Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_na_rayon.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте.
Задачи:
I. Образовательные задачи:
1. Закрепить знания детей о транспорте.
2. Уточнить понятия: транспорт, виды транспорта: воздушный, водный, наземный.
3. Учить согласовывать числительные с существительными.
4. Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения.
II. Развивающие задачи:
1.Закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов.
2. Учить синтезировать трехсложные слова.
3. Учить детей четко произносить слова слоговой структуры 7-ого типа.
4. Совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
5. Закреплять умение подбирать слова на заданный слог.
6. Закреплять начальные навыки чтения.
7. Развивать слуховое внимание, память.
8. Развивать артикуляционную и общую моторику.
III. Воспитательные задачи:
1.Воспитывать интерес к познавательным знаниям.
2. Воспитывать умение работать в команде.
Оборудование: столы стулья по количеству детей, «слоговое домино», логокуб, карточки с цифрами, слоговые схемы, карточки со слогами, 15 конфет Чупа-чупс в коробочке, мультимедийная система.
Ход занятия.
1.Оргмомент. Дети заходят в группу.
Лого: Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, чётко говорить.
Не вертеться, не шалить.
- Давайте поздороваемся с нашими гостями. Дети здороваются.
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Кто такие путешественники?
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а на чем, вы угадаете, если разгадаете мою загадку.
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит (поезд).
- Демонстрация картинки поезда на экране.
2. Основная часть.
1. Лого: - Поезд готов к отправлению? Будем занимать места в поезде. Первыми сядут те, у кого имя состоит из двух слогов (затем из трех). (Дети садятся за столы).
Лого: - Вы готовы к путешествию? Сегодня мы будем с вами играть со словами. А из чего состоят слова? (Из букв, звуков, слогов) – Как определить, сколько слогов в слове? (Можно слово прохлопать, протопать, отстучать, руку положить на подбородок и т.д.)
2. Первая станция "Загадай-ка".
Загадки о транспорте.
Очень быстро в небе мчится
Удивительная птица.
Ввысь летит на ней пилот.
Что за птица? (Самолет)
Это что за богатырь
Вдоль дороги поднял пыль?
По асфальту напрямик
Едет с грузом... (грузовик)
Он грохочет и гудит,
Вдаль по рельсам быстро мчит.
Много у него колес.
Кто же это? (Тепловоз)
Едет он по рельсам с шумом,
А рога скользят по струнам.
Ну-ка, ветер, догоняй!
Нас с тобою мчит... (трамвай)
Старый пароход не зря
Дедом я зову.
Через реки и моря -
Всюду проплыву.
А по Волге, вверх и вниз,
Отвезу я вас в круиз. (Теплоход)
Я хорошая машина,
Резво еду без бензина.
Увезу в любые дали,
Только ты крути педали. (Велосипед)
До Москвы ребят довёз
Настоящий ... (паровоз).
Дом по улице идет,
На работу всех везет,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. ( автобус)
Едет он, усатый,
Полный и пузатый,
Люди в нем сидят,
Смотрят и стоят. (троллейбус)
Шуршат четыре шины
В дороге у … (машины).
- Как назвать все слова-отгадки одним словом? (транспорт)
3. – Наш поезд отправляется в путь и следующая станция «Перепутаница».
Лого: - Ребята, на этой станции приключилась беда: все слова перепутались. Жили-были слова, однажды они веселились, играли, танцевали, и не заметили, как перепутались. Помогите словам распутаться.
Приготовьтесь, сейчас я буду называть необычные слова, а вы должны назвать правильно. Логопед произносит звукосочетания.
*Масолёт (самолёт), босака (собака), лавосы (волосы), лекосо (колесо)
*Моколовоз (молоковоз), грувизок (грузовик), шимана (машина), силовепед (велосипед).
4. – Наша путешествие продолжается и прямо на нашем пути станция «Собирай-ка». Слоговое домино.
