Педнаходка "Использование нетрадиционных форм работы с детьми по развитию речи"
методическая разработка по развитию речи

Голикова Светлана Михайловна

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15 "Родничок"»

"Использование нетрадиционных форм работы с детьми по развитию речи "

Воспитатель: Голикова Светлана Михайловна.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.  

Большое влияние на содержание и методы работы по развитию речи оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой, известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания.

Она определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду Е.И.Тихеева показала пути решения этих задач. В ее трудах представлена стройная система работы над словом.

В последние пять-десять лет уровень речевого и эмоционального развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. А ведь на формирование интонации речи, ее эмоционального обогащения, родители оказывают огромное воздействие. Непроизвольно копируя, ребенок осваивает различные интонации, тембровые окраски, речевые акценты и другие выразительные особенности голоса. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Изучив данный вопрос и в соответствии с современными требованиями к организации образовательной деятельности, передо мной встала проблема: как повысить интерес у детей к речевой деятельности, какие эффективные формы работы с детьми можно использовать?

Цель работы :развитие речи детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм работы.

Задачи:

- повысить речевую активность и инициативу детей через внедрение нетрадиционных форм работы;

-создать развивающую речевую среду;

-способствовать индивидуализации образовательной деятельности;

-вовлечь родителей в образовательную деятельность;

-разработать календарное планирование по "Речевому календарю группы"

Для достижения этой цели я решила взять новые для меня формы работы, которыми являются "Речевой календарь группы" и "Живые стихи". 

С детьми средней, старшей и подготовительных групп я использую такую форму работы, как "Речевой календарь группы".

Что такое "Речевой календарь группы?"

Речевой календарь представляет собой папки с подборкой материала в соответствии со временем года, календарными датами и событиями нашего края, а также с учетом интересов и запросов детей. События, отраженные в них, эмоционально прожиты совместно детьми, педагогами и родителями воспитанников. Обязательное условие работы с календарями - речевая направленность проведенных мероприятий.

Содержание папок:

-Подбор краеведческого материала о Великом Устюге

-Совместное словотворчество детей, родителей, педагогов

- Патриотические страницы (материалы о защитниках нашей родины)

-Игры, задания по развитию речи для самостоятельного выполнения детьми

-Фотографии важных и интересных событий из жизни детей.

-Рубрика "Говорят дети"

В работе с календарями использую групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы в утренние и вечерние отрезки времени.

Речевым календарем в саду пользуемся не только мы, но и дети, воспитатели других групп. Для более эффективного использования речевого календаря мной были разработаны "Методические рекомендации по организации работы с "Речевым календарем"и календарное планирование.

Таким образом, использование "нетрадиционной" формы работы по развитию речи детей "Речевой календарь группы"дали определенные результаты.  Речь детей значительно улучшилась, обогатился активный словарь детей, совершенствовалась выразительность речи и дети показали хорошие результаты в конкурсе детского исполнительского творчества г. Коряжма, участвовали в конкурсе "Театральная постановка" в ДОУ и заняли 1 место, получили призовое место в конкурсе экологических театров.

Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную грамотную речь.

В последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка

С приходом малышей в детский сад, я решила использовать новую форму работы - "Живые стихи", основой которой послужила методика Алябьевой Елены Алексеевны и Рыжонковой О.Е.

Чтобы выработать у ребенка легкую, выразительную, живую речь, интонационно богатый голос, необходима систематическая работа. Для этого мною разработано календарное планирование по работе с «Живыми стихами» и методические рекомендации

По работе с «Живыми стихами" должны учитываться определенные этапы работы:

-педагог подбирает стихи;

-педагог выразительно читает произведение;

-педагог совместно с детьми выбирают жесты и мимику;

-педагог читает произведение, дети показывают жестами;

-ребенок читает произведение и показывает жесты и мимику;

-подбирают костюмы совместно с педагогом и родителями;

-показ мини-сценки к стихотворению.

В течении дня дети видят, что делает взрослый и подражают ему. Совершая ежедневные процедуры, каждый раз пытаюсь прокомментировать свои действия, используя в речи подходящие присказки, стишки, напеваю песенки, т.е. стараюсь сопровождать речью все повседневные дела. Таким образом наблюдая за моими действиями, дети продолжают узнавать новые слова, учатся воспринимать речь, действовать по инструкции взрослого.

