Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «Зимушка–зима» с использованием инновационных технологий
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Закрепление знаний детей о зимнем времени года. Уточнение, расширение и активизация словаря; развитие фонематического слуха, связной речи. Формирование грамматического строя речи, умения строить сложные по конструкции предложения. Развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания. Учить согласовывать прилагательные с существительными, подбирать слова-признаки, слова-действия, слова-ассоциации. Учить детей размышлять, сравнивать, выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, учить находить противоречия в окружающей жизни. Развивать у детей внимание, память, мышление, творческое воображение. Вызвать у детей интерес и бережное отношение к родной природе, стремление к достижению результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «Зимушка–зима» с использованием инновационных технологий
Цель: Повышение качества речевого развития у детей.
Задачи: Закрепление знаний детей о зимнем времени года. Уточнение, расширение и активизация словаря; развитие фонематического слуха, связной речи. Формирование грамматического строя речи, умения строить сложные по конструкции предложения. Развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания. Учить согласовывать прилагательные с существительными, подбирать слова-признаки, слова-действия, слова-ассоциации. Учить детей размышлять, сравнивать, выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, учить находить противоречия в окружающей жизни. Развивать у детей внимание, память, мышление, творческое воображение. Вызвать у детей интерес и бережное отношение к родной природе, стремление к достижению результата.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, с народными приметами , стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов.
Словарная работа: снежинки, снежная, снегопад, снежок, метель, ледяной, холодный, искрящийся… морозная.
Оборудование: снежинка-письмо, снежинки разные по размерам; коробка, украшенная снежинками; картинки к игре «хорошо-плохо»; предметы длы игры: кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочную игрушку, пластилин, ветка ели….Модель синквейна.
Организация детей: групповая.
Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие».
Используемые технологии:
*здоровьесберегающие;
*игровые;
* личностно-ориентированные;
*ТРИЗ;
*синквейн.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
- Организационный момент
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг,
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Сюрпризный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в группу залетела снежинка, а в снежинке я нашла письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. Я приготовила вам сюрприз. Но найти сюрприз вы сможете после того, как выполните все мои задания. Зимушка- зима».
Воспитатель: Ребята, вам интересно узнать, какой сюрприз нам приготовили? И кто же написал нам это письмо? Автор письма оставил нам загадку-ребус. Нам необходимо выделить, назвать и соединить первые звуки в названиях предметов, изображённых на картинках.
Дети называют слова, выделяют первый звук в словах: зебра, иголка, мак, арбуз. Получится слово «зима».
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, вы любите зиму? За что?
Какие зимние месяцы вы знаете?
Ребята, вы готовы выполнить задания Зимушки-зимы?
Первое задание: словесная игра «Подбери слово. Слепи снеговика.».
Воспитатель предлагает создать из снежинок снеговика.
Первый ком – слова-признаки; слова, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое? Дети подбирают прилагательные к словам: зима, снег, лёд, метель (Зима долгая, снежная, морозная, красивая, нарядная, вьюжная, загадочная, суровая, волшебная, необыкновенная …Снег холодный, чудесный, рыхлый, твёрдый….Лёд прозрачный, твёрдый, холодный, хрустальный….Метель белоснежная, яростная, грозная, страшная).
Второй ком снеговика - слова –действия : слова, отвечающие на вопрос что делает?
Дети подбирают глаголы к словам: зима, снег, лёд, метель. (Зима подступает, подкрадывается, спешит, пришла, пожаловала…. Снег падает, летит, порхает, кружится, садится, искрится, идёт, скрипит, блестит…Лёд блестит, сверкает, трещит…Метель воет, бушует, метёт, завывает, заметает…)
Третий ком снеговика – пословицы и поговорки о зиме. Воспитатель читает на снежинках пословицы и поговорки о зиме, а дети объясняют их значение.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему так говорят? Зима без снегу – лето без хлеба. Зимний денёк — воробьиный скок. Лето собирает, а зима поедает. Зимой день тёмен, да ночь светла. Для медведя зима — короткая. Для синички — длинная. Для зайчика — страшная.(Высказывания детей.)
Воспитатель: Какой красивый, задорный снеговик у нас получился! С первым заданием вы справились, молодцы. Ребята, чтобы добраться до сюрприза от Зимушки-зимы, нам необходимо найти в группе коробку малинового цвета.
Расскажите, где стоит коробка, что стоит справа, слева, за, перед коробкой.
Ответы детей.
Дети находят в коробке предметы (кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочную игрушку, пластилин, ветку ели).
Второе задание: игра:
Воспитатель предлагает детям выбрать любой предмет (кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочную игрушку, пластилин, ветку ели).
