Составление рассказа по картинам по теме: «Женщина — мать глазами детей»
план-конспект занятия по развитию речи

Исмагилова Светлана Викторовна
 

Цель: способствовать формированию у детей доброго, внимательного, чуткого отношения к маме, развивать речевые навыки, научить составлять нерифмированное стихотворение-синквейн "Мама".

Задачи:

Коррекционно-образовательные: учить способу составления нерифмированного стихотворения-синквейна с опорой на графическую схемурасширять и активизировать словарь прилагательных, глаголов; продолжать упражнять в использовании в речи местоимений мою, моя; закреплять умение отвечать на вопросы; продолжать знакомить с пословицами и поговорками о маме; упражнять детей составлять рассказ о маме по опорной схеме.

Коррекционно-развивающие: развивать внимание, образные представления, речемыслительную деятельность, мелкую ручную моторику. развивать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме; развивать выразительность речи, логическое мышление, воображение, память.

Коррекционно-воспитательные:, воспитывать у детей чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку-маме, желание ей помочь, уважение к маме.

Материал и оборудование: Картина по теме «Женщина - мать глазами детей», иллюстрации на мультимедийном проекторе, мяч, атрибуты для инсценировки стихов, игрушечный микрофон, дидактический материал (солнышко с лучиками, тучки).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_kartinam_po_teme.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Составление рассказа по картинам по теме: «Женщина — мать глазами детей»

Тема: Составление рассказа по картинам по теме «Женщина - мать глазами детей». (Метод Синквейн)

 

Цель: способствовать формированию у детей доброго, внимательного, чуткого отношения к маме, развивать речевые навыки, научить составлять нерифмированное стихотворение-синквейн "Мама".

Задачи:

Коррекционно-образовательные: учить способу составления нерифмированного стихотворения-синквейна с опорой на графическую схемурасширять и активизировать словарь прилагательных, глаголов; продолжать упражнять в использовании в речи местоимений мою, моя; закреплять умение отвечать на вопросы; продолжать знакомить с пословицами и поговорками о маме; упражнять детей составлять рассказ о маме по опорной схеме.

Коррекционно-развивающие: развивать внимание, образные представления, речемыслительную деятельность, мелкую ручную моторику. развивать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме; развивать выразительность речи, логическое мышление, воображение, память.

Коррекционно-воспитательные:, воспитывать у детей чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку-маме, желание ей помочь, уважение к маме.

Материал и оборудование: Картина по теме «Женщина - мать глазами детей», иллюстрации на мультимедийном проекторе, мяч, атрибуты для инсценировки стихов, игрушечный микрофон, дидактический материал (солнышко с лучиками, тучки).

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Вводная часть

Приветствие.

Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей! Давайте поприветствуем всех. (Доброе утро!)

А наше занятие начнем с передачи искорки добра и любви друг другу.

Передаем искорку.

 

 

 

Теперь каждый из нас стал чуточку добрей.

 

Ребята, давайте представим, что нас пригласили в телевизионную студию на детскую передачу «Женщина - мать глазами детей».

Хотите быть участниками этой передачи?

А кем буду я?

Дети: Телеведущей.

А кто в зале?

Дети: Телезрители.

Участники передачи, займите, пожалуйста, свои места.

Приготовились?

Начали!

- Добрый день, дорогие телезрители! Сегодня в нашей студии дети подготовительной группы «Непоседы», которые посещают детский сад МАОУ "Прогимназия г. Благовещенска". Они пришли на передачу, чтобы поговорить о.....!!!

А вот о чем мы будем говорить сегодня, догадайтесь сами прослушав стихотворение.

Ребенок читает стихотворение.

Слово это тёплое сердце согревает,

И без слова этого жизни не бывает.

Утром, днём и вечером я твержу упрямо

Это слово вечное, ласковое — …

(мама)-слово написано на доске

 

2.Сообщение темы и цели занятия.

3.Основна часть.

 

Самое лучшее слово на свете «МАМА!" (дети читают слово).

