Конспект занятия по развитию речи "Дифференциация звуков С-Ц"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков С-Ц"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_razvitiyu_rechi_differentsiatsiya_s-ts.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №1155
Дошкольное отделение №2
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему:
«Дифференциация звуков С -Ц»
Подготовила:
воспитатель 9 группы
Рецер Наталья Геннадьевна
Москва 2017
Задачи:
Образовательные
«Познавательное развитие»
Познакомить детей с новыми загадками, чистоговорками.
«Речевое развитие»
Закреплять правильное произношение звуков [С] - [Ц]. Совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Закреплять умение отвечать развернутым ответом.
Воспитательные
Воспитывать внимание и активность детей, умение работать в паре, принимать совместное решение.
Развивающие
Развивать фонематический слух детей, учить дифференцировать звуки [С] - [Ц] изолированно, в словах, в собственной речи и в рифмованных текстах.
Материал и оборудование:
Игрушка Карлсон, кроссворд, конверты с картинками для определения звуков [С] и [Ц], иллюстрации к чистоговоркам, фишки -«конфеты».
Ход НОД:
1.Психогимнастика на ковре
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг, и я – твой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И гостям мы улыбнёмся!
Дети проходят и садятся за столы.
2. Артикуляционная гимнастика
1) Упражнение «Улыбка»
Тянем губы прямо к ушкам,
Улыбаемся друг дружке.
(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)
2) Упражнение «Трубочка»
Подражаю я слону –
Губки хоботом тяну.
(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)
Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.
3.Обьявление темы
Воспитатель обращает внимание детей на то, что за дверью слышен какой-то шум, вносит Карлсона.
Воспитатель:
- Ребята, вы узнали кто это?
Это Карлсон и он просит помочь ему разгадать кроссворд. Поможем?
На доске размещается кроссворд, детям загадывается загадка:
1)Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
(Слон)
(Слово вписывается воспитателем в кроссворд.)
- С какого звука начинается слово «слон»? (с)
- А теперь произнесите звук [с] протяжно. На что похоже? (на песенку водички)
- Давайте покажем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук [с], и ладошками покажем, как мы умываемся водичкой.
- Следующая загадка:
2)Явился в желтой шубке,
Прощайте две скорлупки.
Кто это?»
(Цыпленок)
- Верно, подходит (Слово записывается в кроссворд)
- С какого звука начинается слово «цыпленок»? (ц)
- На чью песенку похож этот звук? (на песенку белочки)
- Попробуйте произнести звук [ц], и покажем, как белочка машет хвостиком (Дети произносят, и выполняют движение кистью правой руки вправо)
- Ребята давайте научим Карлсона различать эти два звука [С] и [Ц], а он посидит и послушает как мы занимаемся.
4. Игра «Поймай звук»
- Давайте договоримся, - предлагает педагог,- если вы услышите звук [с], делайте руками движения, как бы умываясь (показывает, не касаясь руками лица). А если услышите звук [ц], махните правой рукой, как белочка машет своим пушистым хвостом (делает движение кистью правой руки вправо).
Затем воспитатель произносит то звук [с], то звук [ц]. Сначала задание выполняется детьми совместно, затем опрашивается несколько детей по очереди.
- Эти звуки встречаются во многих словах. Покажите-ка, какой звук слышится в слове «солнышко», в словах «цыпленок, сом, оконце, цапля, ослик, целебная, осенний, огурец».
Затем дети сами называют слова со звуком [Ц] (за правильный ответ дается фишка).
Такая же работа проводится со звуком [С].
5. Физкультминутка.
Мы идём в осенний лес. (Дети выполняют движения по тексту)
Мы идём в осенний лес
Много в том лесу чудес!
По тропинке мы шагаем –
Выше ноги поднимаем!
По листочкам – на носочках,
По кочкам – на пятках.
К солнцу руки протянули,
На пушиночку подули,
Листья пёстрые мелькают,
Словно бабочки летают,
И на землю опадают.
6. «Узнай звук в слове»
- Ребята, а у нашего Карлсона есть еще одно задание для вас. Он принес вам письма с картинками, в которых нужно тоже отыскать песенку водички или белочки. (Детям на каждый стол раздаются картинки в конвертах)
- Посмотрите свои картинки, и вдвоем решите - какой звук есть в вашем слове, чья песенка. А затем мы разместим на доске ваши картинки под белочкой или водой, смотря какой звук вы найдете в слове.
За правильное выполнение задания пара получает фишку.
7. Чистоговорки
- А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками [с] и [ц]. (На доске размещаются иллюстрации к чистоговоркам)
Са-са-са – на траве лежит роса.
Су-су-су – в лесу увидели лису.
Си-си-си – в пруду живут караси.
Ся-ся-ся – мы поймали карася.
Со-со-со – спустилось колесо.
Сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы
- С каким звуком эти чистоговорки? (с)
Ица-ица-ица – прилетела к нам синица.
Цу-цу-цу – дала всем по яйцу,
Цы-цы-цы –в гнезде пищат птенцы
Вец-вец-вец – хорошо пот певец.
Цо-цо-цо – снесла курица яйцо
Цо-цо-цо - вытираю я лицо.
Цы-цы-цы - к нам летят скворцы.
Цы-цы-цы - в банке огурцы.
- С каким звуком чистоговорки? (ц)
(Дети говорят по одному, хором, быстро и медленно)
8. Игра «Досккажи словечко»
Как у нашей у бабуси
Во дворе гогочут …(гуси)
Утром заплели сестрички
Аккуратные… (косички)
Хитрый след плести стараясь,
По сугробам прыгал … (заяц)
По ночам сове не спится,
Ведь сова ночная …(птица)
Вазу мы наполним сами
Разноцветными … (цветами)
9.Подведение итогов.
- Молодцы ребята, здорово у вас получается играть со звуками. Какие звуки мы сегодня с вами повторяли? (песенку водички и белочки). Все справились с заданиями, давайте теперь посмотрим - кто же старался лучше и у кого больше фишек-конфет?
Нашему гостю – Карлсону пора улетать к своему другу Малышу. Может быть, мы подарим им свои конфетки? Пусть порадуются! (Дети складывают конфеты в сумку Карлсона и провожают его в раздевалку поближе к окну, чтобы он мог «улететь», а потом обязательно вернуться.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Звук и буква С"
Цель:1) Знакомство со звуками (С) и (С*);2) Различение звуков (С) и (С*);3) Знакомство с буквой С;4) Закрепление понятия «родственные слова»....
Конспект занятия по развитию речи Звуки «З» и «С» Средняя группа
Цель: Показать и объяснить детям артикуляцию звуков «З» и «С».Задачи: 1. Способствовать развитию речевого дыхания и чистотыпроизношения звуков. Закрепить умение внятн...
ПЛАН – КОНСПЕКТ занятия по развитию речи "Звук "К"и "КЬ"в подготовительной группе
ПЛАН – КОНСПЕКТ занятия по развитию речи "Звук "К"и "КЬ"в подготовительной группе...
Конспект занятия по развитию речи звук з
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить,находить слова, в...
Конспект занятия по развитию речи « Звук «Ц» для детей 4-5 лет
Конспект занятия по развитию речи « Звук «Ц» для детей 4-5 лет Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе д/и «Кто внимательнее?»Задачи: Созд...
План конспект занятия по развитию речи , звук "Р"
Тема: «Звуковая культура речи: звуки р, рь».Цель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в словах и предложениях....