Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе «Оренбуржье моё» вводная беседа о писателях Курманаевского района и чтение стихотворений Н.М. Щербанова
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Стыдова Ольга Николаевна

    Способствовать воспитанию патриотических чувств. 

Развивать у детей эмоциональное состояние, гордость за родные места, желание украшать и охранять свой край, гордиться его красотой

С чего начинается Родина?

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе «Оренбуржье моё» вводная беседа о писателях Курманаевского района и чтение стихотворений Н.М. Щербанова

Тема: «Писатели – классики в Оренбургском крае»

Цель: Воспитывать любовь к своей малой Родине, природе, чувство гордости, что я родился и живу в с. Курманаевка, за своих земляков, ответственности за все что, происходит в нашем крае.

Задачи: 

- Способствовать воспитанию патриотических чувств (нравственные чувства; гордости за свой район село в котором живём, любви к нему), эмоциональной отзывчивости.

- Расширить кругозор и представление детей через знакомство с писателями и поэтами нашего края; их произведениями.

-Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, связную, грамматически правильную диалогическую  речь,  память, воображение, логическое мышление, чуткость к поэтическому слову;

- Развивать творческие способности детей через участие в различных видах творческой деятельности.

-Развивать у детей эмоциональное состояние, гордость за родные места, желание украшать и охранять свой край, гордиться его красотой.

Ожидаемые результаты: развитие у воспитанников интереса к писателям и поэтам родного края; умения детей действовать самостоятельно; проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками; воспитание нравственных качеств; расширение и активизация словарного запаса.

Словарная работа: активный словарь: село Курманаевка, Родина, библиотека пассивный словарь: ковыль, славится.

Оборудование: Портрет писателя, стихотворение писателя, карандаши цветные, альбомные листы, карта Курманаевского района.

Ход беседы:

  1. Вводная часть.

Воспитатель приглашает детей встать в круг и взяться за руки.
- Ребята, я очень рада, что мы сегодня все вместе и у нас хорошее настроение. Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга. Почувствуйте тепло рук своего друга и улыбнитесь.

Сегодня мы  поговорим с вами о писателях и поэтах нашей малой Родины.

А вы знаете кто такие писатели и поэты, что такое Родина? С чего начинается Родина?

2. Основная часть. (20 минуты):

Воспитатель предлагает детям сесть на стулья.

Среди просторов нашей страны есть село, где мы с вами живём. (Как называется наше село? - выслушиваются ответы 2-3 детей) У большинства ребят в нашей группе с Курманаевка – это их малая родина. Здесь они родились, живут, ходят в детский сад.

А сейчас послушайте, ребята стихотворение Матусовского  Михаила Львовича. Как он описывает что такое Родина.

С чего начинается Родина?

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

Много разных районов находится в Оренбургской области  (показ карты Курманаевского района). Как же называется наш район? (Курманаевский) – выслушиваются ответы 2-3 детей)

Наш край очень богатый. Славится он людьми, проживающими на его территории.

Изучение их творчества – увлекательное и полезное занятие. Гордостью Курманаевского района являются его известные поэты и писатели: Ребята, а вы знаете, кто такой поэт? (человек, который пишет стихи). Воспитатель просит повторить 2-3 ребёнка.

А зачем люди пишут стихи? (чтобы рассказать о чем-то, описать это)

О чем люди пишут стихи? (природа, окружающий мир…)

ФИЗМИНУТКА: Разминка

Мы устали, засиделись,  (Одна рука вверх, другая вниз)

Нам размяться захотелось (Рывки руками, менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,  (Повороты корпусом)

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,  (Приседания)

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.   (Дети садятся на стульчики)

Ребята, я хочу познакомить вас с творчеством поэта Николая Михайловича Щербанова. Николай Михайлович Щербанов родился 3 января 1942 года в селе Васильевка Оренбургской области. Известный в Казахстане и России литературовед, фольклорист, член Союза писателей России, лауреат международной премии имени Валериана Правдухина, кавалер ордена «Қурмет», почётный работник образования и науки Республики Казахстан внёс неоценимый и колоссальный вклад в литературное краеведение. Николай Михайлович очень любил писать стихи. В конце своей жизни он вновь обращался к своим стихам, желая опубликовать многие из них. Его стихи пронизаны светом, искренностью, красотой.

