Дидактическое пособие по речевому развитию «Весёлый паровозик».
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Лапина Татьяна Михайловна

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_po_rechevomu_razvitiyu.docx599.01 КБ

Предварительный просмотр:

          Дидактическое пособие по речевому развитию

                          «Весёлый паровозик».

Цель: формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими.

                                            Задачи:

                    Развитие лексической стороны речи:

- Развивать пассивный и активный словарь на основе расширений представлений детей об окружающем мире.

- Знакомить со словами обобщениями (лесные звери, домашние звери, станции, лес, город…)

- Расширять словарь детей, обозначающий действия; поощрять стремление детей использовать определения.

                    Развитие грамматического строя речи:

- Упражнять в согласовании слов в роде, числе, лице. Упражнять в правильном употреблении предлогов (у, в, под, с, из, к, за, на).

- Способствовать правильному употреблению в речи имён существительных в единственном числе и множественном числе. Закреплять умение узнавать и называть животных в единственном и множественном числе.

                   

                       Формирование речевого дыхания:

- Формировать правильное дыхание, тем самым развиваем звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

- Вырабатывать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

- Способствовать правильному речевому дыханию с увеличением, что позволяет получить запас воздуха для произношения различных по длине отрезков.

Описание Д/П по речевому развитию «Весёлый паровозик».

    Дидактическое пособие представлено в виде железной дороги, по которой передвигается поезд с двумя вагонами (направление движения паровозика можно менять). В середине, дидактического пособия, размещены: 2 станции (большая и маленькая), лес (где живут лесные животные), дом (где живут домашние животные), также размещена гирлянда со звёздочками для дыхательной гимнастики – которые не закреплены к основанию, они совершенно мобильны и вариативны. Также данное пособие позволяет закреплять с детьми сезонные признаки (меняется декор по сезонам), создавать истории и различные игры, менять наполняемость пособия по желанию детей и педагога.

    Представляемое дидактическое игровое пособие предназначено для детей 3-5 лет, отвечает гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Пособие имеет большой размер, что даёт возможность использовать его как в индивидуальной работе, так в подгрупповой, а также предназначено для индивидуальной игровой деятельности детей.

   Дидактическое пособие «Весёлый паровозик» мобильное, яркое и многофункциональное – его можно использовать в различных областях и в различных вариантах игр. В дальнейшем пособие может быть дополнено игрушками птиц, героев сказок, фруктами и овощами, предметами быта, одеждой по сезонам, геометрическими формами и т.д., что также даёт нам возможность широко использовать данное пособие в работе. Согласно возрастной категории, задачи могут усложняться, по усмотрению педагога.

                    Дидактические игры:

 «Весёлый паровозик»

Цель: знакомство с домашними животными,

лесными животными, формирование произношения

знакомых слов, звукоподражание,

воспитывать внимательность, развивать дикцию.

Игровые действия: детям предлагается рассадить

пассажиров по вагонам, на первом этапе воспитатель

показывает животных и предлагает назвать их, затем предложить детям выбирать животных, определять их и мотивируем к звукоподражанью выбранного животного. Усложнение: разделить по вагонам зверей (лесные и домашние животные), определить направление паровозика (лево-право, вверх-низ), определение по количеству животных в паровозике и вагонах (один-много), определение цвета вагончиков.

    «Чей голос?»

Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Игровые действия: в гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.

-   Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)

Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки? Аналогично обыгрываются остальные игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

 Чудесный Паровозик «Домашние животные»

Перед детьми Д/И «Весёлый паровозик», рядом предоставлено, на выбор детей домашние и дикие животные. В середину пособия выставляем домики предлагаем детям выбрать нужных (домашних) животных, и посадить их по вагонам, определить положение (впереди, за), мотивировать к звукоподражанию. Формировать умение определять назвать их всех, одним словом.

(Данную игру можно проиграть с дикими животными. В середину пособия помещаем лес (Деревья и ёлочки) и предлагаем детям выбрать из представленных животных нужную категорию, определить и воспроизвести звукоподражанье). Назвать их всех, одним словом.

  «Кто уехал? Кто остался?»

Цели: Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками.

Игровые действия: Подул ветерок (дети дуют на гирлянду со звёздочками), приезжает поезд (дети оповещают о прибытия поезда). Кто к нам приехал? (Дети называют животных, затем закрывают глаза, поезд уезжает с помощью ребёнка, который убирает несколько животных). Дети открывают глаза и называют- кто уехал и, кто остался. Данную Д/И можно усложнять (добавить к животным и их детёнышам, к примеру, корм для животных –зайчику морковку, мишке мёду).