- Посмотрите, ребята у вас в конвертах карточки и слоги. Вам надо выделить в каждом слове 2-ой слог и прочитать получившиеся слова.
5. – Смотрите, мы уже приехали на следующую станцию «Играй-ка».
- На этой станции мы будем играть с мячом. Я называю 2 слова, а вы образовываете одно сложное слово – название специального транспорта.
- Молоко возит (молоковоз) - Рыбу ловит – - Лес разводит
- Цемент возит (цементовоз) - Землю капает - Птиц ловит
- Мусор возит (мусоровоз) - Пчёл разводит
- Контейнер возит (контейнеровоз) -Пешком ходит
- Автомобили возит (автовоз) - Лес рубит
- Бетон мешает (бетономешалка) -Трубы чистит
6. Физминутка - Наш поезд приближается к станции «Отдыхай-ка».Ребята выходите из поезда, давайте с вами отдохнём.
Упражнение “Шоферы”
Едем, едем на машине, (имитация движения рулем)
Нажимаем на педаль, (имитация нажимания ногой на педаль)
Скорости переключаем, (“рычаг” поворачивают рукой к себе, от себя)
Смотрим пристально мы в даль. (приставляют ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли (руки сгибают в локтях перед собой, ладони
раскрывают)
Вправо, влево чистота! (наклоняют руки вправо, влево)
Волосы ерошит ветер. (над головой шевелят пальцами)
Мы – шоферы хоть куда! (поднимают вверх большой палец)
- Посмотрите, у меня в руках необычный кубик. На нем изображены слоговые схемы слов. Давайте с вами бросим кубик и придумаем разные слова.
Дети придумывают любые слова на заданное количество слогов.
(одно, двусложные; трехсложные; четырехсложные).
7. - Садимся в вагончики, едем дальше, следующая станция «Посчитай-ка».
- Мы с вами уже знаем, что слова состоят из разного количества слогов. У вас в корзинках есть карточки с цифрами. Сейчас на экране будут появляться разные картинки. Будьте внимательны, вы должны произнести слово, посчитать, сколько в нем слогов и поднять нужную карточку с цифрой.
7. – Веселое путешествие продолжается, на пути станция «Придумай-ка».
На магнитной доске прикреплены слоги. Дети придумывают слова на заданный слог.
8. Упражнение «Расставь ударение"
Сегодня начал свой полет
Волшебный, быстрый вертолет,
Он мимо слов всех пролетел
И сильным ветром их задел,
Из стрелок сделались стрелки,
Из гвоздиков гвоздики,
Где были замки, там замки,
Где были кружки, там кружки.
Все изменил в одно мгновенье
И переставил ударенье.
Чтобы выполнить следующее задание, надо расставить ударение в словах (машина, лодка, автобус)
Сколько слогов в слове? Какой первый слог, второй, третий? На какой слог падает ударение? Дети на столах выкладывают слоговую схему слова с ударением.
9. – Вот мы и приехали с вами на последнюю станцию «………………-ка).
- У вас на столах карточки со слогами. Ваша задача придумать, как можно больше слов.
9. Итог занятия.
- Наше путешествие подошло к концу. Конечная остановка Детский сад «Светлячок».
Сюрпризный момент. Логопед благодарит детей и вручает им 20 чупа-чупсов в корзинке на каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
реферата: «Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольников с ОНР»
Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольников с ОНР...
«Формирование слоговой структуры слова у младших дошкольников»
Вниманию родителей представлен подбор игр и упражнений на формирование слоговой структуры слова у детей 3-4 лет...
Картотека игр по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников
Материал будет интересен логопедам и воспитателям групп компенсирующей направленности...
Системно-деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Сообщение на тему"Системно- деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"...
Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР
Статья об особенностях нарушения слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР, методах и приемах формирования слоговой структуры....
Системно-деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с речевыми нарушениями
Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепе...
Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников
Слоговая структура слова – это взаиморасположение и связь слогов в слове.При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно через ряд закономерно сменяющихся ...