И вот послушайте несколько его замечательных стихотворений.

«Вдруг в октябре»

Вдруг в октябре, наперекор

Неумолимому закону,

Сверкают дни,

Блестит простор

И небо ласково – бездонно.

Вновь торжествует синева,

Опять тревог с тобой не знаем.

Забыв обидные слова,

Как прежде, встречи назначаем.

И будто лето греет нас,

И мир опять горяч и молод…

И лишь из бездны милых глаз

Серебряный струится холод.

Николай Щербанов

Это звонкое утро сияющих сил

Принесло чудеса с первой стужей:

Кто-то добрый и мудрый в хрусталь превратил

Темную наледь кленовых кружев.

И во мне кто-то имя твое произнес

На веселом и легком наречьи…

И дарил! И сулил окаянный мороз

Позабытые первые встречи.

Март

С утра разгадываю тайну,

Что значат мартовские дни:

Зимы ль последнее страданье

Иль песня первая весны?

Еще зимою воздух дышит.

По-царски вербы серебрит,

А сердце вешний трепет слышит

И новой радостью болит.

Светлей наивная надежда,

Звени ручейная молва!

Твои глаза в просторе снежном

Поют весенние слова.

***

Когда на улице гроза,

Не бойтесь звуков заоконных –

Смелей впустите шум дождя

С его тревогою и звоном.

Пускай открытое окно

Забытым детством душу ранит,

Пускай мгновение одно

Нас целой вечностью одарит.

Вот такие замечательные стихи написал наш земляк Николай Щербанов.

Слушать стихи, конечно приятно, но вот стоит ли их учить наизусть? (Ответы детей)

Чем больше хороших стихотворений вы услышите и запомните в детстве, тем более ярче и выразительнее станет ваша речь. Окружающим будет всегда приятна беседа с доброжелательным и культурным человеком.

А культурный человек - это человек с хорошими манерами и богатой, образной речью.

Поэтому учить стихи не только нужно, а очень важно.

А сейчас ребята, давайте сядем за столы, и  каждый из вас нарисует кусочек своей малой Родины: дом, в котором живёте, или друзей, то место, которым вы дорожите, любите.

Итог занятия, выставка детских работ.

Приложение 1

Портрет писателя Н.М. Щербанов (03.01.1942-2011 г.г.)

https://sun9-71.userapi.com/impg/QPkgmFqdfxQzKDx3bVjwCMleT-G4jH90Os1_PA/T14dElDJnVM.jpg?size=1000x597&quality=96&sign=95b1520d9fa74c988b16a97d2c070155&type=album

Рисунок 1 – Писатель Оренбургской области Курманаевского района Н.М. Щербанов

https://pp.userapi.com/c631119/v631119175/20798/LVT6nvD21jU.jpg

Рисунок 2 – Карта Курманаевского района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода».

Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода».   Цель: Формировать представления о символике Нижнего Новгорода. Высказывать предп...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: "Неживая природа. Каменные украшения земли."

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Стихотворение С. Суровой «Виноград»"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Заучивание стихотворения С. Суровой "Виноград" "Задачи:Образовательные: формировать умение выразительно читать наиз...

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» Тема: «Дом Доброты»

Цель: Углублять представления детей о доброте, как неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлят...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе «Оренбуржье моё» – «Музыка народов Оренбуржья»

Через музыкальное наследие народов Оренбуржья  дети знакомятся с музыкальными традициями казахского, татарского  и  башкирского  народов....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе «Оренбуржье моё» – «Традиции татарских и башкирских народов Оренбуржья»

Наследие Оренбуржья расскрывает интерес к многонациональному многообразию  компонентов музыкальных инструментов у татарских и башкирских народов....