Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История возникновения загадки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект раскрывает основную цель , задачи беседы и её содержание. Дети узнают, что такое "загадка", когда она и почему она появилась , так же потренируются в разгадывании русских народных загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_besedy_o_zagadkah.docx | 14.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста
«История возникновения загадки»
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через русскую загадку.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: познакомить детей с определением «загадка»; рассказать, как и когда появилась загадка и для чего в далёком прошлом она использовалась ; учить отгадывать русские народные загадки.
Коррекционно-развивающие: развивать словарный запас, мышление ,сообразительность и внимание.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать речевую активность, умение слушать друг друга, не перебивать.
Ход беседы:
Ребята, скажите, пожалуйста, как вы понимаете значение слова «загадка»? (ответы детей).
Слово «загадка»- древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка».
Загадка-это мудреный вопрос. Мудрыми словами описывается какой-нибудь предмет, который нужно разгадать. Загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа). Например: «Зимой и летом одним цветом?»
Когда же появились загадки?
Давным-давно древние люди боялись природы, казалось им, что всюду есть добрые и злые существа (нечистая сила). В лесу-Леший, в реке-Водяной и русалки, в избе-Домовой. Думали тогда люди, что именно эти существа являются причиной разных бед, таких как наводнение, неудачная охота, пожар, плохой урожай, лихость и другие неприятности.
В те далёкие времена люди были уверены, что и дерево, и рыба, и птица-все понимают человеческий язык. Поэтому древние люди, чтобы перехитрить природу и защитить свое жилище, семью, хозяйство боялись и старались вслух не произносить слова, которые связаны с успехом предстоящего дела. И поэтому люди придумали особый «тайный» язык, особую «загадочную» речь. Например: «Пошел по тух-туху. Взял с собой тав-таву, нашел я храп-тахту; кабы не тав-тава, съел бы меня храп-тахта» («Пошел я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведем. Кабы не собака, съел бы меня медведь»). Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась.
Постепенно, с веками, не нужны стали и забылись «обманные» названия, а загадка не забылась. Её в далёком прошлом люди использовали как испытание в мудрости и проводили «вечера загадок». Садились вечерами семьями и старшие загадывали младшим различные загадки: о человеке, животных, одежде, обо всем, что их окружает.
Далее предлагаю детям отгадать загадки:
«Кровь мою пьют, кости мои жгут, моими руками один другого бьют» (Береза)
«Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла» (Корова)
«Мать толста, дочь красна, сын храбёр под небеса ушел» (Печь, огонь, дым)
«Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет» (Плуг).
Со временем загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.
Загадываю загадку про Бабу Ягу:
Живёт в длинноногой избушке
Одна хулиганка –старушка,
У нее костяная нога,
А зовут ее… (Баба Яга).
Заключительная часть:
Предлагаю детям ответить на вопросы по теме беседы:
«Что такое загадка?»
«Как появилась загадка?»
«Зачем древние люди использовали загадочную речь?»
«Для чего в далёком прошлом проводили «вечера загадок»?
«Какие вы знаете загадки»?
Список использованной литературы:
1.https//studwwood.ru/796591/kulturologiya/istoriya poyavleniya zagadki
2.https://www.liveinternet.ru/users/inka1/post185716641
3.https://cloud/mail.ru/public/fQe5/odgyPnDRE
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История электрической лампочки"
Конспект составлен на основе технологии Коротковой Н.А. "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста". Дети вместе с воспитателем совершают увлекательное путешествие в прошло...
Беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему " История Олимпийских игр"
Цель - дать представления детям об истории возникновения олимпийских игр, о символе и традициях.Задачи:· Воспитывать чувство гордости за свою страну.·...
Конспект – сценарий совместной непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «История маленькой скрипки»
На данном занятии дети знакомятся с разными видами музыкальных инструментов....
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему "История родного города"
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему "История родного города" ( в рамках кружковой работы)...
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «История возникновения загадки»
Данный конспект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на приобщение детей к истокам русской народной культуры через русскую загадку...
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Откуда пришла загадка?"
Конспект раскрывает задачи беседы и её содержание. С помощью этой беседы можно уточнить, конкретизировать знания детей о загадке- как о жанре устного народного творчества....
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Беседа об алфавите"
Дети узнают о том, что такое древнее рисуночное письмо,как возникла азбука, кто является её создателем, сколько всего букв в русском алфавите и в каком порядке они следуют друг за другом ....