Консультация «Влияние дидактической игры на развитие речи младших дошкольников»
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему
Консультация знакомит с дидактическими играми для младших дошкольников, способствующими развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rahmanova_o.s.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Новоярковский детский сад,
филиал МБДОУ «Детский сад № 189»
Консультация
«Влияние дидактической игры на развитие речи младших
дошкольников»
Воспитатель Рахманова О.С.
2018
Консультация
«Влияние дидактической игры на развитие речи младших
дошкольников»
«Игра- это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у малыша речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения к сверстникам и взрослым, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.
Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
• Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
• Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Младший возраст является наиболее сенситивным периодом для усвоения речи. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь. Удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи. Дети хорошо знают и называют предметы ближайшего окружения. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.
Воспитательно-образовательный процесс в детском саду в свете последних требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования должен идти в интересной, доступной игровой форме. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Малышам еще трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, поэтому в своей работе я использовала преимущественно игровые формы образовательной деятельности.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он и учит и играет, а дети, играя, учатся. Таким образом, дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
Кроме того, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, способствует развитию творческих способностей, вызывает у ребят живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Так развивается монологическая речь ребенка.
Уникальность дидактической игры состоит так же в том, что это универсальное средство, которое может включать в себя несколько образовательных областей. Например, дидактическая игра «Поезд», где детям предлагается двигаться за воспитателем, выполняя его поручения и издавая звуки поезда, затрагивает области: «Социально коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие. Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке», направленная на активное использование слов в речи, составление сложных предложений «Социально коммуникативное, познавательное, речевое развитие ». Дидактическая игра «Оркестр», в которой детям предлагалось отгадать загадку о музыкальном инструменте, кто первый отгадает тот получает инструмент, таким, образом получается оркестр. Данная игра интегрирует в себе образовательные области «Социально коммуникативное, познавательное, художественно- эстетическое развитие».
Дидактические игры можно проводить со всей группой, с подгруппой детей, индивидуально с каждым ребенком.
В своей работе по развитию речи детей я использовала следующие игры:
Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и.т. д
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (например «Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»)
Игры – предположения («что было бы, если… »). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.
В ходе дидактических игр происходит развитие всех компонентов речи:
- формирование словаря: «Чудесный мешочек», где детям необходимо было назвать предмет, опираясь на его признаки и наоборот, описать признаки предмета; «Кто больше скажет о профессии» (учить соотносить существительное с глаголом) ; «Скажи наоборот» (учить детей подбирать слова с противоположным значением) ; «Выполни команду» (развивать внимание, умение выделять признаки предмета) и др.
- развитие звуковой культуры речи: дидактическая игра «Музыкальные инструменты», в которой дети отгадывали музыкальный инструмент по его звучанию; «Кто лучше слышит», где детям предлагалось разделиться на две команды, одна команда отворачивалась, а другая начинала издавать различные звуки (шуршание бумаги, ударить в барабан и др., задача первой команды - отгадать все звуки, затем команды меняются местами. Также были подобраны чистоговорки, артикуляционные гимнастики «В гости к бабушке и дедушке», «Заборчик», «Часики», «Лошадка», направленные на развитие артикуляционной моторики и др.
- развитие грамматического строя речи: «Разноцветный сундучок» - дети вынимают из сундучка картинки или предметы и описывают какой это предмет; в игре «Где наши ручки? » дети учатся образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; дидактическая игра «Прятки» учит детей правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением. Детям предлагалось найти игрушку, в ответах использовать предлоги, другой вариант игры: воспитатель, используя предлоги, говорит детям, где нужно искать спрятанный предмет.
- для развития связной речи (монологической и диалогической) я использовала дидактические игры «Назови, что сделал. Умей-ка» - составление предложений. «Составь рассказ по картинке», «Что было бы если? », где детям предлагалось подумать и сказать свое мнение по поводу каких-либо высказываний, например «Что было бы если бы все дети ели только одни конфеты?». Сюжетно-дидактические игры, в которых дети выполняют определенные роли: роль доктора и пациента в игре «Больничка», продавца и покупателя в игре «Магазин» и др. В этих играх дети не только учатся свободно общаться друг с другом, также они узнают культуру речи, правила и нормы поведения.
Таким образом, проводя с детьми дидактические игры, можно не только развивать умственные способности детей и хорошую речь, но и уточнять знания об окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Словесные дидактические игры для развития речи у дошкольников"
В представленной консультации, сделанна подборка игр для родителей с детьми для речевого развития. ...
Дидактические игры для развития речи младший возраст
Дидактические игр для развития речи подразделяются на три вида: - игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.);- настольные печатные игры;- словесные игры....
Картотека дидактических игр по развитию речи младших дошкольников
Картотека дидактических игр...
дидактическая игра по развитию речи старших дошкольников "Развиваем речь- думаем логически
"ОКНО В МИР ПРИРОДЫ" ...
"Роль дидактических игр в развитии речи младших дошкольников"
Статья может быть полезна студентам педагогических вузов, воспитателям и родителям....
«Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников» мастер-класс для педагогов
Мастер-класс для педагогов МБДОУ «Детский сад №20 «Росинка»...
Картотека дидактических игр по развитию речи младших дошкольников: «Мы играем - речь развиваем»
Цели дидактических игр по развитию речи младших дошкольников:повышение речевой мотивации; комплексное воздействие на все компоненты речи; обогащение и закрепление словаря, а также формирован...