(на мультимедийном проекторе появляется первый слайд презентации - картинка мамы и на ней написана тема занятия)

 

- Произнесите слово «мама».

-Кого и что представили?

 

- Подберите синонимы к слову «мама».

Мама

Родина

Матушка

Земля

Маменька

Сторонушка

Мать

Родительница

Мамочка

 

- Слово «мать» не однозначное, им мы называем не только свою родную маму, но и Родину - страну, где мы проживаем; сторону, где родились; землю, на которой трудимся, которая нас кормит.

 

Слова «мама», «мать» - одни из самых древних на Земле и звучат почти одинаково на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Мать учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится и оберегает нас.

 

Когда-то на Руси маму принято было называть уважительно и ласково «Матушка» . Правда, красивое слово? Давайте и мы, ребята, его повторим и запомним. Дети повторяют за воспитателем.

 

Как еще ласково можно назвать маму?

Дети: Мамочка, мамуля, маменька, мамуся….

 

Молодцы! Вот сколько ласковых слов вы знаете о мамах.

 

Мама самый близкий и дорогой для каждого человек. Она как солнышко, согревает нас своим теплом. И к нам в группу тоже заглянуло солнышко, только взгляните оно без лучиков, но это не беда.

Я предлагаю сказать в микрофон красивые слова о маме. Какая она?

Мы будем придумывать красивые слова о мамах и у солнышка будут появляться лучики.

Д/и «Собери солнышко» (дети называют красивые слова про мам, на каждое новое слово выставляется лучик)

Дети: Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная, …
Воспитатель: Молодцы дети, вы сказали много чудесных слов о своих мамах.

Составление описательного рассказа «Моя мама».

 

Вы принесли фотографии своих мам. Я приглашаю вас поиграть в игру (с мячом)

Вы встанете в круг и будете передавать мяч друг другу, в это время будет звучать бубен, как только бубен замолчит, тот , у кого мяч расскажет о своей маме по плану:

Как зовут маму?

Где она работает?

Любит ли свою работу?

Важен ли ее труд?

Устает ли она на работе, дома?

Чем она любит заниматься дома?

Как вы играете с мамой?

Как помогаете ей?

Рассказывание из личного опыта (3-4 детей)

 

Например: «Мою маму зовут Наталья Анатольевна. Моя мама врач. Она работает в поликлинике, лечит людей. Ее труд очень важен-здоровье людей.».

-Молодцы! Как хорошо рассказали о своих мамах.

-Посмотрите, какое лучистое солнышко у нас получилось.

Наши мамы очень трудолюбивые. И сейчас дети нам немного расскажут об этом в стихах. (дети декламируют стихи с соответствующими атрибутами)

«МАМИНЫ ПРОФЕССИИ»

 

Тёплые вещи быстро и тихо

Шьёт для детишек мама-портниха

 

Доит корову с утра спозаранку

В чистом загоне мама-доярка

 

Зубки больные без всяких уколов

Вылечит мама – врач-стоматолог

 

В детском саду очень много занятий

Мама там няня и воспитатель

 

В школе не меньше занятий. Смотрите:

Ставит оценки мама- учитель.

 

Из корешочка растить не устанет

Чудо-растение мама-ботаник.

 

Пишет в газеты статьи и записки

Мама-писатель и журналистка.

 

Вкусной колбаски достала с витрины

Мама, она- продавец магазина.

 

Плюшки и булочки кушать спешите!

Их испекла нам мама-кондитер.

 

Из самолёта прыгает с риском

Смелая мама-парашютистка.

Вот было бы здорово, если бы все дети научились беречь своих мам, помогать им.

Воспитатель: Сейчас в нашей передаче рекламная пауза.

Я предлагаю немного отдохнуть и показать, какие вы мамины помощники.

 

4.Физминутка «Мамины помощники» (имитация движений):

-Дружно маме помогаем

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полоскаем, выжимаем.

Подметаем все кругом,

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери шире открываем.

Маму крепко обнимаем!

