(Обобщение педагогического опыта) Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения.»
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
(Обобщение педагогического опыта)
Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения.»
Целевая аудитория: педагоги ДОУ
Содержание:
Введение.
Теоретическая часть
#1056;азвитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
2. Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
#1055;рактическая часть
Методика работы по формированию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр.
#1047;аключение.
Введение
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Одним из основных предметов в школе является математика.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Основная цель занятий математикой -дать ребенку ощущение уверенности в своих силах. В старшей и подготовительной группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр и игровых упражнений.
Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса.
Игра- естественный способ развития ребенка.
Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
В результате работы дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.
Актуальность исследования:
Требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.
В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.
Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время.
Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.
Цель: использование дидактических игр и игровых упражнений при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать общую характеристику содержания понятия формирование элементарных математических представлений.
3. Исследовать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
4. Разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр. Для решения поставленных задач были использованы методы:
- анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
-наблюдение,
-диагностика,
-математическая обработка данных.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.
Объект- элементарные математические представления у дошкольников. Предмет- дидактические игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Новизна опыта заключается в том, что в работе предлагается подробное исследование истории проблем этого вопроса и система работы в соответствии с современными требованиями.
Основополагающими принципами данного опыта являются: развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:
-учитываются особенности психики ребенка;
-учитываются общие особенности детей;
- воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;
- используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.(дидактические игры и упражнения, математические лэпбуки)
Предполагаемый конечный результат: использование дидактических игр и игровых упражнений способствует формированию элементарных математических представлений дошкольников.
Практическая значимость состоит в том, что была разработана система занятий с использованием дидактических игр по математическому развитию дошкольников.
Теоретическая часть
1.Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Дошкольники активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.
В основном образовательная деятельность носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения.
Образовательная деятельность предполагает различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности.
При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания и представления, использовать игровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.
Все полученные знания и умения подготавливают к усвоению детьми более сложных математических задач на следующей ступени развития. А это значит, что, формируя элементарные математические представления в детском саду, мы готовим ребенка к изучению математики в школе.
2. Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
По ФГОС ДОглавным принципом обучения является
игра. Именно через игру и проектную деятельность должно идти развитие
индивидуальности каждого ребёнка и формирование у него интереса к
познанию мира.
Согласно ФГОС ДО, обучающие игры позволяют решать
задачи различных образовательных областей. Дидактическая игра во многом
способствует развитию познавательного интереса у детей. Делают любой
учебный материал увлекательным, вызывают у детей глубокое
удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, облегчают процесс
усвоения знаний. Для детей дошкольного возраста дидактическая игра –
учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Игра -это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша.
Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения. Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
3. Все психологические новообразования берут начало в игре
4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
5. Игра важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
Во время образовательной деятельности и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры. Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
Практическая часть
1. Методика работы по формированию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр
Работу по развитию у детей элементарных математических представлений организую 2 раза в неделю. Она состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность на протяжении всего года увеличивается постепенно.
В структуре предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или " пальчиковая гимнастика ", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию.
Так же, математические дидактические игры и игровые упражнения планирую в утренний и вечерний промежуток времени,когда дети сами по личной инициативе выбирают понравившуюся игру или с подгруппой детей выполняем игровые упражнения специально запланированные воспитателем.
Дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления математических знаний. Дидактическую игру включаю как одно из средств реализации программных задач.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры- путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
-К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10(20), путем сравнивания равных и неравных групп предметов.
Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10(20)и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
-Вторая группа математических игр (игры путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются сказочными героями гномами в колпачках разного цвета. В дальнейшем, можно использовать следующие игры"Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
-В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве.
Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию.
При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы заинтересовать детей, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя.
Например, игра «Найди игрушку» Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели. Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.
В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям.
В этих играх у детей развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалку и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.Инициатива – это активность в начинании нового дела, вовлекая туда окружающих людей.
-Где проявляется инициатива ребёнка?
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и его интересам.
И задача каждого воспитателя – найти способы и средства, которые побуждают ребенка активно применять свои знания и умения, нацеливают на поиск новых творческих решений, т.е. поддерживают детскую инициативу.
И одним из таких средств, является лэпбук. Я использую в своей работе новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Так как дети очень любят сказки ,мы решили объединить лэпбуки сказочным сюжетом.
В сказке много привлекательного для ребёнка – и сюжет, и персонажи, и счастливый конец, которому он бывает очень рад. Слушая сказку, он хочет повлиять на события, помочь героям преодолеть преграды, соучаствовать в происходящем.
Эту особенность сказки можно использовать в дидактических целях, соединяя сказочные перипетии и проблемно – познавательные ситуации. Помогая сказочному герою, дошкольник вовлекается в решение задач на сообразительность, где необходимо применять математические знания.
Итак, учитывая интерес ребенка к игре и сказке, мы разработали ряд игровых упражнений и игр, объединенных в математические лэпбукипод общим названием: «Математические сказки».
Такое пособие учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети. Лэпбукпредназначен для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Результаты использования «лэпбука» в совместной деятельности.
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает «лэпбук» и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
3. Ребенок дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию– хорошая подготовка к обучению в школе.
4. «Лэпбук» хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.
В конце каждого учебного года провожу мониторинг познавательного развития .Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей моей группы, использовались следующие методы контроля:
- анализ деятельности детей на занятиях;
-анализ деятельности детей в процессе дидактических игр;
-анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.
По результатам обследования можно проследить, что наблюдается положительная динамика формирования познавательного развития у детей данной группы.
Заключение: Опыт работы показал, что использование дидактических игр и игровых упражнений на занятиях и в свободной деятельности детей благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей, что подтвердило нашу гипотезу. Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходима индивидуальная работа с каждым ребёнком. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Используемая литература:Асмолов А.Г. "Психология личности".- М.: Просвещение 1990г Веракса,Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С.Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, 5. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г. Водопьянов,Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, 3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И.Матусик. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Просвещение, Гальперин П.Я. " О методе формирования умственных действий". Годинай,Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста.- Москва Просвещение, Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, Данилова,В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. М.:Просвещение, Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, Дошкольное воспитание, 1969г. 9 стрДьяченко,О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? М.: Просвещение, Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г. стрЖитомирский,В. Г., Шеврин, Л. Н. Геометрия для малышей. - М.: Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". - Л.: 1990г. стрКаразану,В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н.Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, 5. Колесникова Е.В. Математика для детей 6 7 лет: Учебно-методичес-кое пособие к рабочей тетради«я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. М.: ТЦ Сфера, с.(математические ступеньки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для воспитателей ДОУ «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» ( из опыта работы)
« Без игры нет и не может быть полноценного умственнго развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ис...
Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры».
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ...
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» ( из опыта работы)
Цель: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач: 1-проанализировать психолого...
Статья на тему: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры
Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое оно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажиг...
Обобщение педагогического опыта работы в старшей группе на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры»
Формирование математических представлений у дошкольников через дидактические игры...
обобщение опыта работы "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры"
обобщнеие работы по математическому развитию...
Обобщение педагогического опыта Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения.»
Обобщение педагогического опытаТема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения.»...