Для более эффективной работы я привлекаю родителей группы. Провожу консультации об использовании выразительных средств в речи, а так же применяю такую форму работы как "Учим стихи вместе с мамой" в вечерний отрезок времени.

Используя данную форму работы, я могу с уверенностью сказать, что это уникальное средство для развития речи, эмоций и мелкой моторики в их единстве и взаимосвязи. У детей группы повысился уровень мотивации к выразительному прочтению стихотворений с использованием жестов и мимики. Они участвуют в конкурсах стихов и театрализации в группе, на праздниках.

Таким образом, я считаю, что использование данных методик помогут достигнуть цели по развитию речи детей дошкольного возраста. Взятые мною формы работы, повышают речевую активность и инициативу детей, обогащают словарный запас, совершенствуется выразительность речи, развивается эмоциональная сфера детей.

Немаловажный фактор моей работы, что родители с увлечением участвуют в образовательной деятельности.

Когда используешь в своей работе что-то новое, интересное - увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная форма работы приносит ощутимый видимый результат - это интересно и увлекательно вдвойне.

ЛИТЕРАТУРА:

Алябьева Е. А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения» ТЦ «Сфера» 2014 г

Рыжонкова ОА «Расскажи стихи руками» методическое пособие по пальчиковой гимнастике//Армавир, 2020.- 47c.

Интернет источник.



Предварительный просмотр:

Календарное планирование по теме: "Речевой календарь "Живые стихи".

Вторая младшая группа.

Тема

Задачи

ОСЕНЬ

Беседа "Язычок учится говорить красиво"

Мотивировать детей на интерес к обучению правильному произношению.

Рассматривание схематических картинок, поясняющих, как можно изобразить какое-то животное или его действие при помощи пальцев.

Установить контакт, эмоционального общения педагога и ребенка

Знакомство со стихотворением "За грибами" Татьяны Волковой

Развивать умение слушать стихотворные произведения, эмоционально реагировать; вызвать желание запомнить стихотворение, воспитывать интерес к поэзии

Совместное заучивание стихотворения "За грибами"с помощью жестов

Учить выразительно читать стихотворение, передавать эмоциональный настрой и мимику

Знакомство со стихотворением "Осень золотая" А. Ярановой

Формировать эстетическое восприятие картин природы, показать красоту природы выраженную словом.

Подбор и обсуждение совместно с детьми жестов и мимики к произведению.

Учить детей проводить ассоциации к тексу стихотворения.

Подбор атрибутов к инсценированию произведения

Учить выбирать одежду в зависимости от погодных условий

Совместное заучивание стихотворения с помощью жестов.

Продолжать учить детей воспринимать стихотворные тексты; развивать чувство ритма, эмоционально откликаться на содержание текста; помочь запомнить стихотворение.

Знакомство со стихотворением "Про кошкин дом" Ольги Кульневской

Учить внимательно слушать и понимать смысл произведения.

Совместное заучивание стихотворения с помощью жестов.

Учить выразительно читать стихотворение, передавать эмоциональный настрой и мимику

Вечер поэзии "Учим стихи вместе с мамой"

Развивать интерес к поэтическому слову; слуховое и зрительное внимание; интонационную выразительность; связную речь детей, активизировать словарь по теме.

ЗИМА

Знакомство со стихотворением "Снегопад" великоустюгской поэтессы  Ольги Кульневской

Формировать эстетическое восприятие картин природы, умение понимать переносное значение слов.

Совместное заучивание с помощью нетрадиционной формы "живые стихи"

Продолжать прививать интерес детей к стихотворным произведениям; развивать память детей, учить выразительно читать стихи.

Подбор атрибутов к инсценированию произведения.

Учить выбирать одежду в зависимости от погодных условий

Знакомство со стихотворением "Зимнее утро" Ольги Кульневской с применением нетрадиционной формы заучивания "живые стихи"

Формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; учить передавать образы зимней природы в словесном описании

Чтение педагогом стихотворения, воспроизведение жестами детьми.