( Дети встают в круг)
Воспитатель: Я буду Зимой, а вы представьте, что вы превратились в те предметы, которые у вас в руках и скажете мне, чем его предмет похож на меня, по какому признаку мы похожи.
Я — кубик, я такой же твёрдый, как твой лёд.
Я — бумага, я такая же белая, как твой снег.
Я — камень, я такой же холодный, как погода зимой.
Я — перышко, я такое же лёгкое, как твои снежинки.
Я — мех, я такой же тёплый, как одежда зимой.
Я — ёлочная игрушка, я блестящая, как лёд.
Я — пластилин, из меня можно лепить, как из снега.
Я - ветка ели, я такая же колючая, как ветер зимой.
Воспитатель: А теперь мы отдохнём, самомассаж мы проведём.
Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями)
Эй, потри скорее нос, (то же у другую сторону)
Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой)
Улыбнулись все скорей (в другую сторону)
И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках)
Веселее, веселее. (в другую сторону)
Ну-ка взялись мы за уши (большие пальцы за ушами)
Ни к чему нам бить баклуши (круговые движения).
Покрутили, повертели – вот и уши отогрели!
Каждый палец согреваем, (снимать кольцо с каждого пальца),
Сильно-сильно растираем.
Третье задание: игра «Хорошо - плохо».
Воспитатель: Ребята, как вы считаете: зима – это хорошо или плохо?
Выберите картинки и расскажите, почему зима-это хорошо и почему бывает так, что зима – это плохо.
( Дети рассказывают, как зима влияет на состояние природы, на жизнь людей, птиц, зверей. Картинки с положительной характеристикой зимы дети кладут к улыбающемуся смайлику, с отрицательной характеристикой – к грустному смайлику).
Зима - «хорошо», потому что:
- много снега, можно лепить снеговика;
- снег покрывает землю и защищает растения от мороза;
- деревья имеют возможность отдохнуть;
- можно кататься на санках, лыжах, коньках;
- зима дарит нам весёлые новогодние праздники;
- Дед Мороз и Снегурочка принесут подарки.
Зима – «плохо», потому что:
- снег засыпал всё кругом, и животные, птицы остались без пищи;
- скользко, можно упасть;
- холодно, морозно;
- можно простудиться и заболеть;
- выпадает много снега, и машины застревают.
Четвертое задание: составление синквейна .
Воспитатель: Ребята, последнее задание от Зимушки-зимы – составить стихотворение. Предлагаю составить стихотворение - синквейн.
Это совсем не сложно, а увлекательно и интересно.
Стихотворение, которое мы будем придумывать – необычное стихотворение. Оно состоит из пяти строчек. Давайте, вспомним что у нас будет в 1-й строке?
( 1-ая строка – одно слово – предмет, о котором будет идти речь).
Во 2-й строке - 2 слова-признака о данном предмете,
в 3-й строке - 3 слова-действия этого предмета,
в 4-й строчке – мы составим предложение про этот предмет.
В 5-й строке - одно слово, которое подходит этому предмету, это должно быть одно обобщающее слово, характеризующее этот предмет или же указывающее на него по общим признакам.
Предлагаю поиграть и составить синквейн- стих про Зимушку-зиму и про хорошего друга Зимушки-зимы - Снеговика.
Зима.
Волшебная ,снежная.
Пришла, радует, веселит.
Зимой можно играть в снежки.
Время года.
Снеговик.
Белый, забавный.
Улыбается, веселит, радует.
Добрый помощник Деда Мороза.
Зима.
Какие замечательные стихотворения получились.
3. Заключительный этап
Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы отлично справились с заданиями.
Дети находят коробку, усыпанную снежинками. В коробке сюрприз – раскраски на тему «Зима».
Воспитатель предлагает детям выбрать подготовленные смайлики. Дети, которым было интересно, весело, выбирают смайлики с улыбкой. Дети, которым было трудно – выбирают грустные смайлики.
Воспитатель: Ребята, что было для вас самым интересным, запоминающимся в поиске подарка от Зимушки-зимы? Что было самым сложным? А что заставило подняться вашему настроению?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности по развитию речи "Зимушка -Зима"в старшей группе
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Зимушка-Зима" Задачи: Обучающие: Закреплять представления детей о признаках зимы и зимних явлениях; продолжать формировать умение детей отвеча...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи"Зимушка -зима"
Конспект образовательной деятельностис детьми старшей группы по развитию речи "Зимушка -зима" Дата26.02. 2019Тема«Зимушка – зима».Программа«От рождения до школы...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Зимушка - зима»
Расширять у детей словарный запас по теме «Зима»...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Зимушка – зима»
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Зимушка – зима»...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Зимушка – зима».
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Зимушка – зима»....