Формирование слоговой структуры слова у младших дошкольников.
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Рахматулина Наталия Алексеевна

Формирование слоговой структуры слова начинается с развития у ребёнка речеслухового восприятия и слухоречевой памяти; развития понимания устной речи и чувства ритма (восприятие и воспроизведение ритма без акцента и с акцентом).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slogovaya_struktura_4_goda.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование слоговой структуры слова у младших дошкольников»

Памятка для родителей

     Речевое развитие ребёнка протекает постепенно в процессе онтогенеза. У ребёнка формируются произносительная, лексическая и грамматическая стороны речи. Иногда родители начинают замечать, что речь ребёнка не такая как у детей, его окружающих. В одних случаях ребёнок не может проговаривать даже слова, состоящие из двух-трёх слогов, не повторяет их и не произносит самостоятельно. В других – проговаривая длинное слово, пропускает звуки и слоги или путается с их правильным произнесением в слове. В таком случае специалисты часто говорят, что это недостатки речевого развития, которые определяются как нарушение слоговой структуры слова и отмечаются у детей с недоразвитием речи. Создание определённой речевой среды в семье является необходимым условием успешности речевого развития ребёнка. Важнейшим стимулом в речевом развитии ребёнка является его общение со взрослым. При общении с близким взрослым возникает повышенная мотивация к речевому взаимодействию. В состоянии эмоционального возбуждения у ребёнка возникает потребность в речевом подражании и в дальнейшем в активной речи, а, следовательно, всё это стимулирует речевое развитие ребёнка.    

     Ребёнок с нормой речевого развития к 3-м годам овладевает умениями воспроизводить определённое количество слогов в слове, правильно употреблять ударение в слове, воспроизводить звуковой состав слова. Если ребёнок раннего возраста (до 3-х лет) говорит очень невнятно, искажает слова, часто до неузнаваемости, так, что их могут понять только близкие лица, и располагает очень бедным запасом слов, то это указывает на задержку речевого развития. Как правило, эти дети почти не повторяют за взрослым слова, т.е. им не доступно речевое подражание. Они с трудом овладевают ритмико-мелодической стороной слова, поэтому у них не формируется способность послогового воспроизведения слова. Очень важно  родителям во время обратиться к специалистам за помощью. Прежде всего к логопеду, а в случае необходимости к детскому неврологу.

     Формирование слоговой структуры слова начинается с развития у ребёнка речеслухового восприятия и слухоречевой памяти; развития понимания устной речи и чувства ритма (восприятие и воспроизведение ритма без акцента и с акцентом).

  1. Играйте с ребёнком в неречевые игры:

Упражнение 1. Предложите ребёнку хлопнуть столько раз, сколько выставлено игрушек или сколько показано пальцев.

Упражнение 2. Предложите ребёнку повторить ритмический рисунок (сначала простой, затем более сложный) за взрослым. Ритм может отстукиваться или отхлопываться. При воспроизведении ритма можно использовать музыкальные инструменты.

Упражнение 3. Маршировка, бег, выполнение простых движений под музыку различного темпа.

  1. Учите ребёнка на слух различать длинные и короткие слова.

Упражнение 1. Назовите два слова (мак, малина) и предложите ребёнку определить, какое из этих слов длиннее (звучит дольше), а какое короче (звучит меньше). Затем показать

Упражнение 2. Предложите ребёнку сравнить слова «карандаш» и «карандашик». Определить какое из этих слов короче и почему.

Упражнение 3. Предложите ребёнку показать длинную полоску, когда он услышит длинное  слово (машина, учительница, библиотекарь)  и короткую полоску, когда услышит короткое слово (кит, дыня, ком).

  1. Развивайте у ребёнка чувство ритма – это в дальнейшем благоприятно отразится  на способности правильно делить слова на слоги.

Упражнение 1. Предложите ребёнку прохлопать ритмический рисунок слова (хлопок на каждый слог слова). Сначала предлагаются односложные слова (кот, дом), затем двух- и трёхсложные (ры-ба, сте-на, мыш-ка, у-ли-ца, ру-баш-ка).

Упражнение 2. Предложите ребёнку произнести слово «от лица робота». Слово произносится по слогам (ра-бо-та), и на каждый слог выполняется движение, имитирующее робота. Движения должны совпадать с моментом произнесения очередного слога.

  1. Обучайте ребёнка правильному произношению и делению слов на слоги сначала двусложных (ва-та, мы-ло), потом трёхсложных(са-по-ги, ко-ло-бок, ши-пов-ник), четырёхсложных(ви-та-ми-ны) и многосложных слов (необходимо проговаривать многосложные слова типа ми-ли-ци-о-нер, ав-то-мо-би-лист по слогам).

Упражнение 1. «Прошагай слово» На полу лежат «листы клёна» («камушки», «облака», «цветы» и т.п.), вырезанные из цветной бумаги. При произнесении слов на каждый слог делается шаг. Если слово разделено на слоги неверно, ребёнок возвращается на исходную позицию.

  1. Предложите ребёнку отражённо, а затем и самостоятельно назвать слоги, слова различной слоговой структуры (используйте красочный дидактический материал).

Упражнение 1. «Поднимись по лесенке» Необходимо, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной (или нарисованной) лесенки. Слова могут быть предложены устно или изображены на картинке.

Упражнение 2. «Магазин»  Играющим раздаются «деньги» - карточки с нарисованными точками (одной, двумя, тремя, четырьмя). У ведущего (взрослого) на столе разложены картинки с изображением товаров или предметы. Ребёнок «покупает» товар так, чтобы в его названии было столько слогов, сколько точек на карточке. Игра продолжается, пока игроки не потратят все «деньги».
(Например: Продукты: масло, сыр, помидоры, молоко…
Школьные принадлежности: тетрадь, линейка, клей, учебники…
Игрушки: мишка, кубики, мяч, Буратино… )

  1. Развивайте умение ребёнка производить звуковой анализ и синтез (игры «Выдели первый звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Эхо», «Угадай начало слова»); учите ребёнка подбирать слова с заданным количеством слогов.
  2. Расширяйте словарный запас ребёнка

Упражнение 1. Обогащайте словарь ребёнка по лексическим темам: «Овощи», «Одежда», «Транспорт», «Профессии» и др.

Упражнение 2. Поиграйте с ребёнком в игру «Скажи наоборот». Взрослый называет слово (например: злой), а ребёнок подбирает слово противоположное по значению (добрый).

Упражнение 3. Объясняйте ребёнку значение новых, непонятных для него слов и выражений. Отождествляйте незнакомые понятия с какими-либо уже знакомыми ребёнку словами или явлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников

Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте....

реферата: «Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольников с ОНР»

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольников с ОНР...

«Формирование слоговой структуры слова у младших дошкольников»

Вниманию родителей представлен подбор игр и упражнений на формирование слоговой структуры слова у детей 3-4 лет...

Картотека игр по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников

Материал будет интересен логопедам и воспитателям групп компенсирующей направленности...

Системно-деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Сообщение на тему"Системно- деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"...

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР

Статья об особенностях нарушения слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР, методах и приемах формирования слоговой структуры....

Системно-деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с речевыми нарушениями

Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепе...