Составление рассказа по картинам по теме: «Женщина — мать глазами детей»
план-конспект занятия по развитию речи
Цель: способствовать формированию у детей доброго, внимательного, чуткого отношения к маме, развивать речевые навыки, научить составлять нерифмированное стихотворение-синквейн "Мама".
Задачи:
Коррекционно-образовательные: учить способу составления нерифмированного стихотворения-синквейна с опорой на графическую схему; расширять и активизировать словарь прилагательных, глаголов; продолжать упражнять в использовании в речи местоимений мою, моя; закреплять умение отвечать на вопросы; продолжать знакомить с пословицами и поговорками о маме; упражнять детей составлять рассказ о маме по опорной схеме.
Коррекционно-развивающие: развивать внимание, образные представления, речемыслительную деятельность, мелкую ручную моторику. развивать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме; развивать выразительность речи, логическое мышление, воображение, память.
Коррекционно-воспитательные:, воспитывать у детей чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку-маме, желание ей помочь, уважение к маме.
Материал и оборудование: Картина по теме «Женщина - мать глазами детей», иллюстрации на мультимедийном проекторе, мяч, атрибуты для инсценировки стихов, игрушечный микрофон, дидактический материал (солнышко с лучиками, тучки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_rasskaza_po_kartinam_po_teme.docx | 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление рассказа по картинам по теме: «Женщина — мать глазами детей»
Тема: Составление рассказа по картинам по теме «Женщина - мать глазами детей». (Метод Синквейн)
Цель: способствовать формированию у детей доброго, внимательного, чуткого отношения к маме, развивать речевые навыки, научить составлять нерифмированное стихотворение-синквейн "Мама".
Задачи:
Коррекционно-образовательные: учить способу составления нерифмированного стихотворения-синквейна с опорой на графическую схему; расширять и активизировать словарь прилагательных, глаголов; продолжать упражнять в использовании в речи местоимений мою, моя; закреплять умение отвечать на вопросы; продолжать знакомить с пословицами и поговорками о маме; упражнять детей составлять рассказ о маме по опорной схеме.
Коррекционно-развивающие: развивать внимание, образные представления, речемыслительную деятельность, мелкую ручную моторику. развивать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме; развивать выразительность речи, логическое мышление, воображение, память.
Коррекционно-воспитательные:, воспитывать у детей чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку-маме, желание ей помочь, уважение к маме.
Материал и оборудование: Картина по теме «Женщина - мать глазами детей», иллюстрации на мультимедийном проекторе, мяч, атрибуты для инсценировки стихов, игрушечный микрофон, дидактический материал (солнышко с лучиками, тучки).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Вводная часть
Приветствие.
Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей! Давайте поприветствуем всех. (Доброе утро!)
А наше занятие начнем с передачи искорки добра и любви друг другу.
Передаем искорку.
Теперь каждый из нас стал чуточку добрей.
Ребята, давайте представим, что нас пригласили в телевизионную студию на детскую передачу «Женщина - мать глазами детей».
Хотите быть участниками этой передачи?
А кем буду я?
Дети: Телеведущей.
А кто в зале?
Дети: Телезрители.
Участники передачи, займите, пожалуйста, свои места.
Приготовились?
Начали!
- Добрый день, дорогие телезрители! Сегодня в нашей студии дети подготовительной группы «Непоседы», которые посещают детский сад МАОУ "Прогимназия г. Благовещенска". Они пришли на передачу, чтобы поговорить о.....!!!
А вот о чем мы будем говорить сегодня, догадайтесь сами прослушав стихотворение.
Ребенок читает стихотворение.
Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо
Это слово вечное, ласковое — …
(мама)-слово написано на доске
2.Сообщение темы и цели занятия.
3.Основна часть.
Самое лучшее слово на свете «МАМА!" (дети читают слово).
(на мультимедийном проекторе появляется первый слайд презентации - картинка мамы и на ней написана тема занятия)
- Произнесите слово «мама».