Воспитатель: Молодцы, дети!

 

А сейчас попрошу участников передачи вернуться на свои места в «телестудию». Мы продолжаем наше занятие.

Сейчас нам понадобятся знания, которые мы только что повторили, изучили, так как нам предстоит научимся составлять синквейн со словом "Мама".

 

Ребята, а вы знаете, что такое синквейн?

Синквейн - представляет собой нерифмованное составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам.

 

На первой строчке слово «мама»

 

На второй строчке нужно подобрать 2 слова прилагательные ("Какая мама?")

(Игра «Какая мама?»

(с мячом). Дети встают в круг. Конечно, вы все очень любите своих мам. Давайте скажем о маме все хорошие слова. Каждый из вас назовет по одному слову, но, не повторяя уже сказанное. (ласковая, добрая, нежная, трудолюбивая, умная, красивая, единственная, родная и т. д.)

На третьей строчке подбираем 3 слова - действия ( " Что умеет делать мама?")

(Мамы у нас не только красивые, добрые, заботливые, но еще и очень трудолюбивые,как мы уже сказали. И сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Что умеет делать мама?» (с мячом). Дети встают в круг. Воспитатель называет существительное и бросает мяч. Ребенок, поймавший мяч, подбирает к существительному подходящий по смыслу глагол (например :мама борщ на кухне (что делает?)варит, мама сказку перед сном (что делает?) читает и т. д.).

 

Четвертая строчка: Составляем предложение из 4 слов о маме.

Дети составляют предложение о маме.

 

Пятая строчка: А теперь ребята ,скажите что для каждого из вас значит мама?( родитель, домохозяйка, родной человек и т.д.)

 

 

 

 

Давайте вместе прочитаем получившийся синквейн!

Понравилось вам создавать синквейны?

Пример синквейна:

одно существительное

мама (матушка, мать)

два прилагательных

милая, дорогая

три глагола

помогает, лечит,купает

одно предложение из 4-5 слов

мама – главный человек в жизни.

слово-вывод

люблю!

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о маме.

Дети рассказывают пословицы.

  • При солнышке тепло, при матушке добро.
  • Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
  • Птица рада весне, а младенец матери.
  • Материнская ласка не знает конца.
  • Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

Воспитатель: Молодцы, дети, много пословиц про маму знаете.

Сегодня мы выучим пословицу со словом « матушка» .

"Нет лучше дружка, чем родная матушка".

Как вы понимаете эти слова? (высказывания детей).

Заучивание пословицы детьми.

 

5.Итог.

Время нашей передачи закончилось.

Мы с вами очень хорошо сегодня потрудились.

Давайте вспомним, чем интересным сегодня занимались?

Что нового узнали? (высказывания детей).

Какую пословицу о мамах выучили? (дети проговаривают).

Понравилась ли вам наша передача?(ответы детей)

Я благодарю вас, дети, за участие в телепередаче «Женщина - мать глазами детей."

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по развитию речи: «Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» для детей средней группы.

Конспект занятия по развитию речи: «Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» для детей средней группы....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Составление рассказа по картине «Ежи» в старшей группе для детей с нарушениями речи с 5-6 лет (компенсирующей)"

В данном конспекте раскрываются цели, задачи, методы и приемы обучения детей составлению рассказа по картине, определена логика образовательной деятельности...

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»» для детей средней группы

Дети в игровой форме расширяют и закрепляют знания о зимних предметах одежды,учатся пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказов по картинам на тему профессии".

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказов по картинам на тему профессии" ...

Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные»

Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные»Задачи:    -связная речь: учить составлять рассказ по одной из картин; придумывать предшествовавшие и послед...

Конспект НОД по речевому развитию детей дошкольного возраста в подготовительной группе «Составление рассказа по картинам по теме «Женщина – мать глазами детей» (метод Синквейн)»

Конспект НОД по речевому развитиюдетей дошкольного возраста  в подготовительной группе «Составление рассказа по картинам по теме «Женщина – мать глазами детей» (метод...