Учить понимать смысл услышанного, соотносить действие с текстом стихотворения.

Подбор атрибутов к инсценированию произведения.

Учить выбирать одежду в зависимости от погодных условий

Знакомство со стихотворением "Зимние забавы" Рыжонковой О.А.

Продолжать прививать интерес детей к стихотворным произведениям; развивать память детей, учить выразительно читать стихи.

Подбор и обсуждение совместно с детьми жестов и мимики к произведению.

Учить понимать смысл услышанного, соотносить действие с текстом стихотворения.

Совместное заучивание с помощью нетрадиционной формы "живые стихи"

Продолжать прививать интерес детей к стихотворным произведениям; развивать память детей, учить выразительно читать стихи.

ВЕСНА

Знакомство со стихотворением Татьяны Волковой "Верба"

Продолжать расширять представления о природе; помочь понять содержание стихотворения; учить выразительно читать стихотворение, развивать память.

Чтение педагогом стихотворения, воспроизведение жестами детьми.

Учить понимать смысл услышанного, соотносить действие с текстом стихотворения.

Совместное заучивание с помощью нетрадиционной формы "живые стихи"

Продолжать прививать интерес детей к стихотворным произведениям; развивать память детей, учить выразительно читать стихи.

Знакомство со стихотворением "Пришла Весна" Алябьевой Е.А.

Формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; учить передавать образы весенней природы в словесном описании.

Чтение педагогом стихотворения, воспроизведение жестами детьми.

Учить понимать смысл услышанного, соотносить действие с текстом стихотворения.

Совместное заучивание с помощью нетрадиционной формы "живые стихи"

Продолжать прививать интерес детей к стихотворным произведениям; развивать память детей, учить выразительно читать стихи.

Знакомство со стихотворением Алябьевой Е.А. "Весенняя березка"

Продолжать учить детей запоминать стихотворные тексты; учить чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения.

Подбор и обсуждение совместно с детьми жестов и мимики к произведению.

Учить понимать смысл услышанного, соотносить действие с текстом стихотворения.

Подбор атрибутов к инсценированию произведения.

Учить передавать смысл и содержание стихотворения при помощи жестов, мимики, сценического образа.

ЛЕТО

Знакомство со стихотворением Татьяны Волковой "Что жужжит?"

Продолжать учить детей запоминать стихотворные тексты; учить  эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения, развивать память.

Чтение педагогом стихотворения, воспроизведение жестами детьми.

Учить понимать смысл услышанного, соотносить действие с текстом стихотворения.

Совместное заучивание с помощью нетрадиционной формы "живые стихи"

Продолжить заучивание стихов о лете, воспитывать эмоциональное, выразительное чтение стихотворения.

Знакомство со стихотворением  "Июльский дождик" Ольги Кульневской

Продолжать учить детей запоминать стихотворные тексты; учить чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения

Совместное заучивание с помощью нетрадиционной формы "живые стихи"

Продолжать прививать интерес детей к стихотворным произведениям; развивать память детей, учить выразительно читать стихи.

Знакомство со стихотворением "Кто что видит" Ольги Кульневской

Закреплять умение запоминать стихи, совершенствовать эмоциональное восприятие текста, развивать память, воспитывать интерес к чтению.

Подбор и обсуждение совместно с детьми жестов и мимики к произведению.

Учить передавать смысл и содержание стихотворения при помощи жестов, мимики, сценического образа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные методы работы с детьми по развитию речи на материале познавательно-лексической темы «Насекомые».

Непосредственно образовательная деятельность, включающая 10 образовательных областей....

Влияние развития мелкой моторики рук через нетрадиционные техники изобразительной деятельности на развитие речи ребенка.

Статья о влияние развития мелкой моторики рук через нетрадиционные техники изобразительной деятельности на развитие речи ребенка....

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Я решила апробировать методику, которая позволила бы решать не только общие, но и специфические коррекционные задачи (коррекция речи, психических процессов и познавательной деятельности). Кроме того, ...

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи.

Использование нетрадиционных методовна занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста,страдающими общим недоразвитием речи....

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...