Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
классный час по теме
Цель
Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;
- Заинтересовать проблемой;
- Приобщить к игре ребенка в условиях семьи;
- Выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.
Форма проведения. Дискуссия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Дюймовочка»
Родительское собрание в средней группе
«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
Цель
Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;
- Заинтересовать проблемой;
- Приобщить к игре ребенка в условиях семьи;
- Выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.
Форма проведения. Дискуссия.
Подготовительный этап:
- Приготовить открытки – приглашения с указанием темы собрания и срока;
- Выставка детской литературы в «Библиотечке семейного чтения» по теме «Игровая деятельность»
- Фотостенд «Игровой уголок дома»
Родительское собрание проводится в зале, в вечернее время. В центральной части зала изготовлен фотостенд «Игровой уголок дома». В зале вывешен девиз собрания «Игра-это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять».
Ход собрания.
Звучит песня «Куда уходит детство».
Вступительное слово даётся воспитателю, он открывает родительское собрание, объявляет повестку, знакомит с порядком его проведения.
Вступление (ведущий собрания).
«Существует меткая народная поговорка: «Бюрократ в жизни не доиграл в детстве». Да, если дошкольник не наиграется вволю – значит, многое мы ему недодадим, многого ему будет не хватать во всей его последующей жизни. Что же такое игра? В истории психологии предлагалось много определений этой формы активности ребенка. Одни психологи считали, что игра – это инстинктивное развитие задатков, бессознательное упражнение будущих серьезных функций, другие связывали ее с получением удовольствия, третьи полагали, что это способ снятия напряжения, третьи считали, что в игре ребенок получает информацию. Все это верно. Как верно и то, что игра – это особый вид деятельности, в основе которой лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих отношений. Если ребенок двух и более лет не любит, не умеет играть – это важный симптом, свидетельствующий о неблагополучии в развитии малыша, о его болезненном состоянии и или плохом контакте с окружающими людьми.
Мир ребёнка, как и взрослый мир, имеет свою структуру, которая не возникает сама по себе, а передаётся из поколения в поколение, благодаря множеству игр и упражнений. Но детей интересует не одна игра, они хотели бы общаться между собой и со взрослыми. Всё дошкольное детство ребёнка построено на том, чтобы завоевать внимание взрослого и сверстника, показать другим свою индивидуальность. Ребёнок строит окружающий мир таким, как его видит, в доступной для него форме. Он не только играет, но и конструирует, рисует, лепит, танцует, то есть проявляет себя в разных видах детской деятельности. И при этом ребёнку важно, чтобы его оценили и правильно поняли прежде всего близкие люди, ведь культура детства начинается с ощущения своей личной значимости для родителей, которое рождает желание быть похожим на маму или папу.
Известно, что «освоение» мира взрослых, принятие или непринятие их педагогических установок и отношения к жизни происходят у детей дошкольного возраста в ходе совместной предметной и предметно-игровой деятельности. Для овладения механизмами игры, игрового общения ребёнку требуется помощь взрослых.
Эта тема «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.
Но сначала предлагаю ответить на вопросы:
- В чем, по Вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?
- Как Вы думаете, обучается ли ребенок во время игры?
(Воспитатель предлагает желающим высказаться, после чего обобщает ответы)
Воспитатель:
В игре ребёнок обучается:
Эмоционально вживаться, "врастать" в сложный социальный мир взрослых людей.
Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.
Осознать своё реальное место среди других людей.
Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра - это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.
Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
Свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.
Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.
Ситуация для анализа.
На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.
Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? обращается к ребенку воспитатель.
Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:
Не-е-е... Я их сейчас расстреляю!
Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.
За что же ты их хочешь расстрелять? Снова обращается к мальчику педагог.
А так, ни за что... Я разбойник! Сейчас совершу на них на лет! В голосе недружелюбные нотки.
Ему бы только стрелять да в войну играть, жалуется вечером мать воспитателю.
Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистона ми, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери.
Да, конечно, соглашается мать, он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком.
А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например...
А зачем? недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!
Вопросы родителям.
Какое значение, по-вашему, мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?
В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?
Воспитатель.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Мнение родителей.
На игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду.
Вопросы родителям.
Есть ли другие точки зрения о значении детской игры?
(Желающим предлагается высказаться.)
Воспитатель.
Значение игры порой недооценивается. Впервые годы советской власти считалось, что игра ребенку не нужна это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.
Современные исследования показали, что оперирование предметами-заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно "приготовить" кукле "яичницу", палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.
Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, пре рвать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: "Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать", или напомните "водителю", что машины едут в гараж.
На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения "понарошку", "как будто", "по правде". Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, "понарошку". Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.
Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он; посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.
Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни.
Ситуация для анализа.
Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:
Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить. Ира возразила:
Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.
И пить вино это плохо, добавляет Женя.
Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает... убежденно сказал Слава и, набрав удлиненные детали строителя, добавил: Вот сколько бутылок вина я вам принесу!
Вопросы родителям.
Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?
Почему, по вашему мнению, она сложилась?
Вопрос родителей.
Почему моя дочь не хочет играть одна? Если вместе с нею взрослые, она увлекается. Стоит оставить одну, тотчас игра прекращается. Была поменьше, думали, вот начнёт ходить - станет легче, с рук сойдет, и забавлять не придётся. А ведь у малышки имеются все условия: специальный уголок, множество интересных игрушек. Может, это зависит от особенностей ребёнка?
Вопросы родителям.
Почему ребёнок не хочет играть один?
Как обучить ребёнка умению играть?
Воспитатель.
Ребенок 4 - 5- летнего возраста нуждается в совместной игре с взрослыми. Дети этого возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре "дочки-матери" куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
С детьми 4 - 5 лет используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воз действие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д.
Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: "Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым". Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.
Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишай те его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в средней группе "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"
выступление на родительском собрании...
Родительское собрание в подготовительной группе «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»
Задачи:дать родителям знания о значении развивающих игр в развитии ребенка;заинтересовать проблемой;приобщить к игре ребенка в условиях семьи;выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из ...
Выступление на родительском собрании в старшей группе «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»
дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;заинтересовать проблемой;приобщить к игре ребенка в условиях семьи;выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, ...
Выступление на родительском собрании в подготовительной группе «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»
Игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Особая группа игр поможет подготовить ребёнка к школе....
Сценарий родительского собрания в средней группе. «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»
Цели: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.Задачи: Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного...
Выступление на родительском собрании в средней группе.«Роль семьи в речевом развитии ребенка».
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет. Задачи: познакомить родителей с содержанием р...
Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»
создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей....
Комментарии
очень хороший материал!!!
очень хороший материал!!!