-Кого и что представили?
- Подберите синонимы к слову «мама».
Мама | Родина |
Матушка | Земля |
Маменька | Сторонушка |
Мать | Родительница |
Мамочка |
|
- Слово «мать» не однозначное, им мы называем не только свою родную маму, но и Родину - страну, где мы проживаем; сторону, где родились; землю, на которой трудимся, которая нас кормит.
Слова «мама», «мать» - одни из самых древних на Земле и звучат почти одинаково на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Мать учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится и оберегает нас.
Когда-то на Руси маму принято было называть уважительно и ласково «Матушка» . Правда, красивое слово? Давайте и мы, ребята, его повторим и запомним. Дети повторяют за воспитателем.
Как еще ласково можно назвать маму?
Дети: Мамочка, мамуля, маменька, мамуся….
Молодцы! Вот сколько ласковых слов вы знаете о мамах.
Мама самый близкий и дорогой для каждого человек. Она как солнышко, согревает нас своим теплом. И к нам в группу тоже заглянуло солнышко, только взгляните оно без лучиков, но это не беда.
Я предлагаю сказать в микрофон красивые слова о маме. Какая она?
Мы будем придумывать красивые слова о мамах и у солнышка будут появляться лучики.
Д/и «Собери солнышко» (дети называют красивые слова про мам, на каждое новое слово выставляется лучик)
Дети: Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная, …
Воспитатель: Молодцы дети, вы сказали много чудесных слов о своих мамах.
Составление описательного рассказа «Моя мама».
Вы принесли фотографии своих мам. Я приглашаю вас поиграть в игру (с мячом)
Вы встанете в круг и будете передавать мяч друг другу, в это время будет звучать бубен, как только бубен замолчит, тот , у кого мяч расскажет о своей маме по плану:
Как зовут маму?
Где она работает?
Любит ли свою работу?
Важен ли ее труд?
Устает ли она на работе, дома?
Чем она любит заниматься дома?
Как вы играете с мамой?
Как помогаете ей?
Рассказывание из личного опыта (3-4 детей)
Например: «Мою маму зовут Наталья Анатольевна. Моя мама врач. Она работает в поликлинике, лечит людей. Ее труд очень важен-здоровье людей.».
-Молодцы! Как хорошо рассказали о своих мамах.
-Посмотрите, какое лучистое солнышко у нас получилось.
Наши мамы очень трудолюбивые. И сейчас дети нам немного расскажут об этом в стихах. (дети декламируют стихи с соответствующими атрибутами)
«МАМИНЫ ПРОФЕССИИ»
Тёплые вещи быстро и тихо
Шьёт для детишек мама-портниха
Доит корову с утра спозаранку
В чистом загоне мама-доярка
Зубки больные без всяких уколов
Вылечит мама – врач-стоматолог
В детском саду очень много занятий
Мама там няня и воспитатель
В школе не меньше занятий. Смотрите:
Ставит оценки мама- учитель.
Из корешочка растить не устанет
Чудо-растение мама-ботаник.
Пишет в газеты статьи и записки
Мама-писатель и журналистка.
Вкусной колбаски достала с витрины
Мама, она- продавец магазина.
Плюшки и булочки кушать спешите!
Их испекла нам мама-кондитер.
Из самолёта прыгает с риском
Смелая мама-парашютистка.
Вот было бы здорово, если бы все дети научились беречь своих мам, помогать им.
Воспитатель: Сейчас в нашей передаче рекламная пауза.
Я предлагаю немного отдохнуть и показать, какие вы мамины помощники.
4.Физминутка «Мамины помощники» (имитация движений):
-Дружно маме помогаем
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полоскаем, выжимаем.
Подметаем все кругом,
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери шире открываем.
Маму крепко обнимаем!
Воспитатель: Молодцы, дети!
А сейчас попрошу участников передачи вернуться на свои места в «телестудию». Мы продолжаем наше занятие.
