Конспект занятия по развитию речи/ Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r-l.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в старшей группе
Цель: упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
Задачи:
Образовательные:
- учить слышать звук в слове,
- учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук.
- упражнять детей в различении звуков [л] — [ р] в слогах, словах;
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах;
Развивающие:
- развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] — [ р];
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Оборудование: Книга с рассказами Е. И. Чарушина.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами очень интересное занятие. К нам сегодня в гости пришел мальчик (кукла). Его зовут Женя. Один раз с ним случилось интересная история. Хотите послушать? Сейчас я прочитаю вам рассказ Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».
- Основная часть:
Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».
Воспитатель: Мальчик Женя не умел говорить букву "р".
Ему говорят:
- Ну-ка, Женя, скажи: "пароход".
А он говорит: "палоход".
- Скажи: "таракан".
А Женя говорит: "талакан".
- Скажи: "рыба".
А он говорит: "лыба".
Все ребята во дворе над ним смеялись.
Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И ребята стали его дразнить.
Тогда Женя обиделся и залез на крышу.
Там на дворе стоял маленький домик, невысокая баня. Лежит Женя на банной крыше и тихонько плачет.
Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула:
- Крррааа.
Женя тоже каркнул - только получилось: "клллааа".
А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищё лкнула клювом и давай выговаривать на разные лады:
- Каррр, краа, кррр, ррра, ррра.
У Жени получается: "клавла, кллл, клклкл".
Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил.
У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось.
- Крррррррраааа!
Так хорошо "ррр" получается, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: "ррррр".
Обрадовался Женя и полез с крыши.
Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как "р" выговаривается.
Лез, лез и свалился с крыши, да крыша-то банная, баня невысокая, и в куст смородины он упал - не ушибся.
Встал Женя, побежал к ребятам, смеётся, радуется и кричит:
- Я "рры" научился говорить!
- А ну, - говорят ребята, - скажи нам что-нибудь.
Женя думал, думал и сказал:
- Паверрррррр.
Это Женя хотел сказать "Павел", да спутал.
Вот как обрадовался!
Беседа по вопросам.
Воспитатель: А теперь ответьте мне на вопросы: Какой звук не выговаривал мальчик Женя? Дети: «Р».
Воспитатель: А какой звук он говорил вместо звука «Р»? Дети: «Л»
Воспитатель: Так кто догадался, о каких звуках мы сегодня будем говорить? Дети: «Р» и «Л»
Презентация «Звуковая культура речи: дифференциация «Л» - «Р»».
Воспитатель: Сегодня мы будем учиться различать и правильно произносить звуки «Р» и «Л». Посмотрите, как они выглядят.
Но сначала потренируемся.
Артикуляционная гимнастика: Качели; Гармошка; Лошадка.
Дыхательная гимнастика «Ворона».
Ребёнок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки. Делает вдох, разводит руки широко в стороны, как крылья, на выдохе медленно опускает руки и произносит «каррр», максимально растягивая звук «р».
Игра «Покажи, где летит?»
Воспитатель: Послушайте: ррр-летит самолет близко (приложите руки к груди и произнесите «ррр»). «Ллл» - улетел самолет далеко (отодвигаются руки в стороны).
Дети, постарайтесь услышать в словах, которые я назову, звук «Р». Если услышите, прижмите руки к груди. Слушайте: хобот, робот, танец, ранец, игла, пары, полы, ложки, рожки. Молодцы
ФИЗМИНУТКА "Улыбнись"
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Повторение чистоговорок:
В: Ла – ла – ла – лопата и пила,
Ра – ра – ра – высокая гора,
Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,
Ру – ру – ру – коза грызет кору,
Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,
Ры – ры – ры – прилетели комары.
Стихи-добавлялки
Воспитатель: Дедушку зовут Лука, у него болит Дети: рука
Воспитатель: На столе с картошкой плошка, за столом голодный… Дети: Прошка
Воспитатель: Рисовал художник ламу и картину вставил в Дети: раму
Воспитатель: Приготовил повар Пров вкусный и душистый … Дети: плов
Воспитатель: Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я Дети: пил
Воспитатель: В блеске солнечных лучей по земле бежит Дети: ручей
Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель: Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [р] или [л].
Дедушка старый, а внук (молодой).
Вчера мне было весело, а сегодня (грустно).
Зимой снега много, а весной (мало).
Баба Яга злая, а фея (добрая).
Суп горячий, а компот (холодный).
Снег белый, а уголь (черный).
Заяц трусливый, а лев (смелый).
Ручеек мелкий, а река (глубокая).
Игра «Какой? Какая? Какие?»
Отвечай на вопросы, четко произнося звуки [р] -[л].
Шляпа из соломы, какая? - соломенная.
Юбка в полоску, какая? – полосатая.
Варенье из груш какое? – грушевое.
Суп из гороха, какой? – гороховый.
Свет от луны, какой? – лунный.
Серьги из серебра, какие? – серебряные.
Цветы на лугу, какие? – луговые.
Компот из фруктов, какой? – фруктовый.
Сок из смородины, какой? – смородиновый.
III. Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня все очень хорошо занимались.
-Какие звуки мы сегодня проговаривали?
Дети: «Л» и «Р»
Воспитатель: Эти звуки придут ещё к вам на занятие и просят выучить для них скороговорку: «Три сороки – тараторки тараторили на горке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи в в старшей группе «Рассматривание картины Исаака Ильича Левитана «Март»
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи в в старшей группе «Рассматривание картины Исаака Ильича Левитана «Март»...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «АХ, ЭТИ РУССКИЕ СКАЗКИ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «АХ, ЭТИ РУССКИЕ СКАЗКИ»...
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе « Весна»
Занятие по развитию речи....
конспект занятия по развитию речи "В гости к Загадушке" в старшей группе
На занятии дети учатся составлять загадки по схемам, знакомятся с карельским фольклором, бытом карел, народной куклой....
Конспект занятия по развитию речи "Дифференциация звуков С-Ц"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков С-Ц"...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Конспект занятия по развитию речи "Дифференциация звуков С-Ш" с помощью песочного столика
Конспект по развитию речи для старшей группы "Диференциация звуков С-Ш". С помощью песочного столика, аудио и визуальных и тактильных упражнений помочь детям научиться различать звуки ...