Доклад по инновационной теме за 2020 - 2021
методическая разработка (старшая группа)

Ельцова Ирина Владимировна

Данный доклад представляет работу с применением ТРИЗ – технологии «Развитие связной речи  детей 5 – 6 лет через анализ противоречивых ситуаций в литературных произведениях»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_5_eltsova_doklad_dlya_vospitateley.docx46.04 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад мастер-класса для педагогов, выступление

Ельцова Ирина Владимировна

Воспитатель 

Тема. «Развитие связной речи детей 5 – 6 лет через анализ противоречивых ситуаций в литературных произведениях»

Уважаемые коллеги!

Хочу Вам представить  - работу с применением ТРИЗ – технологии «Развитие связной речи  детей 5 – 6 лет через анализ противоречивых ситуаций в литературных произведениях»

    Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры.  Обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.  Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.  И т.д.  

В окружающем нас мире много противоречий. С понятия «противоречие» начиналась диалектика. Это слово придумал греческий философ Сократ. Так он называл искусство вести беседу, спор, направленный на выявление истины путём борьбы противоположных мнений.

Противоречие — важнейшее понятие науки о закономерностях развития любых систем: от простого зерна до человеческого общества. Противоречий вокруг нас великое множество. Например: яд змеи может лечить и убить человека.

Познакомить детей с противоречиями мы можем, предложив, найти в окружающем мире предметы, обладающие противоречивыми свойствами. Например: что может быть одновременно холодным и горячим? (утюг, паяльник). Твёрдым и жидким? (мёд, сахар, соль...).

Игра «хорошо — плохо» научит находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов и действий. Используя её, дети подходят к пониманию противоречия. А игра «Наоборот» позволяет его более чётко сформулировать и таким образом подойти к изобретению, разрешающему это противоречие.

Рассмотрим пару: «острый» и «тупой» — и найдём такой объект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. Это — нож, игла, все режущие и колющие предметы, пилящие инструменты. Какой бы не взяли предмет, сделанный руками человека — это всегда изобретение. Ножом надо резать, но брать острое лезвие в руку нельзя. Тогда человек создал предмет, который с одной стороны острый, с другой тупой. Он совместил два противоречивых свойства в одном объекте: на разных его участках, т.е. противоречие решил в пространстве.

В теории решения изобретательных задач — ТРИЗ— разработаны принципы решения противоречий.

Основные из них:

  1. Разделение противоречивых свойств в пространстве.
  2. Разделение противоречивых свойств во времени и т.д.
  3. Изменив агрегатное состояние.

Принципы:

1. Принцип предварительности действия (или заранее подложенной подушки).

2. Принцип копирования.

3. Принцип динамичности (движения).

4. Принцип «наоборот».

5. Принцип обращения вреда в пользу.

6. Принцип «матрёшка» (когда один предмет в другом).

В настоящее время в ТРИЗ разработаны 11 принципов и 40 приёмов разрешения противоречий.

Очень важно научить ребёнка находить и разрешать противоречия, которые его повсюду окружают. Важно учить видеть мир во взаимосвязи всех его компонентов. Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всём: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. Научить детей видеть пользу и вред, хорошее и плохое одновременно в одном объекте - значит научить его основам ТРИЗ. Начало мысли, интеллекта там, где ребёнок видит противоречие. От противоречий нельзя уйти, их надо разрешать или решать.  Одним из действенных методов развития творческого мышления детей является разрешение проблемных ситуаций. В проблемной ситуации всегда присутствует противоречие, которое дети должны решить, а решив его, они тем самым решают и творческие задачи.

        Одним из действенных методов развития творческого мышления детей является разрешение проблемных ситуаций. В проблемной ситуации всегда присутствует противоречие, которое дети должны решить, а решив его, они тем самым решают и творческие задачи.

        Противоречие - это предъявление к одному объекту противоположных требований. Например: один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т.п.

       Приемы разрешения противоречий – объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками.

 Как правильно формулировать противоречие?         

Ключевые фразы для формулировки противоречий:

Если: ___________; то «+», но «-»____________.

Если наоборот: ___________, то «+»_________, но «-»_________

(техническое противоречие)

Если в обеих частях взять только «+», то можно сформулировать

«физическое противоречие».

Объект должен быть _______________, чтобы ___________________.

И не должен быть _________________, чтобы ___________________.

Например: как перенести воду в решете? Формулируем противоречие: вода должна быть в решете, что бы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести — вытечет.

Разрешаем противоречие, изменив агрегатное состояние вещества: вода будет в решете в измененном состоянии — лед, и ее не будет в решете, так как лед — это не вода. Решение: переносим воду в виде льда.

Как сохранить чай в сосуде горячим длительное время? Чай должен быть горячим и не должен быть горячим, т.к. сосуд лопнет.

Противоречие: сохранить чай горячим, но при этом, чтобы сосуд не лопнул. Изобрели термос по принципу «Матрёшки» (одно в другом).