Сейчас нам понадобятся знания, которые мы только что повторили, изучили, так как нам предстоит научимся составлять синквейн со словом "Мама".
Ребята, а вы знаете, что такое синквейн?
Синквейн - представляет собой нерифмованное составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам.
На первой строчке слово «мама»
На второй строчке нужно подобрать 2 слова прилагательные ("Какая мама?")
(Игра «Какая мама?»
(с мячом). Дети встают в круг. Конечно, вы все очень любите своих мам. Давайте скажем о маме все хорошие слова. Каждый из вас назовет по одному слову, но, не повторяя уже сказанное. (ласковая, добрая, нежная, трудолюбивая, умная, красивая, единственная, родная и т. д.)
На третьей строчке подбираем 3 слова - действия ( " Что умеет делать мама?")
(Мамы у нас не только красивые, добрые, заботливые, но еще и очень трудолюбивые,как мы уже сказали. И сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Что умеет делать мама?» (с мячом). Дети встают в круг. Воспитатель называет существительное и бросает мяч. Ребенок, поймавший мяч, подбирает к существительному подходящий по смыслу глагол (например :мама борщ на кухне (что делает?)варит, мама сказку перед сном (что делает?) читает и т. д.).
Четвертая строчка: Составляем предложение из 4 слов о маме.
Дети составляют предложение о маме.
Пятая строчка: А теперь ребята ,скажите что для каждого из вас значит мама?( родитель, домохозяйка, родной человек и т.д.)
Давайте вместе прочитаем получившийся синквейн!
Понравилось вам создавать синквейны?
Пример синквейна:
одно существительное | мама (матушка, мать) |
два прилагательных | милая, дорогая |
три глагола | помогает, лечит,купает |
одно предложение из 4-5 слов | мама – главный человек в жизни. |
слово-вывод | люблю! |
Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о маме.
Дети рассказывают пословицы.
- При солнышке тепло, при матушке добро.
- Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
- Птица рада весне, а младенец матери.
- Материнская ласка не знает конца.
- Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
Воспитатель: Молодцы, дети, много пословиц про маму знаете.
Сегодня мы выучим пословицу со словом « матушка» .
"Нет лучше дружка, чем родная матушка".
Как вы понимаете эти слова? (высказывания детей).
Заучивание пословицы детьми.
5.Итог.
Время нашей передачи закончилось.
Мы с вами очень хорошо сегодня потрудились.
Давайте вспомним, чем интересным сегодня занимались?
Что нового узнали? (высказывания детей).
Какую пословицу о мамах выучили? (дети проговаривают).
Понравилась ли вам наша передача?(ответы детей)
Я благодарю вас, дети, за участие в телепередаче «Женщина - мать глазами детей."
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по развитию речи: «Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» для детей средней группы.
Конспект занятия по развитию речи: «Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» для детей средней группы....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Составление рассказа по картине «Ежи» в старшей группе для детей с нарушениями речи с 5-6 лет (компенсирующей)"
В данном конспекте раскрываются цели, задачи, методы и приемы обучения детей составлению рассказа по картине, определена логика образовательной деятельности...
Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»» для детей средней группы
Дети в игровой форме расширяют и закрепляют знания о зимних предметах одежды,учатся пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказов по картинам на тему профессии".
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказов по картинам на тему профессии" ...
Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные»
Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные»Задачи: -связная речь: учить составлять рассказ по одной из картин; придумывать предшествовавшие и послед...
Открытый урок в средней группе по развитию речи.Составление рассказа по картине на тему "Зимние забавы"
Учимся составлять рассказ по картине...
Конспект НОД по речевому развитию детей дошкольного возраста в подготовительной группе «Составление рассказа по картинам по теме «Женщина – мать глазами детей» (метод Синквейн)»
Конспект НОД по речевому развитиюдетей дошкольного возраста в подготовительной группе «Составление рассказа по картинам по теме «Женщина – мать глазами детей» (метод...