Доклад по инновационной теме на 2020 - 2021 г. «Развитие связной речи детей 5 – 6 лет через анализ противоречивых ситуаций в литературных произведениях»
методическая разработка (старшая группа)
Анализ литературного произведения трудная, но интересная работа. Наиболее полно эта тема раскрыта педагогами, которые используют в своей работе методы ТРИЗ-технологии. Целью данной темы формирование у детей умение воспринимать и анализировать содержание литературного произведения, находить противоречие и формулировать проблему, решать ее разными способами и определять идеальное решение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Хочу Вам показать - Работу с применением ТРИЗ - технологии, «Развитие связной речи детей 5 – 6 лет через анализ противоречивых ситуаций в литературных произведениях». Данная работа поможет вашим детям в речевом развитии
Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы и т. д.
Одним из действенных методов развития творческого мышления детей является разрешение проблемных ситуаций. В проблемной ситуации всегда присутствует противоречие, которое дети должны решить, а решив его, они тем самым решают и творческие задачи.
Противоречие это предъявление к одному объекту противоположных требований. Например: один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т.п.
Приемы разрешения противоречий – объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками.
Я познакомлю Вас с начальным и этапами работы с противоречиями :
1 Этап. Это обучение детей находить слова-антонимы
Игра "Наоборот” или "перевертыши” (проводится с мячом).
В этой игре мы познакомим детей с приемом разрешения противоречий «наоборот»; активизируем словарный запас путем использования антонимов.
Взрослый бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход …)
"Черное - белое" Взрослый, стоя перед ребенком, держит в одной руке черный круг, в другой - белый. Поднимая черный круг, предлагает назвать отрицательные качества какого-либо объекта или явления, а поднимая белый круг - положительные.
Еще один вариант игры «Черное – белое»
Взрослый поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного.. . Плохо – они быстро рвутся.. . и т. д.)
Поиграем в Игру "Черное-белое”
Взрослый поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта Книга”.
Хорошо – из книг узнаешь много интересного
Книга – развивает речь
Книга – избавляет от скуки
Книга- узнаешь много интересного
Книга –передает знания
Книга – дает советы
Читать книги – это хорошо
Плохо
Они быстро рвутся
Плохо рассматривать книгу лежа
Плохо рать книгу
Плохо не читать книги
Плохо кидать книги.
Игра «Хорошо – плохо»
Цель игры . Найти противоречие.
Для игры выбирается объект. Попробуйте проанализировать объект и назвать его положительные и отрицательные качества (что в нем «хорошо», а что в нем плохо»)
Пример. Роза – хорошо, потому что красивая и приятно пахнет, а плохо потому, имеет колючие шипы.
Лампа – хорошо – она освещает комнату, а плохо – ее свет может мешать спать.
Шнур – хорошо – благодаря ему к электроприбору от сети поступает электричество, а плохо – об него можно споткнуться и упасть.
Попробуйте теперь сами назвать, что хорошего, а что плохого в следующих объектах: молоток, колесо, голубь, краски, скамейка.
Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Таким образом, результативность проводимой работы по использованию приемов ТРИЗ - технологий в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста соответствует высказыванию Л. С. Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».
Спасибо за внимание, данные умения помогут вашим детям овладеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.
Тема моего инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать и рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...
Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.
Тема моего инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать и рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...
Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.
Тема инновационного педагогического маршрута: «Воспитание морально-нравственных качеств дошкольников 6-7 лет в процессе решения творческих задач».Цель: Формирование морально-нравстве...
Доклад по инновационной теме 2019-2020
Тема инновационного педагогического проекта «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».Цель: Развитие умения...
Доклад по инновационной теме на 2020-2021 г.
Уважаемые родители вы верите в волшебство?У нас в группе тоже живут свои «волшебники». У них есть сои волшебный домик в нашем уголке «Познавайкин мир». А вы знаете, что д...
Доклад по инновационной теме за 2020 - 2021
Данный доклад представляет работу с применением ТРИЗ – технологии «Развитие связной речи детей 5 – 6 лет через анализ противоречивых ситуаций в литературных произведениях»...
Доклад по инновационной теме на 2019 - 2020 "Развитие связной речи через анализ литературных произведений с помощью ТРИЗ – ОТСМ"
Предложенная технология анализа литературного произведения формирует у детей умение воспринимать и анализировать содержание произведения, выделять и называть героев, определять свойства их характера, ...