Мастер-класс для педагогов. Тема: «Лепка в технике миллефиори «Цветочная композиция».
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Шевлюга Оксана Григорьевна

Цель: Расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник лепки в изобразительной деятельности дет

Задачи:

·                     повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию творческих способностей детей через внедрение нетрадиционных техник художественного изобразительного искусcтва;

·                     представить участникам мастер–класса одно из направлений творческой лепки - технику «Миллефиори»;

·                     сформировать у участников мастер–класса мотивацию на использование в своей работе нетрадиционных техник для развития творческих способностей дошкольников.

·                     Используемые материалы: пластилин, доски для лепки, стеки (металлические линейки) , шпажки, влажные салфетки.

 

Форма проведения мастер-класса:

·                     лекция с элементами презентации.

·                     практическая работа. Изготовление коллективной композиции « Цветы»

Материалы для работы:

·                     заготовка панно;

·                     пластилин;

·                     доска для лепки;

·                     емкости с водой;

·                     резачок;

·                     скалка для раскатывания;

·                     стека, деревянная палочка;

·                     влажные салфетки;

Оформление:

·                презентация по теме мастер-класса;

·                методические материалы, книги по нетрадиционным техникам лепки.

Оборудование: 2 стола, расставленных полукругом. На каждом столе – материалы и приспособления для лепки.

 

Структура мастер – класса:

1.            Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

2.            Теоретическая часть.

Просмотр презентации. Знакомство с нетрадиционной техникой лепки – «миллефиори», способами лепки в данной технике.

Значение нетрадиционной лепки для развития ребенка. Пояснение основных этапов выполнения элементов композиции в технике «миллефиори».

3.                 Практическая часть.

Освоение приемов выполнения элементов цветка в нетрадиционной технике лепки «миллефиори». Выполнение панно «Цветы» в технике миллефиори.

4.                 Подведение итогов.

 

Ход мастер - класса

1. Вступительная часть.

Педагог: Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече!

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть «нераскрытые» дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Предлагаю Вам познакомиться с нетрадиционной техникой лепки миллефиори.

Миллефиори с итальянского языка переводится как тысяча цветов. Эта техника итальянских стеклодувов применялась для создания мозаичных узоров из стекла. Сегодня технология успешно применяется в работе с полимерной глиной. Я с детьми выбрала материал- Воздушный пластилин. Данную технологию можно смело применять с детьми дошкольного возраста.

2. Теоретическая часть. Просмотр презентация «Волшебная техника – миллефиори.

 

1 слайд

 

Тема мастер - класса

 

2 слайд

 

Цели и задачи.

 

3 слайд

 

Миллефиори (от итальянского «milli» – тысяча и «fiori» – цветы) – старинная техника итальянских стеклодувов, при которой рисунок на стекле формируется по всей длине стеклянного цилиндра. Из разноцветного стекла формируется узор (чаще несложные цветы, затем получившийся широкий цилиндр нагревают и вытягивают до нужной толщины в тонкий стеклянный прутик или палочку так, что на каждом срезе сохраняется одинаковый рисунок.

 

4 слайд

 

В 1981 Эстер Олсон (Esther Olson) впервые применила аналогичную технологию в работе с полимерной глиной. В мире полимерной глины эта техника получила название «caning» (кэнинг) от английского «cane» («кЕйн» - трость). В русском эти брусочки с рисунком внутри стали называться колбасами.

 

5 слайд

 

С начала 80-х годов «колбасная» техника (или миллефиори) бурно развивалась и превратилась в одну из основных при работе с пластикой. Но не только с пластикой, можно творить такие чудеса! Колбаски миллефиори можно делать и из пластилина в данном случае воздушного.

 

6 слайд

 

Способы лепки.

 

Первый способ: из двух частей пластилина разных цветов раскатываем пластинки квадратной или прямоугольной формы. Пластинки накладываем друг на друга и сворачиваем рулетом. Раскатываем, как колбаску и режем на тонкие пластинки.

 

7 слайд

 

Второй  способ: из пластилина одного цвета раскатываем «колбаску», а из пластилина других цветов раскатываем пластинки; заворачиваем «колбаску» в пластинки поочередно и скатываем; затем нарезаем на тонкие пластинки.

 

8 слайд

Получившиеся «Мурины».

 

9 слайд

 Из получившихся «Мурин» формируем лепестки.

 

10 слайд

« Осенние деревья».

 

11 слайд

Третий способ: из пластилина одного цвета раскатываем  длинную «колбаску», делим её на пять частей примерно одинаковой длины, а из пластилина другого цвета тоже раскатываем «колбаску»;  формируем из этих «колбасок» цветок; заворачиваем «цветок» в  раскатанную пластинку другого цвета; скатываем; затем нарезаем на тонкие пластинки.

