Родительское собрание в средней группе по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа)

Короленко Елена Вячеславовна

Представлен конспект родительского собрания в средней группе  по теме:  «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома», к нему прилагается презентация и буклет для родителей.

Задачи:

  • Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
  • Помочь родителям выявить особенности развития речи их детей и предложить варианты развивающих занятий с детьми;
  • Способствовать развитию инициативы родителей, умению общаться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в средней группе по теме:

«Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.

Задачи:

  • Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
  • Помочь родителям выявить особенности развития речи их детей и предложить варианты развивающих занятий с детьми;
  • Способствовать развитию инициативы родителей, умению общаться.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, новинки методической, детской литературы, по теме родительского собрания, буклеты. (слайд 1)

Ход собрания

Уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привлекли вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. (слайд 2)

В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал.

Дети смотрят со взрослыми все подряд; рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы, поскольку хороших, специально созданных телепередач крайне мало. Последствия этого становятся все более очевидными. Вот некоторые из них:

-Многим детям трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

- Резкое снижение фантазии и творческой активности ребят. Они теряют способность и желание чем-то занять себя, предпочитая нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений. Сказанное мной выше не означает призыва исключить компьютер и телевизор из жизни и воспитания детей. (слайд 3)

Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года).

Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»:

(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

Если «нет», не задумываемся:

(очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?)

Я предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2. Общение ребенка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Paзвитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребенком взрослых и друзей. (слайд 4)

Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы с Вами должны заниматься с ребенком? (Предложить высказаться родителям).

1. Восприятие звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение рассказыванию – связная речь. (слайд 5)

Особенности речи детей 4-5 лет представлены в буклете. Вы прочитали требования к речи ребенка среднего дошкольного возраста.

В идеале речь должна быть грамотная, внятная, выразительная, осмысленная и т.д. А что же получается на самом деле?

Речь наших детей односложная, состоящая из одних простых предложений, недостаточный словарный запас, присутствуют слова-паразиты, многие дети не могут построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст, при чтении стихотворений, не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с грустью или восторгом, где-то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова, не выговаривают отдельные звуки, что потом скажется на письме. (слайд 6)

Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети о домашних животных, о природе? (Кто? Что? Какой? Чем питаются? Где живут?)

А когда ребенок не задает вопросы это хорошо и плохо? В чем причина? (Ответы родителей.) (слайд 7)

• Отсутствие необходимых знаний.

• Нет устойчивого интереса к чему-либо.

• Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа.

А сейчас Вашему вниманию предлагаю игры, в которые мы играем «Назови слово со звуком «М"», "Определи наличие звука [д] в слове", “Четвертый лишний”, «Наоборот».

Вот так в процессе игры – занятия ребенок учится говорить. (слайд 8)

А если ребенок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли эго для его развития?

Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.

Я предлагаю вам выставки работ детей, которые они сделали своими руками. (слайд 9)

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащения словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Как часто Вы бываете на природе? Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания побуждают ребенка к тем или иным поступкам. (слайд 10)

Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же больше общаться с малышами, показывая как мы их любим. (слайд 11)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА в детском саду и дома» Родительское собрание

Слайд 2

Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка дает первые знания и умения Знакомит ребенка с окружающим миром только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.

Слайд 3

Последствия телевизионного воспитания -Многим детям трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана. - Резкое снижение фантазии и творческой активности ребят. Они теряют способность и желание чем-то занять себя, предпочитая нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений. Сказанное мной выше не означает призыва исключить компьютер и телевизор из жизни и воспитания детей. - Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону.

Слайд 4

Факторы речевого развития ребенка: 1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения. 2. Общение ребенка с другими детьми. 3. Речь взрослого – образец для подражания. 4. Paзвитие мелкой моторики рук. 5. Чтение детской художественной литературы. 6. Игры с ребенком взрослых и друзей.

Слайд 5

Задачи речевого развития ребенка: 1. Восприятие звуковой культуры речи. 2. Словарная работа. 3. Формирование грамматического строя речи. 4. Обучение рассказыванию – связная речь.

Слайд 6

Речь наших детей односложная, состоящая из одних простых предложений, недостаточный словарный запас, присутствуют слова-паразиты (результат телевизионного воспитания), многие дети не могут построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст, при чтении стихотворений, не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с грустью или восторгом, где-то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова, не выговаривают отдельные звуки, что потом скажется на письме.

Слайд 7

Почему дети не задают вопросы? 1. Отсутствие необходимых знаний. 2. Нет устойчивого интереса к чему-либо. 3. Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа.

Слайд 8

Игры по развитию речи детей «Назови слово со звуком «М"», "Определи наличие звука [ д ] в слове", Четвертый лишний Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему: - тарелка, стакан, корова, чашка - чашка, стакан, тарелка, кружка Наоборот Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова Ход игры : я начну, а вы продолжите: Веселый праздник – грустный Большой подарок – маленький Светлое небо – … Чистое платье – … Хорошее настроение – … Теплая погода - …

Слайд 9

Наши работы

Слайд 10

Роль природы в развитии речи ребенка На природе Вы можете поговорить с малышом наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания побуждают ребенка к тем или иным поступкам.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

ЦельДать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;Заинтересовать проблемой;Приобщить к игре ребенка в условиях семьи;Выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ...

Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Представлен методический и практический материал по игровой деятельности дошкольников...

Родительское собрание в средней группе по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»

Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привлекли вас...

Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: 1.    дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; заинтересовать проблемой; приобщить к игре ребенка в условиях семьи;2.    выслушать суждения родител...

План самообразования воспитателя средней группы на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

quot; Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества 4-5 лет ".Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.Задачи. Рабо...

Родительское собрание в подготовительной группе ТНР Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в подготовительной группе ТНР "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"....