"Особенности развития речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи

Татьяна Геннадьевна Лавриненко

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности развития речи детей дошкольного возраста»

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах.

Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов.

Самым главным периодом считается возраст с одного года до четырѐх лет, когда ребѐнок овладевает основными закономерностями языка.

Ребѐнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Дети дошкольного возраста очень любознательные, они любят, когда им читают или рассказывают сказки, рассказы о растениях, животных, о мальчиках и девочках, таких же, как они сами.

У детей изначально существуют все возможности для освоения речи. В любой стране мира новорожденный обладает задатками для освоения того языка, на котором говорят окружающие его люди. Кроме того детей очень интересует языковая деятельность. Интересный феномен детской речи заключается в том, что дети создают свои слова (детское словотворчество), ориентируясь на смысловую и грамматическую сторону родного языка, т.е. эти слова не понятны для других людей, но в них отражѐн правильный смысл.

Например, ручей – «журчей, говорящий правду – правдун, притонуть — утонуть, но не до конца. На основании этих слов в дальнейшем происходит формирование общеупотребительных слов.

Работа по развитию детской речи должны быть комплексной и решать задачи связанные со всеми сторонами речевого развития – фонетической, лексической, грамматической. Всестороннее влияние на речь ребѐнка является обязательным условием развития связной речи. Но стихийное развитие речи не может поднять речь ребѐнка на высокий уровень, необходима помощь взрослого, т.е. целенаправленное обучение и общение. Кроме того, взрослый пробуждает у ребѐнка интерес к языку и побуждает его к творчеству.

Развитие речи дошкольников очень важная задача, так как всѐ чаще во время поступления детей в начальную школу, выявляются большие проблемы в их речевом развитии. Дети не умеют грамотно выстраивать свои высказывания, им сложно рассказать о чѐм-либо, описать какое-либо явление, отсутствует умение рассуждать. Так же они имеют определѐнные трудности в работе с текстом.

Существуют определѐнные особенности развития речи в каждый возрастной период, кратко их охарактеризуем.

В год словарный запас ребѐнка составляет 10-12 слов. В начале года в основном он пользуется экспрессивно - мимическими средствами общения, которые остались у него от младенческого возраста, так же в общении со взрослыми широко применяет жесты.

К двум годам активный словарь ребѐнка вырастает до 200-300 слов. Ребѐнок уже понимает обращѐнную к нему речь и сам начинает говорить. Ближе к середине года ребѐнок начинает усваивать служебные слова и сложные бессоюзные, а чуть позднее союзные предложения. Именно в 2 года речь становится главным средством, которое использует ребѐнок для общения с близкими людьми.

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребѐнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растѐт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребѐнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1, 5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов.

Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развѐрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трѐм годам часто и правильно произносят слова, а другие говорят недостаточно отчѐтливо, неправильно произносят слова, третьи говорят недостаточно отчѐтливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов- тамва, вместо трамвай, неправильное ударение) .

Речь трѐхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещѐ ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения.

В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещѐ не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.

Ребѐнок ещѐ не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки).

Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Больше всего в ребѐнке четырѐх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нѐм появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребѐнок хочет осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересует все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность. Ребѐнок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием с содержанием, а лишь по-особому звучит.

В речи ребѐнка, кроме простых предложений, начинают появляться и сложноподчинѐнные. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги.

В этом возрасте в какой-то момент ребѐнок начинает говорить только вопросительными предложениями – столько, зачем и почему обрушивается на родителей! Этот возраст называют иногда возрастом «почемучек». Ребѐнок даже способен задавать вопрос-предвидение: что будет?

Вся его вербальная (словесная) активность направлена на решение глобальных проблем. Как ребѐнок 2-3 лет использует свои двигательные способности для тщательного и мгновенного исследования пространства, так 4- 5-й ребѐнок, освоив язык, использует его для изучения этого неизвестного внешнего мира. Ребѐнок стремиться понять: что хорошо, что плохо и почему?