   «Наступила зима! Кто уснул и где? Кто гуляет по снежку?»

Цели: создание условий для проявления познавательной и речевой активности

у детей младшего возраста об изменениях, происходящих в живой природе (на примере диких и домашних животных).

Игровые действия: Что происходит зимой? Как люди одеваются зимой? Вы хотите посмотреть, как звери живут зимой в лесу? Тогда нам надо отправиться в зимний лес на прогулку. Хотите? Тогда, в путь! Наш паровозик отправляется в путь, скажем дружно-Ту-ту! (паровозик приезжает в лес, и дети проговаривают какое животное как зимует). (Данную Д/И проигрываем с домашними животными).

  «Новогодний паровозик»

                                             Колокольчик наш звенит- динь - динь,

                                            Новый год нам зовёт – Приди, Приди!!!

 Цели: создание условий для проявления познавательной и речевой активности, закрепление признаков зимы.

Игровые действия: Наступает Новый год, он подарки принесёт. И зайчишкам, и лисичкам, и волчатам, и цыплятам. Только подарочки лежат в лесу под ёлочкой. Ребята давайте отправим в путешествие наш паровозик, найдём в лесу подарки, загрузим в паровозик и подарим нашим зверятам! (Детям очень нравится данная игра, её можно усложнять, добавляя разных героев и тогда сказка продолжится!)

 

Дидактические игры в дальнейшем можно усложнять, видоизменять в зависимости от поставленных целей и задач, от сезона и персонажей, возрастных особенностей детей. 

Важно отметить, что игры необходимо чередовать с дыхательной гимнастикой и физкультминутками для наилучшего результата в развитии речевой активности у детей.  

         Дыхательная гимнастика:

«Кто дольше сможет подуть на звёздочки?»

Цель: Развитие физиологического дыхания.

Описание игры: в середине дидактического

пособия «Весёлый паровозик», на ниточках висят звёздочки.

«Посмотрите, дети. Наступила ночь и на небе зажглись звёздочки.

 Они такие красивые, лёгкие. Какого они цвета?

Правильно ребята, жёлтые и белые!

Давайте, как ветерок, подуем на звёздочки! Вот так. (Показать, как нужно дуть). Интересно, у кого звёздочки дольше будут летать и держаться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щёки, не напрягались, дули на звёздочки легко и спокойно.

«В лес за ёлочкой»

Цель: Развитие физиологического дыхания.

Описание игры: Киска с Собачкой пошли в лес за ёлочкой, в лесу повстречали лесного жителя. (Педагог спрашивает. Кого? Дети называют лесных жителей.) «Правильно, Мишку!». Киска с Собачкой напугались и убежали в разные стороны и перекликаются:

(сложить руки в виде рупора, сделать незаметный вдох, на выдохе громко, с чёткой интонацией произнести фразы)

- Ау-у-у, Киска (низким голосом) кричит Собачка

- Ау-у-у, Собачка (высоким голосом) кричит Киска

- Ау-у-у, Киска (низким голосом) кричит Собачка

- Ау-у-у, Собачка (высоким голосом) кричит Киска

А в ответ раздаётся тихо: Ау-у-ууу.

«Сдуваем снежинки»

 Цель: формирование правильного речевого дыхания, плавного длительного выдоха.

Описание игры: Педагог обращает внимание детьми на дидактическое пособие «Весёлый паровозик» и предлагает устроить снегопад. Для этого нужно дружно подуть на снежинки. Педагог показывает, как сделать глубокий вдох через нос и плавный выдох через рот, сложив губы трубочкой. Дети дуют на снежинки.

 «Зоопарк»
Цель: формирование длительного и плавного речевого выдоха.
Описание игры: Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Паровозик привозит животного, дети узнают, называют и делают соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

«Эхо»
Цель: развитие речевого дыхания.
Описание игры: паровозик приехал в город (в лес) и зовёт всех присесть в него. Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а... А ребенок тихо отзывается: а-а-а-а... Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио...и т.д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».

«Как мыши пищат?»
Цели: формирование ритмичного дыхания и тренировка артикуляционного аппарата.
Мышка вылезла из норки,
Мышка очень хочет есть.
Нет ли где засохшей корки,
Может, в кухне корка есть?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе сказать: «Пи-пи-пи-пи!»

