Упражнения для развития речи детей 4-5 лет дома
консультация по развитию речи (средняя группа)

Консультация для родителей по развитию речи детей 4-5 лет в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedcheske_uprazhnenya_dlya_zanyaty_doma.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития речи детей 4-5 лет дома

Речевые особенности детей 4-5 лет

Речь для детей 4-5 лет является основным способом социализации. Именно в это время они начинают активно разговаривать, заводить знакомства, логически мыслить и рассуждать.. В этом возрасте дети активно пополняют свой словарный запас. Так, к 5 годам в среднем у ребенка уже около трех тысяч слов в запасе. Кроме этого, пятилетки начинают создавать более сложные конструкции предложений. Если раньше они состояли максимум из 3-4 слов, то в этом возрасте одно предложение может насчитывать до 10 слов. Не всегда предложения, выдаваемые ребенком в возрасте 4-5 лет, логически правильно построены. Если ребенок рассказывает длинную  историю или пересказывает сказку, он может  потерять основную мысль или логику. Для этого возраста это в пределах нормы. Также в пять лет часто дети не только рассказывают, что увидели или услышали, но и сами составляют истории, не опираясь на свой жизненный опыт, т е фантазируя. Это лишь еще раз подтверждает правильность развития ребенка. Нелепые истории — одна из его составляющих. С дошкольниками этого возраста родители   могут и дома делать логопедические упражнения, способствующие   развитию правильной  речи

Основные характеристики речи ребенка в 4-5 лет

К пяти годам ребенок уже начинает различать звуки и способен определить присутствие или отсутствие того или иного звука в определенном слове. В норме в период 4-5 лет ребенок уже должен закончить формирование произношения всех звуков речи. Так, например, в 4 года уже должны в речи присутствовать все шипящие звуки. А к 5 годам ребенок должен освоить такие сложные звуки, как «л» и «р». Но в жизни  не всегда все так идеально и больше половины детей имеют некоторые речевые отклонения. Встречается следующая недоразвитость речи:        

  - фонетическая, которая выражается как в нарушении  произношения отдельных звуков, так  и их групп без других сопутствующих проявлений;                                                             - фонетико-фонематическая, для которой характерно то, что ребенок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает;                                     -  общее недоразвитие речи. Оно выражается в том, что нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи. Ребенок затрудняется в умении различать звуки речи, страдает правильность слогового оформления слов, словарь, грамматика языка, связная речь. Если с такими детками не заниматься, ребенку будет очень сложно полностью овладеть грамотной устной  письменной речью.

В норме к 5 годам ребенок должен:                                                                                                        -овладеть четким и чистым произношением всех звуков речи;                                                              - уметь улавливать в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражать им, пересказывая сказку, менять высоту и силу голоса с учетом содержания рассказа;                                                                                                                                                     - узнавать звук в слове, подбирать слова с заданным звуком;                                                                                     - активный словарный запас должен достигнуть 3000 слов;                                                                      - различать слова, отличающие одной фонемой: мишка - мышка  т д;                                                                      - употреблять все част речи, кроме причастий и деепричастий, проявлять словотворчество;                          - использовать все простые предлоги;                                                                                                          - владеть элементарными приемами словоизменения  словообразования;                                                                             - уметь рассказывать о событиях из собственной жизни, описывать животных или заменяющих их игрушек, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок с помощью взрослого.

Как правильно проводить занятия дома:

Занимаясь с детьми упражнениями  для логопедических занятий дома, родители  могут помочь   ребенку освоить правильную речь, научиться слышать и правильно произносить звуки.

Обычно логопеды советуют соблюдать такие несложные правила:

  • Занятия должны выполнять каждый день, обязательно в дружественной для малыша обстановке.
  • Обязательно проводить уроки в игровом виде. Важно увлечь ребенка, чтобы задания не казались ему скучными и неинтересными. Можно даже устроить  соревнования, кто лучше или быстрее выполнит задания.
  • Нельзя критиковать и делать ребенку язвительные замечания. Так охота учиться чему-то новому пропадет совсем. Обязательно хвалить малыша, когда он справляется с поставленной задачей. Даже если что-то не получается, нужно хвалить за то, что он старался.
  • Для занятий обязательно использовать литературу, которая призвана помочь родителям самостоятельно заниматься ребенком. Есть специальные справочники по логопедии, где много всевозможных упражнений для малышей, а также рекомендации для родителей.
  • Логопедическое упражнение для детей 4-5 лет можно превратить в удовольствие, если корректировать речь, изучая стишки, скороговорки. Они не только позволят ребенку быстро уловить нужные звуки, но и положительно скажутся на развитии памяти.
  • Взрослые должны  показывать своему ребенку пример правильной речи. Четко произносить все слова, чтобы малыш понимал и отчетливо слышал, что ему говорят. Разговаривать с ним надо как можно больше, вести беседы на любые темы, рассказывать разные истории.

