Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР
статья по логопедии (старшая группа)

Ерошенко Елена Анатольевна

Статья об особенностях нарушения слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР, методах и приемах формирования слоговой структуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №114 «Чебурашка»


Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР

        

                                                Подготовила:

                                                учитель-логопед

                                                I квалификационной категории

                                                Ерошенко Е. А.

                                        2018 г.

Коррекция слоговой структуры слова- одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.

Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.

Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

Исследованиями в этой области занимались такие учёные как А. А. Леонтьев, А. Л. Трахтеров, И. А. Зимняя, Н. И. Жинкин, Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина, К.Т. Тарасова и др.

Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что фонопросодический компонент, как и другие, обладает собственной структурой. Гармония, ритм и лад, вероятно, выступают как его фоновые компоненты, длительность и соразмерность являются просодическими составляющими. В реализации слоговой структуры слова участвуют все перечисленные составляющие фонопросодического компонента.

        Анализ литературных источников свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структуры слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка, а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации. (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина). Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

           Рассмотрение пространственного фактора в качестве одной из предпосылок становления слоговой структуры слова обосновано  исследованиями в области психолингвистики, философии, психологии, нейропсихологии и др.

Недостаточность пространственных представлений непосредственно  проецируется на восприятие и воспроизведение последовательностей элементов слова.

           Ориентировку в пространстве большинство исследователей понимают,  как способность человека определять своё местоположение и положение других объектов в пространстве, дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нём.

Для ребёнка дошкольного возраста специфическим способом отображения и изменения окружающего пространства являются продуктивные виды деятельности:рисование и конструирование.

           Любой серийной двигательной программе присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается.

           Таким образом, успешность восприятия и проговаривания слоговой структуры слова детерминирована рядом факторов, а именно, определённым

уровнем сформированности оптико-пространственной ориентации, возможности динамической и ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации.

Особенности нарушений слоговой структуры слова

у дошкольников с ОНР

            Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольников с ОНР,  в том числе, с дизартрией одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произнесении слов различного слогового состава. Диапазон нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произнесения слов до грубых нарушений при повторении ребенком двух – и  трехсложных слов без стечений согласных даже с опорой на наглядность. Искажения слогового состава слова признаны ведущим и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта у детей с ОНР.

В отечественной литературе наиболее широко представлено исследование слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи.

А.К.Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.

Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:

1) ударностью,

2) количеством слогов,

3) линейной последовательностью слогов,

4) моделью самого слога.

Логопед должен знать, как усложняется структура слов, и обследовать тринадцать классов(четырнадцать типов) слоговых структур, которые являются наиболее частотными. Цель этого обследования – не только определить те слоговые классы, которые сформированы у ребёнка, но и выявить те, которые необходимо сформировать. Логопеду также необходимо определить тип нарушения слоговой структуры слова. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры до грубых нарушений.

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова.

1. Нарушения количества слогов:

а) Элизии – сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).

Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» - луна), в его середине («гуница» - гусеница), слово может не договариваться до конца («капу» - капуста).

В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» - каша, «пи» - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными («пувица» - пуговица):

- опускание слогообразующей гласной.

Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется («просоник» – поросёнок; «сахрница» - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

б) Итерации:

- увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тырава»– трава, «центар» - центр, «литар» - литр). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчленённым его произношением, представляющем собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» - дирижабль).

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

- перестановка слогов в слове («деворе» - дерево);        

- перестановка звуков соседних слогов («пасаги» - сапоги, «гебемот»– бегемо, «мотолок» - молоток). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

3. Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» - капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («тул» – стул, «пать»  - спать).

Данный дефект Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина выделяют как самый распространённый при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

- вставка согласных в слог («лимонт» - лимон).

4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («ядоды» - ягоды, «пипитан» - капитан; «вевесипед» - велосипед).

5. Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное (несудорожное) застревание на одном слоге в слове («пананама» - панама; «блиблитекарь» - библиотекарь).

Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

6. Контаминации – соединения частей двух слов («бабаня» - баба Аня, «холодильница» - холодильник и хлебница).

Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонетических) и моторных (артикуляционных) возможностей ребенка. Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствуют о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.

Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется ещё и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

Традиционно при исследовании слоговой структуры слова анализируются возможности воспроизведения слоговой структуры слов разной структуры по А.К.Марковой (статья «Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией» в журнале «Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи»/Под. ред. Р. Е. Левиной. – М., 1961. – С. 59-70), которая выделяет 13 классов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.

        За 4 года  работы с детьми с ОНР я выявила, что структура речевого дефекта неоднородна. Опыт работы с детьми с ОНР позволил мне выделить ряд общих закономерностей.

        Наиболее выразительным показателем является нарушение ритмической организации слова. Пониженная наблюдательность, неумение вслушиваться в инструкцию, плохая переключаемость сказываются на протекании двигательных актов. Дети не улавливают ритм и не могут воспроизвести предложенный ритмический рисунок выстукиванием, похлопыванием. Также, у детей с ОНР нарушена мелкая и крупная моторика, координация движений, ориентировка в пространстве.

        Я заметила, что нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР длительное время, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с малознакомым словом, с его новой звуко-слоговой структурой. Даже при наличии правильного произношения отдельных звуков слоговая структура, состоящая из этих звуков, воспроизводится ребенком искаженно.        

        

        Анализируя собственный опыт, научно-методическую литературу и онтогенез речи («слоговая структура является более ранним образованием, чем фонематическая функция языка» - Р.Е. Левина), я более глубоко изучила взаимосвязь слоговой структуры с формированием всех компонентов речи и особое место в процессе коррекционного воздействия стала уделять нарушению слоговой структуры слова.

Выделила цель:

сформировать слоговую структуру слова у детей с ОНР

Задачи:

1. формировать пространственную ориентировку в пространстве;

2. развивать слуховое восприятие, фонематический слух;

3. развивать восприятие ритмических структур и их воспроизведение;

4. формировать воспроизведение слоговой структуры в цепочках слогов, словах, предложениях, текстах, самостоятельной речи.

В коррекционной работе стала использовать следующие методы и приёмы:

Упражнения на развитие пространственной ориентации:

«Далеко – близко», «Высоко, низко, глубоко»

Графические диктанты, Кинезиологические упражнения

Упражнения и дидактические игры на развитие фонематического слуха:

«Угадай инструмент», «Что шумит?», «Телефон», «Скажи парами»

Упражнения на формирование слогового анализа и синтеза:

«Весёлый паровозик», «Телеграфист», «Я начну, а ты закончи», «Угадай слово»

Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным)

Детям предлагаются различные способы         воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши,         отстукивание карандашом, использование музыкальных инструментов.  

«Хлопай как я», «Повтори ритм», Логоритмические упражнения

Закрепление навыков точного воспроизведения слогов, слов:

«Повтори цепочку»

Отраженное проговаривание и заучивание:

слов, словосочетаний, предложений, рифмовок, чистоговорок, стихов, текстов.«Повтори за мной»

        Работу над слоговой структурой слова я строю с учетом особенности развития соответствующих сенсорных возможностей ребенка: речеслухового восприятия иречедвигательных навыков.

Результативность технологии:

-умение ориентироваться в пространстве;

-развитое слуховое восприятие и фонематический слух;

- умение ребёнком с ОНР произносить слова сложной слоговой структуры в спонтанной речи.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников

Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте....

реферата: «Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольников с ОНР»

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольников с ОНР...

«Формирование слоговой структуры слова у младших дошкольников»

Вниманию родителей представлен подбор игр и упражнений на формирование слоговой структуры слова у детей 3-4 лет...

Картотека игр по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников

Материал будет интересен логопедам и воспитателям групп компенсирующей направленности...

Системно-деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Сообщение на тему"Системно- деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"...

Формирование слоговой структуры слова у младших дошкольников.

Формирование слоговой структуры слова начинается с развития у ребёнка речеслухового восприятия и слухоречевой памяти; развития понимания устной речи и чувства ритма (восприятие и воспроизведение ...

Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова в старшей группе «Кто в домике живет?»

Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова в старшей группе«Кто в домике живет?»...