весёлые новогодние праздники;

- Дед Мороз и Снегурочка принесут подарки.

Зима – «плохо», потому что:

- снег засыпал всё кругом, и животные, птицы остались без пищи;

- скользко, можно упасть;

- холодно, морозно;

- можно простудиться и заболеть;

- выпадает много снега, и машины застревают.

Четвертое задание: составление синквейна .

Воспитатель: Ребята, последнее задание от Зимушки-зимы – составить стихотворение. Предлагаю составить стихотворение - синквейн.

Это совсем не сложно, а увлекательно и интересно.

Стихотворение, которое мы будем придумывать – необычное стихотворение. Оно состоит из пяти строчек. Давайте, вспомним что у нас будет в 1-й строке?

 ( 1-ая строка – одно слово – предмет, о котором будет идти речь).

Во 2-й строке - 2 слова-признака о данном предмете,

в 3-й строке - 3 слова-действия этого предмета,

в 4-й строчке – мы составим предложение про этот предмет.

 В 5-й строке - одно слово, которое подходит этому предмету, это должно быть одно обобщающее слово, характеризующее этот предмет или же указывающее на него по общим признакам.

 

Предлагаю поиграть и составить синквейн- стих про Зимушку-зиму и про хорошего друга Зимушки-зимы - Снеговика.

Зима.

Волшебная ,снежная.

Пришла, радует, веселит.

Зимой можно играть в снежки.

Время года.

 

Снеговик.

Белый, забавный.

Улыбается, веселит, радует.

Добрый помощник Деда Мороза.

Зима.

 

Какие замечательные стихотворения получились.

3. Заключительный этап

Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы отлично справились с заданиями.

Дети находят коробку, усыпанную снежинками. В коробке сюрприз –  раскраски на тему «Зима».

Воспитатель предлагает детям выбрать подготовленные смайлики. Дети, которым было интересно, весело, выбирают смайлики с улыбкой. Дети, которым было трудно – выбирают грустные смайлики.

Воспитатель: Ребята, что было для вас самым интересным, запоминающимся в поиске подарка от Зимушки-зимы? Что было самым сложным? А что заставило подняться вашему настроению?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности по развитию речи "Зимушка -Зима"в старшей группе

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Зимушка-Зима" Задачи: Обучающие: Закреплять представления детей о признаках зимы и зимних явлениях; продолжать формировать умение детей отвеча...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи"Зимушка -зима"

Конспект образовательной деятельностис детьми старшей группы по развитию речи "Зимушка -зима" Дата26.02. 2019Тема«Зимушка – зима».Программа«От рождения до школы...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Зимушка - зима»

Расширять у детей словарный запас по теме «Зима»...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Зимушка – зима»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Зимушка – зима»...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Зимушка – зима».

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Зимушка – зима»....