Качественная разминка для губ и языка.

Разминка губ и языка играет важную роль в формировании правильной речи. С ее помощью  дошкольник  начнет произносить слова четче, не проглатывая окончания. Чтобы добиться видимых результатов, нужно регулярно выполнять эти упражнения. Каждое из них надо повторять не меньше 5-6 раз.

Можно  в качестве разминки проводить следующие занятия:

  1. Растянуть губы в улыбке, не показывая зубы. Улыбаться нужно стараться как можно шире.
  2. Вытягивать губы вперед, как будто они хоботок слоника.
  3. По очереди надувать то одну, то другую щеку, потом в том же порядке втягивать их.
  4. Открыть рот и тянуть нижнюю челюсть как можно ниже, при этом держась языком за небо.
  5. Открыть рот, высунуть язык. Затем убрать его в рот. Делать такое упражнение на протяжении 15 секунд.
  6. Вытащить язык и дуть на кусочек ватки на столе, пока он не упадет со стола. Дуть губами запрещено.
  7. Кончиком языка водить сначала по верхним зубам с внутренней стороны, затем по нижним.
  8. «Почесать» язык зубами, упираясь в нижнюю десну.

 Упражнения для общего развития речи в домашних условиях:

Дома, при проведении логопедических занятий, необходимо включать как упражнения  включающие  в себя речевую часть, так  и гимнастику для органов речи и пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам. Все упражнения делаются по 8-10 повторов:

  1. «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
  2. Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
  3. Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
  4. Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков. Благодаря регулярным тренировкам, включающим упражнения по  артикуляционной гимнастике,   ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки. Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.

  1. Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд.
  2. Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении.
  3. Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад.
  4. Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь. При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык.
  5. Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами. В таком положении «протащить» язык назад в рот.
  6. Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.

Игры для развития фонематического слуха:

Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического слуха должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать.

- «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.

- «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук [ш], то топает ножкой, если звук [р], то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.

- «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.

Особенности отработки шипящих звуков

Постановка звуков родной речи для детей очень важна. Она поможет им не только коммуницировать  со сверстниками, но и лучше осваивать дошкольную и школьную программу. В силах родителей помочь детям избежать трудностей в будущем и вовремя поставить правильно звуки.                                                                                                              Чтобы научить ребенка правильно произносить шипящие звуки, нужно сначала поставить свистящие. Если ребенок на четвертом году жизни научился произносить свистящие звуки, то поставить  шипящие   помогут следующие  упражнения, которые нужно повторять не меньше 5 раз:

  • «Непослушный язык». Ребенок высовывает кончик языка изо рта. Затем слегка шлепает по нему пальчиками, при этом произнося: «пя-пя-пя».
  • «Вкусное варенье». Нижняя губа оттягивается книзу так, чтобы были видны зубы. А кончиком языка облизывается верхняя губа, как будто там очень сладко. При этом во время выполнения упражнения нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • «Спрячь конфетку». Рот закрыт. Напрячь язык и дотронуться до левой, потом до правой щеки. Как будто за щекой прячется конфетка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковых игр и упражнений в развитии речи детей докшольного возраста

использование коррекционно-развивающих игр и упражнений в развитии речи дошкольников...

влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...

Занимательные игры и упражнения для развития речи детей 1-3 лет. Материал для родителей детей, посещающих адаптационную группу кратковременного пребывания в ДОУ.

Как помочь Вашему малышу научиться быстрее и лучше разговаривать, делая этот процесс увлекательным и интересным? Ведь часто родители маленьких детей сталкиваются с тем, что они отказываются выполнять ...

Речевых игр и упражнения для развития речи в детском саду и дома .

В этой работе собраны речевые игры для средней группы....

«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет».

В статье даны рекомендации для развития речи детей младшего дошкольного возраста....

Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома

Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....

«Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста дома»

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется г...