Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР
статья по логопедии (старшая группа)
Статья об особенностях нарушения слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР, методах и приемах формирования слоговой структуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал предназначен логопедам и педагогам коррекционного образования | 33.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №114 «Чебурашка»
Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР
Подготовила:
учитель-логопед
I квалификационной категории
Ерошенко Е. А.
2018 г.
Коррекция слоговой структуры слова- одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.
Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.
Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.
Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
Исследованиями в этой области занимались такие учёные как А. А. Леонтьев, А. Л. Трахтеров, И. А. Зимняя, Н. И. Жинкин, Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина, К.Т. Тарасова и др.
Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что фонопросодический компонент, как и другие, обладает собственной структурой. Гармония, ритм и лад, вероятно, выступают как его фоновые компоненты, длительность и соразмерность являются просодическими составляющими. В реализации слоговой структуры слова участвуют все перечисленные составляющие фонопросодического компонента.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структуры слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка, а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации. (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина). Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
Рассмотрение пространственного фактора в качестве одной из предпосылок становления слоговой структуры слова обосновано исследованиями в области психолингвистики, философии, психологии, нейропсихологии и др.
Недостаточность пространственных представлений непосредственно проецируется на восприятие и воспроизведение последовательностей элементов слова.
Ориентировку в пространстве большинство исследователей понимают, как способность человека определять своё местоположение и положение других объектов в пространстве, дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нём.
Для ребёнка дошкольного возраста специфическим способом отображения и изменения окружающего пространства являются продуктивные виды деятельности:рисование и конструирование.
Любой серийной двигательной программе присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается.
Таким образом, успешность восприятия и проговаривания слоговой структуры слова детерминирована рядом факторов, а именно, определённым
уровнем сформированности оптико-пространственной ориентации, возможности динамической и ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации.
Особенности нарушений слоговой структуры слова
у дошкольников с ОНР
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольников с ОНР, в том числе, с дизартрией одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произнесении слов различного слогового состава. Диапазон нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произнесения слов до грубых нарушений при повторении ребенком двух – и трехсложных слов без стечений согласных даже с опорой на наглядность. Искажения слогового состава слова признаны ведущим и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта у детей с ОНР.
В отечественной литературе наиболее широко представлено исследование слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи.
А.К.Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.
Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:
1) ударностью,
2) количеством слогов,
3) линейной последовательностью слогов,
4) моделью самого слога.
Логопед должен знать, как усложняется структура слов, и обследовать тринадцать классов(четырнадцать типов) слоговых структур, которые являются наиболее частотными. Цель этого обследования – не только определить те слоговые классы, которые сформированы у ребёнка, но и выявить те, которые необходимо сформировать. Логопеду также необходимо определить тип нарушения слоговой структуры слова. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры до грубых нарушений.
Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова.
1. Нарушения количества слогов:
а) Элизии – сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).
Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» - луна), в его середине («гуница» - гусеница), слово может не договариваться до конца («капу» - капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» - каша, «пи» - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными («пувица» - пуговица):
- опускание слогообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется («просоник» – поросёнок; «сахрница» - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.
б) Итерации:
- увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тырава»– трава, «центар» - центр, «литар» - литр). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчленённым его произношением, представляющем собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» - дирижабль).
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов в слове («деворе» - дерево);
- перестановка звуков соседних слогов («пасаги» - сапоги, «гебемот»– бегемо, «мотолок» - молоток). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.
3. Искажение структуры отдельного слога:
- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» - капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («тул» – стул, «пать» - спать).
Данный дефект Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина выделяют как самый распространённый при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.
- вставка согласных в слог («лимонт» - лимон).
4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («ядоды» - ягоды, «пипитан» - капитан; «вевесипед» - велосипед).
5. Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное (несудорожное) застревание на одном слоге в слове («пананама» - панама; «блиблитекарь» - библиотекарь).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.
6. Контаминации – соединения частей двух слов («бабаня» - баба Аня, «холодильница» - холодильник и хлебница).
Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонетических) и моторных (артикуляционных) возможностей ребенка. Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствуют о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.
Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется ещё и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.
Традиционно при исследовании слоговой структуры слова анализируются возможности воспроизведения слоговой структуры слов разной структуры по А.К.Марковой (статья «Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией» в журнале «Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи»/Под. ред. Р. Е. Левиной. – М., 1961. – С. 59-70), которая выделяет 13 классов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
За 4 года работы с детьми с ОНР я выявила, что структура речевого дефекта неоднородна. Опыт работы с детьми с ОНР позволил мне выделить ряд общих закономерностей.
Наиболее выразительным показателем является нарушение ритмической организации слова. Пониженная наблюдательность, неумение вслушиваться в инструкцию, плохая переключаемость сказываются на протекании двигательных актов. Дети не улавливают ритм и не могут воспроизвести предложенный ритмический рисунок выстукиванием, похлопыванием. Также, у детей с ОНР нарушена мелкая и крупная моторика, координация движений, ориентировка в пространстве.
Я заметила, что нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР длительное время, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с малознакомым словом, с его новой звуко-слоговой структурой. Даже при наличии правильного произношения отдельных звуков слоговая структура, состоящая из этих звуков, воспроизводится ребенком искаженно.
Анализируя собственный опыт, научно-методическую литературу и онтогенез речи («слоговая структура является более ранним образованием, чем фонематическая функция языка» - Р.Е. Левина), я более глубоко изучила взаимосвязь слоговой структуры с формированием всех компонентов речи и особое место в процессе коррекционного воздействия стала уделять нарушению слоговой структуры слова.
Выделила цель:
сформировать слоговую структуру слова у детей с ОНР
Задачи:
1. формировать пространственную ориентировку в пространстве;
2. развивать слуховое восприятие, фонематический слух;
3. развивать восприятие ритмических структур и их воспроизведение;
4. формировать воспроизведение слоговой структуры в цепочках слогов, словах, предложениях, текстах, самостоятельной речи.
В коррекционной работе стала использовать следующие методы и приёмы:
Упражнения на развитие пространственной ориентации:
«Далеко – близко», «Высоко, низко, глубоко»
Графические диктанты, Кинезиологические упражнения
Упражнения и дидактические игры на развитие фонематического слуха:
«Угадай инструмент», «Что шумит?», «Телефон», «Скажи парами»
Упражнения на формирование слогового анализа и синтеза:
«Весёлый паровозик», «Телеграфист», «Я начну, а ты закончи», «Угадай слово»
Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным)
Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание карандашом, использование музыкальных инструментов.
«Хлопай как я», «Повтори ритм», Логоритмические упражнения
Закрепление навыков точного воспроизведения слогов, слов:
«Повтори цепочку»
Отраженное проговаривание и заучивание:
слов, словосочетаний, предложений, рифмовок, чистоговорок, стихов, текстов.«Повтори за мной»
Работу над слоговой структурой слова я строю с учетом особенности развития соответствующих сенсорных возможностей ребенка: речеслухового восприятия иречедвигательных навыков.
Результативность технологии:
-умение ориентироваться в пространстве;
-развитое слуховое восприятие и фонематический слух;
- умение ребёнком с ОНР произносить слова сложной слоговой структуры в спонтанной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников
Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте....
реферата: «Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольников с ОНР»
Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольников с ОНР...
«Формирование слоговой структуры слова у младших дошкольников»
Вниманию родителей представлен подбор игр и упражнений на формирование слоговой структуры слова у детей 3-4 лет...
Картотека игр по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников
Материал будет интересен логопедам и воспитателям групп компенсирующей направленности...
Системно-деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Сообщение на тему"Системно- деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"...
Формирование слоговой структуры слова у младших дошкольников.
Формирование слоговой структуры слова начинается с развития у ребёнка речеслухового восприятия и слухоречевой памяти; развития понимания устной речи и чувства ритма (восприятие и воспроизведение ...
Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова в старшей группе «Кто в домике живет?»
Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова в старшей группе«Кто в домике живет?»...