Педагогическая мастерская «Формирование выразительности речи через дидактические игры и лексические упражнения»
консультация по развитию речи (старшая группа)

Парфений Валентина Ефимовна

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ»

 

 

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения средств интонационной выразительности, совершенствования процессов, их понимания и произвольного употребления. Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом.

Поэтому задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения.

Наиболее эффективны в решении задач формирования интонационной выразительности речи являются дидактические игры и лексические упражнения.

 

image

Игра - это более доступный для дошкольников вид деятельности, способ переработки полученных впечатлений, знаний из окружающего мира. В игре ярко проявляются особенности воображения и мышления ребенка, его развивающаяся потребность в общении, эмоциональность, активность.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В работе М.Ф. Махониной указано, что «дидактическая игра пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли».

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.)., настольные печатные игры и словесные игры.

-Игры с предметами.

Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Например, в играх, с помощью которых детей учат различать и правильно называть цвета, малыши бегают с цветными флажками, прокатывают цветные шарики, ходят по комнате, разыскивая, игрушки определенного цвета и называют их.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать и называть, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления, обогащения словаря ребенка.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. Сравнивая предметы, дети называют одинаковые их части, признаки и отличительные особенности. В средней группе в игре используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх «Что изменилось», «Найди и назови» с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических речевых задач, например, отбирать и называть все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.

-Настольные печатные.

Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно.

Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года», о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»).

 

image

Подбор картинок по парам позволяет педагогу решать задачи развития словаря у дошкольников. Самое простое задание в такой игре — нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов. В ходе таких заданий ребенок проваривает свои действия, обосновывая свой выбор.

Подбор картинок по общему признаку (классификация) позволяет педагогу совершенствовать у детей словарный запас. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий и поясняют, почему сделали такой выбор.

-Словесные игры. 

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети  учатся          высказывать         самостоятельные суждения,   делать          выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания.

 

 

Для формирования словаря словесные дидактические игры, широко используют для детей старшего дошкольного возраста, например «Скажи наоборот», «Краски», «Садовник», «Черного, белого не берите, «да» и «нет» не говорите», «Продолжай дальше». Содержанием такого продолжения может быть называние различных частей или качеств одного предмета.

В дидактической игре игровые задания для детей предназначаются для развития речи и в то же время они ориентированы на всестороннюю развитость ребёнка. Ребёнок, с помощью игры, развивает свою речь, выразительность речи, также развивает логическое мышление, внимание, память, воображение. Дети вовлекаются в определенного рода игровые и речевые ситуации, где они - активные участники, способные рассуждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы.

Развитие выразительности речи становится более результативным при использовании дидактических игр с разным наглядным материалом: например, бытовых предметов, игрушек, специально изготовленных пособий. Дети быстрее запоминают названия предметов, их признаков и действий с ними при опоре на зрительный образ (картинку).

Когда педагог говорит: «Расскажи мне об этом», то ставит, таким образом, ребёнка в неинтересную для него учебную ситуацию, если подать в игровой форме необходимый речевой материал, у ребёнка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на данную тему, которая задаётся взрослым. В такой ситуации дети начинают чувствовать себя почти наряду со старшими.

Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так, в игре «Магазин игрушек» есть продавец и покупатели. Из дидактических игр с сюжетом следует выделить / игры-инсценировки — показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая задача (угадать, из какой сказки показан эпизод, и продолжить сказку, заметить изменения, которые произошли на сцене). Некоторые из этих игр ставят перед детьми задачу этического содержания. Так, игра «Что такое хорошо и что такое плохо» состоит в том, что показываются сценки из художественных произведений или из жизни, а дети должны определить, кто из действующих лиц поступает хорошо, кто плохо. При этом в игре происходит не только совершенствование навыков этического поведения, но и совершенствование словаря ребенка и развитие выразительности речи.

Следовательно, мы выяснили, что роль игровой деятельности в совершенствовании выразительности речи у детей дошкольника очень возрастает. Поэтому на наш взгляд игра - это необходимый фактор для формирования выразительности речи.

Таким образом, в современных дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют различные виды дидактических игр и лексические упражнения для формирования интонационной выразительности речи дошкольников. При этом важно отметить, что подбирать игровой материал педагоги должны в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей и задачами интонационной выразительности речи.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Махонина, М. Ф. Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО /М.Ф. Махонина // Молодой ученый. — 2017. — №47.;
  2. Павлова, И. Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста / И. Ю. Павлова // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.;
  3. Гейнц, О.А. Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря /О.А. Гейнц, Г.В. Шмидтгаль. - URL: https://urok.1sept.ru/articles/533128

-Текст: электронный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл journal-11-68-4-1-911-434-439.docx50.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ»

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения средств интонационной выразительности, совершенствования процессов, их понимания и произвольного употребления. Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом.

Поэтому задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения.

Наиболее эффективны в решении задач формирования интонационной выразительности речи являются дидактические игры и лексические упражнения.

Игра - это более доступный для дошкольников вид деятельности, способ переработки полученных впечатлений, знаний из окружающего мира. В игре ярко проявляются особенности воображения и мышления ребенка, его развивающаяся потребность в общении, эмоциональность, активность.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В работе М.Ф. Махониной указано, что «дидактическая игра пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли».

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.)., настольные печатные игры и словесные игры.

-Игры с предметами.

Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Например, в играх, с помощью которых детей учат различать и правильно называть цвета, малыши бегают с цветными флажками, прокатывают цветные шарики, ходят по комнате, разыскивая, игрушки определенного цвета и называют их.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать и называть, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления, обогащения словаря ребенка.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. Сравнивая предметы, дети называют одинаковые их части, признаки и отличительные особенности. В средней группе в игре используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх «Что изменилось», «Найди и назови» с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических речевых задач, например, отбирать и называть все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.

-Настольные печатные.

Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно.

Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года», о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»).

Подбор картинок по парам позволяет педагогу решать задачи развития словаря у дошкольников. Самое простое задание в такой игре — нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов. В ходе таких заданий ребенок проваривает свои действия, обосновывая свой выбор.

Подбор картинок по общему признаку (классификация) позволяет педагогу совершенствовать у детей словарный запас. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий и поясняют, почему сделали такой выбор.

-Словесные игры.  

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети        учатся        высказывать        самостоятельные        суждения,        делать        выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания.

Для формирования словаря словесные дидактические игры, широко используют для детей старшего дошкольного возраста, например «Скажи наоборот», «Краски», «Садовник», «Черного, белого не берите, «да» и «нет» не говорите», «Продолжай дальше». Содержанием такого продолжения может быть называние различных частей или качеств одного предмета.

В дидактической игре игровые задания для детей предназначаются для развития речи и в то же время они ориентированы на всестороннюю развитость ребёнка. Ребёнок, с помощью игры, развивает свою речь, выразительность речи, также развивает логическое мышление, внимание, память, воображение. Дети вовлекаются в определенного рода игровые и речевые ситуации, где они - активные участники, способные рассуждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы.

Развитие выразительности речи становится более результативным при использовании дидактических игр с разным наглядным материалом: например, бытовых предметов, игрушек, специально изготовленных пособий. Дети быстрее запоминают названия предметов, их признаков и действий с ними при опоре на зрительный образ (картинку).

Когда педагог говорит: «Расскажи мне об этом», то ставит, таким образом, ребёнка в неинтересную для него учебную ситуацию, если подать в игровой форме необходимый речевой материал, у ребёнка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на данную тему, которая задаётся взрослым. В такой ситуации дети начинают чувствовать себя почти наряду со старшими.

Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так, в игре «Магазин игрушек» есть продавец и покупатели. Из дидактических игр с сюжетом следует выделить / игры-инсценировки — показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая задача (угадать, из какой сказки показан эпизод, и продолжить сказку, заметить изменения, которые произошли на сцене). Некоторые из этих игр ставят перед детьми задачу этического содержания. Так, игра «Что такое хорошо и что такое плохо» состоит в том, что показываются сценки из художественных произведений или из жизни, а дети должны определить, кто из действующих лиц поступает хорошо, кто плохо. При этом в игре происходит не только совершенствование навыков этического поведения, но и совершенствование словаря ребенка и развитие выразительности речи.

Следовательно, мы выяснили, что роль игровой деятельности в совершенствовании выразительности речи у детей дошкольника очень возрастает. Поэтому на наш взгляд игра - это необходимый фактор для формирования выразительности речи.

Таким образом, в современных дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют различные виды дидактических игр и лексические упражнения для формирования интонационной выразительности речи дошкольников. При этом важно отметить, что подбирать игровой материал педагоги должны в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей и задачами интонационной выразительности речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Махонина, М. Ф. Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО /М.Ф. Махонина // Молодой ученый. — 2017. — №47.;
  2. Павлова, И. Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста / И. Ю. Павлова // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.;
  3. Гейнц, О.А. Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря /О.А. Гейнц, Г.В. Шмидтгаль. - URL: https://urok.1sept.ru/articles/533128

-Текст: электронный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"

¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи  через дидактические игры и игровые ...

Отчет по самообразованию " Формирование разговорной речи через дидактические игры ".

Отчет по самообразованию "Формирование разговорной речи через дидактические игры "....

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Актуальность данной темы заключается в обогащении словаря у дошкольников, через дидактические игры и лексические упражнения. Развитие  речи у детей является одной из главных задач дошкольного учр...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»

В статье раскрыта проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи, определены задачи, формы ми методы коррекционной работы, а также представлена система д...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»

Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением....

Обобщение педагогического опыта Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения.»

Обобщение педагогического опытаТема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения.»...