 

12 Четвертый  способ: из пластилина одного цвета раскатываем «колбаску», а из пластилина другого цвета нарезаем пластинки; разрезаем «колбаску» вдоль пополам; каждые из половинок также можно разрезать вдоль и в места разрезов поместить пластинки поочередно ; соединяем все в одну «колбаску»и скатываем; затем нарезаем на тонкие пластинки.

 

 слайд

 

13 слайд

Готовое панно

 

Техника миллефиори в пластилинографии подходит для:  картин, открыток, декорирования стен, украшения цветочных горшков, декорирования тарелок, подносов; обратная или витражная на оргстекле – для наборного полотна;, окна - витраж)

 

14 слайд

3. Практическая часть

 

За окном холодно и пасмурно, но так хочется тепла и света. Мы с вами изготовим  цветочную композицию.

 

15 слайд

 

Для работы нам необходимо:

 

Доска для пластилина;

пластилин;

скалки чтобы раскатывать пластилин на пластины не тоньше 5 мм;

леска или стека , чтобы разрезать рулеты на тонкие пластины;

цветной картон, чтобы создать свою композицию.

 

16 слайд

 

В работе используем  пластилин двух контрастных цветов.

 

1. Один кусочек пластилина  раскатать в толстый коротенький (3 см) столбик.

 

Из пластилина делаем тонкую пластину по размеру   столбика, лишнее обрезаем.

 

2. Оборачиваем белый столбик пластиной. Стыки аккуратно сглаживаем.

 

Далее будем ужимать полученный брусочек и вытягивать наш столбик в трость (колбасу). Уменьшать надо от центра осторожно, медленно и равномерно сжимая (не перекручивая). При аккуратном уменьшении столбик удлиняется и утончается.

 

Получившуюся трость обрезаем с двух сторон, режем на 6-8 частей (в зависимости от задумки и длины.

 

Далее делаем листочки. Раскатываем брусок из темно-зелёного пластилина толщиной 1 см и придаём форму листика. Затем разрезаем пополам. Разрежем обе половинки под углом 45 градусов. Раскатаем пластину светло-зелёного пластилина и разрежем на квадраты.  Вставим их между кусочками бруска, ужимаем колбаску, заужая с одного края, сохраняя форму листика. Разрезаем также, как цветы.

 

Далее делаем листочки. Раскатываем брусок из темно-зелёного пластилина толщиной 1 см и придаём форму листика. Затем разрезаем пополам. Разрежем обе половинки под углом 45 градусов. Раскатаем пластину светло-зелёного пластилина и разрежем на квадраты.  Вставим их между кусочками бруска, ужимаем колбаску, заужая с одного края, сохраняя форму листика. Разрезаем также, как цветы.

 

 

Сейчас предлагаю оформить в виде картины. Раскатываем из коричневого пластилина тонкую веревочку и выкладываем на картон примазывая, затем выкладываем цветы и листья, прижимая к фону. Стекой рисуем рельефы (тычинки, прожилки у листьев, кору ветки и т. п.)

 

 

4. Подведение итогов.

 

Уважаемые коллеги, я надеюсь, что вы будете использовать в своей работе с детьми эту технику, так как она:

 

развивает мелкую моторику руки;

развивает усидчивость, сосредоточенность, чувство композиции, цвета;

закрепляет приемы лепки (растягивание, сглаживание и т. д.).

Вопросы для  участников мастер-класса.

 

Скажите, вам понравилось работать в технике миллефиори?

Возник ли у вас интерес к использованию этой техники лепки в рамках учебно - воспитательного процесса?

 В заключение мастер-класса хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими детьми.

 

Подвести итог нашей встречи хочу словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».

 

Спасибо всем, я получила огромное удовольствие от общения с вами! Желаю Вам творческих успехов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаю вашему вниманию интересный, познавательный и очень эффективный мастер - класс для родителей на тему: использование нетрадиционных техник в изодеятельности с детьми дошкольного возраста.

Пару дней назад я провела мастер - класс для родителей своих воспитанников. В теплой дружеской обстановке я познакомила их с нетрадиционными техниками, которые можно использовать в работе с ...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер - класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

Мастер - класс для родителей по теме "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста"...

Мастер класс для педагогов: «Лепка в технике миллефиори «Цветочная композиция»

Мастер класс для педагогов: «Лепка в технике миллефиори «Цветочная композиция»  направлен на  повышения уровня профессиональной компетенции педагогов  по развитию...

Методическая разработка Мастер класс для родителей по нетрадиционной лепке в технике "миллефиори" Открытка "Цветочная композиция"

Расширить знания родителей и детей в вопросах использования нетрадиционных техник лепки в изобразительной деятельности....