Итак, где же брать задачи для решения противоречий.

Они постоянно вокруг нас, множество противоречий воспитатель может найти в художественной литературе: сказках, стихах. Со сказкой тоже можно работать не традиционно. Мы с вами на предыдущих занятиях говорили о приемах работы со сказкой и придумывании новых сказок. Назовите эти приёмы.

В сказках герои часто проходят испытания. Предложите детям выполнять их по-своему, не давайте им сначала готовых рецептов. Выслушайте их решения проблемы, поставленной перед героем, а затем уже дайте совет, как вышел герой из создавшегося положения.

Решить возникшее противоречие вместе с детьми поможет приём с гномиками, который предложила преподаватель ТРИЗ из г. Санкт - Петербурга Лосева Ирина Витальевна. Она постепенно знакомит ребят с 20 гномиками. Имя каждого гномика отражает его характер, т.е. сочетание типовых приёмов решения противоречий.

В д/с можно знакомить со следующими типовыми приёмами решения противоречий:

  1. «Дробилка» (принцип дробления, объединения).
  2. «Матрёшка» (принцип «матрёшки).
  3. «Торопышка» (принцип предварительного действия, «заранее подложенной подушки»).
  4. «Попугай» (принцип копирования).
  5. «Добрый волшебник» (принцип обратить вред в пользу).
  6. «Непоседа» (принцип динамичности).
  7. «Нехочуха» (принцип наоборот).

Эти гномики незримо присутствуют в знакомых детям сказках.

Например: Какой гномик помог в сказках: «Маша и медведь» — очень помог гномик Торопышка. Он посоветовал Маше заранее забраться в корзину и перехитрить медведя. «Кощей бессмертный» — (где храниться смерть Кащея?) Гномик Матрёшка: сундук, в сундуке утка, в утке яйцо и т.д.

Трудно переоценить роль сказок на нравственное воспитание, на развитие речи, но мы рассмотрим влияние сказки на развитие мышления, формирование творческого воображения ребёнка.

Целесообразно вначале научить детей решать сказочные задачи, которые являются прекрасным инструментом для закрепления основных положений ТРИЗ и позволяют перейти к грамотному придумыванию своих собственных сказок.

Использование сказочных задач в обучении детей творческому мышлению стало неотъемлемой частью занятий с применением ТРИЗ. При решении любой сказочной задачи дети стремятся с наименьшими затратами достичь идеального результата.

Основным критерием создания сказочной задачи является нахождение противоречия между персонажами сказки.

Лаборатория дошкольной ТРИЗ предлагает схему взаимодействия персонажей, по которой легко создать сказочную задачу на базе имеющейся сказки.

Например,  схема к русским народным сказкам:

1 тип взаимодействия: А                           Б    

       

            где                         положительное воздействие,                                    

                                          отрицательное воздействие. 

Один персонаж (А) воздействует на другой (В) положительно, в то время,  как второй воздействует на первый отрицательно. Например: «Колобок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и другие.

Задача: «Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козлёночком не стал?»

     

          2 тип взаимодействия:  А                                          Б

Персонаж А воздействует на Б отрицательно, и тому ничего не остаётся, как тоже влиять отрицательно.

Например: «Лиса и заяц», «Маша и медведь».

Задача: «Как сделать, чтобы медведь сам отпустил Машу?»                                        

3 тип взаимодействия: А                                    Б, В

Один персонаж взаимодействует с несколькими одновременно.

Например: «Три медведя», «Девочка и разбойники», «Приключения Буратино» А. Толстого.

Задача: «Как сделать так, чтобы кот Базилио и лиса Алиса не смогли отобрать 5 золотых, подаренных Буратино Карабасом Барабасом?»

Противоречия можно начинать решать и строить с детьми младшего возраста.

Можно решать противоречия, используя ресурсы (внутренние и внешние). Наиболее идеальное решение  найдено тогда, когда максимально использованы ресурсы внутренние, того, что есть у нас, затем использовать внешние ресурсы (то, что не входит в систему) и в последнюю очередь — надсистемные.

Задача: «Как спасти Колобка от лисы, используя ресурсы?» - Насыпать больше соли в тесто, перца подсыпать, положить снотворного порошка, пригореть на печи, покатать по грязному песку, посидеть на солнышке и зачерстветь, намокнуть (мокрый липкий Колобок застрянет в зубах). Определить какие из перечисленных внутренние ресурсы, какие внешние.

Анализ и моделирование сказок помогут ребёнку лучше ориентироваться в реальной жизни, окружающей малыша.

Давайте нарисуем модель сказки. Минимальная модель сказки — треугольник, только сказочный, состоящий из обычного героя (ОГ), сказочного героя (СГ) и волшебства (В). Чтобы сказка не развалилась, наши герои должны держать друг друга за руки, чтобы никто не потерялся. Такую модель называют «веполь» (от слов «вещество» и «поле»).

