Роль воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Овчинникова Дарья Вячеславовна

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников

                                                                  Воспитатель МБДОУ «Детский сад

                                                                   компенсирующего вида №465»

                                                                   г.о. Самара

                                                                   Овчинникова Дарья Вячеславовна

  Детские сады компенсирующего и комбинированного  вида, в которых корригируют речь дошкольники, претерпевают изменения.  На  смену специализированным группам  приходит такая форма организации  образовательной деятельности, когда дети с речевыми нарушениями  находятся в одной группе с нормально развивающимися дошкольниками.

  Инклюзивное образование имеет место в дошкольных учреждениях, обосновано теоретически  и  детские сады уже накопили и обобщили положительные результаты  при такой организации коррекционной работы.   Мой опыт работы воспитателем  в течение двадцати лет с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, ( это ОНР 1,2,3 уровней с различными клиническими проявлениями - ринолалией, алалией, дизартрией  и др.) позволил мне сделать вывод о том, что логопедические группы - это завоевание отечественной коррекционной педагогики,  в них возможна наиболее полная коррекция  имеющихся у детей отклонений, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку.

Во-первых,  в логопедических группах наполняемость детьми  ниже, чем в общеразвивающих группах. Хотя в последние годы уже нет строгого  соблюдения норматива по количеству детей в логопедической группе, до сих пор  в них воспитывается меньшее количество дошкольников. Во-вторых, на это количество детей имеется один учитель-логопед,  который руководит деятельностью всех участников единого коррекционного процесса. Воспитатели группы имеют высшее или среднее педагогическое образование и обязательно проходят курсовую переподготовку по вопросам теории и практики логопедии, таким образом, они готовы осуществлять коррекцию речевых недостатков, продолжая эту работу за стенами логопедического кабинета.

  Кабинет учителя-логопеда и «Речевой центр» в группе, которые создаются логопедами и  воспитателями, являются мини-лабораторией по коррекционной работе, в них накоплено значительное количество дидактического, методического материала,  им пользуются педагоги, дошкольники и родители.

   Достижение положительного результата в коррекции речевых проблем достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства в ДОУ, создании комфортных условий развития, воспитания и обучения, создании среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребёнка, повышении компетентности родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

  Педагогический коллектив группы, в которой я работаю, определил, что коррекционная работа начинается с раздевалки, в которой оформлен информационный материал. Шкафчики для одежды обозначены по желанию ребенка или предметной картинкой, или фотографией малыша.  При этом ребенок всегда может ответить на вопрос, что изображено, к какой лексической группе относится картинка, дать описание предмета самостоятельно или по вопросам. Здесь же, на  уровне детских глаз, располагается    вернисаж детских творческих работ ребенка, которые  изготовлены  во время образовательной деятельности. Воспитатель  должен при каждом удобном случае обращаться к работам, предлагать  детям ответить на вопросы, интересоваться мнением о качестве рисунков и поделок, следить за ответами детей. При этом важно  помнить о речевых возможностях ребенка, принимать однословные ответы, словосочетания или развернутую фразу.

Чтобы привлечь родителей  к участию в коррекционном процессе, установлению партнерских отношений между педагогами и родителями, осознанию родителями роли семьи в коррекции и воспитании, в раздевалке

 находятся книги и памятки, которые родители могут взять для ознакомления домой.

  Например, мы предлагаем создать домашнюю игротеку, эта рубрика знакомит  родителей с простыми, интересными и полезными играми для детей, которые позволят закрепить поставленную речевую функцию.

  В раздевалке ежедневно выкладываются индивидуальные тетради детей, они  позволяют родителям отслеживать динамику коррекционной работы. Санитарными нормами не предусмотрено выполнение домашних заданий  дошкольниками, но педагоги совместно с родителями условились,  что дети  выполняют определенные задания, которые даны в игровой форме, это упражнения для развития графомоторных навыков, наклеивание картинок, дидактические игры, разнообразные упражнения.  Все это позволяет  ускорить автоматизацию необходимой речевой функции.

  Ежемесячно обновляется материал  речевой газеты для родителей « Мы все умеем говорить правильно», в которой публикуются наблюдения и обобщения   о речевой практике детей в течение дня, даются рекомендации по участию родителей в работе с детьми, ставятся проблемные вопросы  русской орфографии, орфоэпии, точности употребления слов, что позволяет взрослых задуматься о  чистоте родного языка. При  подготовке  очередного номера газеты воспитатель предлагает  обобщенный материал наблюдения за  речью детей  в течение каждого дня,  интересные фрагменты из речи педагог записывает в своем рабочем дневнике.

   Воспитатели группы принимают самое непосредственное участие в проведении родительских собраний, родительских пятиминуток (коротких консультаций), праздниках и развлечениях, организации выставок,  сочинениях родителей  о своих детях, выпуске журнала для родителей и др.

  Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя по коррекции речевых нарушений"

В консультации даны рекомендации  взаимодействия в работе логопеда и воспитателя по коррекции речевых нарушений у детей в логопедических группах....

Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.

Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...

РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Важным фактором полноценной деятельности человека является его речь, с помощью которой он взаимодействует с другими людьми, обменивается информацией, выражает свою позицию. Однако, существуют сп...

РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Важным фактором полноценной деятельности человека является его речь, с помощью которой он взаимодействует с другими людьми, обменивается информацией, выражает свою позицию. Однако, существуют специфич...

Роль воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Детские сады компенсирующего и комбинированного вида, в которых корригируют речь дошкольники, претерпевают изменения.  На смену специализированным группам приходит такая форма организации образов...

Роль фонематического восприятия в коррекции речевых нарушений у дошкольника с ТНР

В данной статье предлагается несколько упражнений, которые помогут определить степень развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ТНР....