К 5-ти годам он уже способен понимать пассивные конструкции, легко использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Малыш в этом возрасте как никогда лѐгко усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При правильной организации обучения ребѐнка грамоте он способен легко и быстро научиться читать.

В этом возрасте у ребѐнка проявляется сильнейшая тяга к изучению слова. Он пытается читать и писать буквы. Было бы большим упущением не дать малышу знания, которых он так жаждет.

В возрасте 4-х 5-ти лет ребѐнок может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребѐнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребѐнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, санорные) .

Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребѐнок встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, гостьгощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, представляющимися сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо - произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих - шипящих и санорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.

В фонематической системе каждая единица характеризуется определѐнной совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твѐрдость и мягкость, звонкость и глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.

В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчинѐнные предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и в конце). Некоторые дети, этого возраста идут в школу.

Особенности развития речи детей 6-7 лет (подготовительная группа).

У старших дошкольников 6-7 года жизни формируется фонематическое восприятие и слухо- произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С-З, Ш-З (отличаются работой голосовых связок) ; СШ, Сь-Щ, З-Ж (отличатся местом образования) ; Т-Ц. С-Ц, Ть-Ч, Щ-Ч, р-Л (отличаются способом образования).

Ребѐнок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар-дал», «сор-бор-хор») или их последовательности («соль-лось, «замок-мазок») меняют смысл или разрушает слово.

Умение выделить из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определѐнные смыслоразличительные признаки фонем – плод совокупной работы нескольких систем мозга: речеслухового и рече - двигательного анализаторов (преимущественно первого, слухового и зрительного, сохранной пространственно-временной и двигательной систем).

Однако в период обучения чтению, счѐту и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственные отношения.

Подобные недостатки чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.

Язык при артикуляции перемещается во рту с большой скоростью. А точность его движения исключительно важна для членораздельной речи.

Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют. И. Кант отмечал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Подобные высказывания встречаются и в работах отечественных педагогов: «Есть основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция есть ещѐ одна речевая зона» (М. М. Кольцова) «Представление, что при любом двигательном тренинге…. Укрепляются не руки, а мозг, вначале казались парадоксальным, и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н. А. Берштейн).

Все перечисленные особенности развития речи детей дошкольного возраста, характерны для развития ребѐнка без отклонений от нормы.

У вас есть основания для беспокойства за речь ребенка, если

- он недостаточно хорошо понимает вашу речь и ваши просьбы;

- ребенок неактивен в речевом общении, предпочитает молчать;

- искажает слоговую структуру слов (например, вместо поросенок говорит посек, вместо велосипед –выписед);

- неправильно произносит звуки или вообще их пропускает в словах (корова–коова);

- не может связно рассказать о происходящих событиях;

- у него ограничен бытовой словарный запас (мало сведений о предметах и явлениях, непосредственно его окружающих);

- ребенок не может сгруппировать и назвать предметы по одному обобщающему признаку, одним словом (например, овощи, одежда);

- затрудняется заменить слово синонимом, подобрать антоним;

- у него носовой оттенок голоса, заикание или смазанная нечеткая речь (говорит, как будто каша во рту).

Для нормального становления речевой деятельности необходимы:

- определенная степень зрелости различных структур головного мозга;

- координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции; - развитие слуха, зрения, двигательных навыков, эмоций;

- формирование потребности в общении.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.

1. следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.

2. если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).

3. нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи - сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как минимум и умение рассказывать стихи как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо - только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п. овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития....

Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста

Кнсультация для родителей. Может быть полезна и воспитателям. Содержит описание особенностей речевог развития детей младшего и старшего дошкольного возраста в норме, наиболее частые проблемы, пути их ...

Консультация для родителей на тему "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом....

«Особенности развития речи детей дошкольного возраста»

      Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.Для нормального становления речевой деятельности необходимы:- определенная степень зрелости разл...

Анкета для родителей "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"

Анкета предназначена для родителей детей дошкольного возраста 5-7 лет....