«Отгадай, кто кричит?» (перекличка)

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Кто едет в нашем паровозике? (Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте). Корова: «Му, молока кому?» (Громко, низким голосом) Телёнок: «Му» (Тихо, высоким голосом) Кошка: «Мяу-мяу-мяу» (Громко, низким голосом) Котенок: «Мяу-мяу-мяу» (тихо высоким голосом) Разговор теленка и Котенка: «Мле-мли-мля. Мяу-мяу-мяу. Пли-пля-пле».и т.д.

«На лесной полянке»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Ёжики принюхиваются. Волк воет: «У-у» (Произносить тихо и громко) Кто так голос подает. Ёжик пыхтит: «Пых-пых-пых».

Разговор Лисы и зайца

Су-зу-су-зу, су-зу-су-зу.

Зайка, где ты был?

В лесу.

За-са-за-са

Ты не съешь меня, лиса?

 «Кто как кричит в лесу»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

взрослый предлагает послушать ребенку, кто как кричит в лесу и повторить речевой материал в том же темпе и ритме на одном выдохе.

Описание игры: Собачка катается на паровозике и кричит так: тяв – тяв, тяв – тяв – тяв. Как мне нравится кататься!

Кукушка кричит так (произносить с понижением голоса на втором слоге):

ку – ку, ку –ку, ку – ку!  Волк воет так (произносить слитно с постепенным усилением голоса): У –у –у –у –у –у –у!

              Физкультминутка

Бегал по двору щеночек

Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)

Котик

Котик лапкой умывается, (гладят щёки)
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, (трут ладонью носик)
Вымыл ротик, (проводят пальцем по губам)
Вымыл ухо, (поглаживают одно ухо, затем другое)
Вытер сухо. (потёрли ушки)
Котик лапкой умывается, (поглаживают грудь)
К детям в гости собирается.

Гимнастика для шеи «Козлик»

Ома – ома – ома (поднимать и опускать голову)
Стоит козлик у дома.
Оме – оме – оме (качать головой вправо – влево)
Хорошо в высоком доме.
Ме – ме – ме (поднимать и опускать голову)
Подойди-ка ты ко мне. (делая призывные движения)
Мот – мот – мот (качать головой вправо – влево)
Не ставь копытца на комод. (грозя пальцем)

Козочка

Я козочка Ме-ке-ке (дети идут по кругу)
Я гуляю на лужке
Острые рожки (показывают «рожки»)
Тонкие ножки (топают ножками)
На самой макушке
Бархатные ушки  (показывают ушки)
Язык полотняный, (показывают язык « лопаткой»)
Хвостик конопляный (показывают рукой хвостик сзади)
Как прыгну, (подпрыгивают)
Сразу забодаю  («бодаются»)

  «Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос. руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)

«Зайка»

Зайке холодно сидеть, (Присесть на корточки)

Нужно лапочки погреть. (Встать, потереть ладошки друг о друга)

Лапки вверх, лапки вниз, (Поднять руки вверх, опустить)

На носочках подтянись. (Встать на носочки, потянуться вверх)

Лапки ставим на бочок, (Поставить руки на пояс)

На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте)

А затем вприсядку, (Делать приседания)

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд, (Прыжки на месте)

Он подпрыгнул десять раз.

    «Звериная зарядка»
Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало -  (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Положительное воздействие дидактических пособий на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: использование       дидактических пособий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с  разнообразными методами и приёмами, которые...

мультимедийное дидактическое пособие по речевому развитию "Загрузим поезд"

используетсмя как часть занятия или в свободное время....

Дидактическое пособие для речевого развития детей младшего дошкольного возраста «Книжка-малышка»

Данное дидактическое пособие, способно в игровой форме развивать у детей речь, мелкую моторику рук, внимательность, пространственное воображение, логику, мышление, самостоятельность, инициативность и ...

«Дидактическое пособие по математическому развитию «Весёлые ладошки»

Цель мастер-класса: ознакомление воспитателей  с дидактической игрой «Весёлые ладошки» для закрепления порядкового счета в пределах пяти детей средней возрастной группы.Задачи:- дать ...

Дидактическое пособие по речевому развитию посредством пособия-лэпбук.

Дидактическое пособие по речевому развитию «Лэпбук «Говоруша» предназначено для детей дошкольного возраста (4-6 лет). В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развит...

Дидактическое пособие по речевому развитию "РЕЧЕВИЧОК"

Цель:создание условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:• расширять и активизировать словарь детей;• дать возможность применить на практике получен...