В ТРИЗ существует большой раздел, называется вепольный анализ.

В ТРИЗ для поиска новых технических решений используются структурные модели технических систем. Структурная модель работающей технической системы включает в себя В — вещество, названное изделием, В2- вещество, названное инструментом, П — поле, энергия взаимодействия.

Присмотритесь вокруг, и треугольники будут вашими помощниками в любом деле: нужно молоть мясо — берм изделие — мясо, кладем его в инструмент — мясорубку. Осталось применить механическое поле — в виде мускульной силы и фарш готов.

По этому же принципу можно составить модель сказки, используя условные обозначения:

        - Нормальное взаимодействие

 

Составьте сказку по данной модели, сформируйте противоречие, решите его с помощью одного из перечисленных приемов.

Таким образом, любую сказку достаточно лишь «подставить» под вышеуказанные типы взаимодействия персонажей, и остается выбрать только сказочную задачу.

Тема. Дидактические игры, проблемные ситуации для работы по технологии ТРИЗ.

           Противоречие -  это ситуация, когда к одному элементу предъявляются два несовместимых требования. В основе противоречия всегда лежит причинно – следственная связь между положительным и отрицательным (нежелательным эффектом)

    Пример:

 - чтобы заварить чай вода должна быть горячей. Но горячим стаканом можно обжечь пальцы.

Противоречие: стакан должен быть горячим и не должен быть горячим.

Находим два пути решения: использование промежуточного объекта, переносящего горячий  стакан.

2. На время присоединить к стакану другой, легко удаляемый объект.

Решение: использование подстаканника.

Цель работы с противоречиями: научить детей видеть, формулировать и разрешать противоречия, которые окружают нас повсюду.

Этапы работы.

- Научить детей выявлять противоречия.

- Научить детей формулировать противоречия.

- Научить детей находить решение противоречий.

1 этап. Учим детей находить противоречия, видеть их

Игра «Скажи наоборот»

Цель игры – учить детей находить слова – антонимы.

В младшей группе легче оперировать с прилагательными.

В средней  группе усложняем, добавляем глаголы, наречия.

В старших группах ведущим может быть ребенок, можно провести игу как командное соревнование

 Игра «Хорошо - плохо»

Цель игры - учит находить   и выявлять свойства объектов и явлений.

1 Вариант игры - вопросы  задаются по принципу «Что – то хорошо -почему? Что – то плохо  - почему?»

Например: съесть конфету хорошо.

Почему? Она сладкая.

Съесть конфету плохо. Почему? Могут заболеть зубы.

Начинаем играть с младшей группы.

2 этап. Учим детей формулировать противоречие.

Игра «Объяснялка» 

Цель игры - учить детей объяснять наличие противоположных значений одного признака объекта с точки зрения двух разных требований.

В младшей и средней группах выбираем объекты рукотворного мира, у которых ярко выражены противоположные значения какого – либо признак

Например: длина, температура.

В старших группах обсуждаем свойства объектов не только рукотворного, но и природного мира.

2 вариант игры – вопросы по цепочке.

Например:

Съесть конфету хорошо.

Почему? Она сладкая.

Съесть конфету плохо. Почему? Могут заболеть зубы.

Зубы болят хорошо? Почему?

Вовремя обратишься к врачу, вылечишь.

Цепочку можно продолжать сколь угодно долго.

Этот вариант игры дети осваивают в средней группе.

В старших группах играем командами – команда «Хорошо» и команда «Плохо» 

3 этап. Учим детей разрешать противоречия.

-  Проблемные ситуации.

- Проблемные вопросы.        

Необходимо стараться, чтобы дети активно включались в познавательную деятельность, рассуждали, предлагали свои решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема моего  инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема моего  инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема инновационного педагогического маршрута: «Воспитание морально-нравственных качеств дошкольников 6-7 лет в процессе решения творческих задач».Цель: Формирование морально-нравстве...

Доклад по инновационной теме 2019-2020

Тема инновационного педагогического проекта «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».Цель: Развитие умения...

Доклад по инновационной теме 2020-2021

Тема моего инновационного маршрута.«Использование ТПФ в развитии связной речи у детей младшего дошкольного возраста».Цель: Развитие связной речи у детей 3-7 лет с использованием ТПФ....

Доклад по инновационной теме на 2020-2021 г.

Уважаемые родители вы верите в волшебство?У нас в группе тоже живут свои  «волшебники». У них есть сои волшебный домик в нашем уголке «Познавайкин мир». А вы знаете, что д...

Доклад по инновационной теме на 2020 - 2021 г. «Развитие связной речи детей 5 – 6 лет через анализ противоречивых ситуаций в литературных произведениях»

Анализ литературного произведения трудная, но интересная работа. Наиболее полно эта тема раскрыта педагогами, которые используют в своей работе методы ТРИЗ-технологии. Целью данной темы формирование...