Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «История возникновения загадки»
материал (старшая, подготовительная группа)
Данный конспект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на приобщение детей к истокам русской народной культуры через русскую загадку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_vozniknoveniya_zagadok.docx | 20.6 КБ |
istoriya_vozniknoveniya_zagadok.pptx | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста
«История возникновения загадки»
Составитель: Ваганова Евгения Владимировна, инструктор по физической культуре МАДОУ № 21 «Искорка», г.Бердска.
Описание: Данный конспект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и будет интересен воспитателям и родителям воспитанников дошкольного учреждения.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русскую загадку
Задачи:
- Дать детям определение загадки.
- Рассказать, как и когда появилась загадка?
- Рассказать для чего в далёком прошлом использовалась загадка?
- Почему загадка перешла в мир детства?
- Дать возможность детям проявить возможность в загадывании и отгадывании загадок.
Ход беседы
Педагог предлагает ответить детям, как они понимают значение слова «загадка» (ответы детей)
Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка»
Загадка — это мудреный вопрос. Мудрыми словами описывается какой-нибудь предмет, который нужно разгадать. Загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа)
Например: «Зимой и летом одним цветом?»
Когда же появились загадки?
Давным-давно древние люди боялись природы, казалось им, что всюду есть добрые и злые существа (нечистая сила). В лесу - Леший, в реке – Водяной и русалки, в избе - Домовой. Думали тогда люди, что именно эти существа являются причиной разных бед, таких как наводнение, неудачная охота, пожар, плохой урожай, лихость и другие неприятности.
В те далёкие времена, люди были уверены, что и дерево, и рыба, и птица - все понимают человеческий язык. Поэтому древние люди, чтобы перехитрить природу и защитить своё жилище, семью, хозяйство боялись и старались вслух не произносить слова, которые связаны с успехом предстоящего дела. И поэтому люди придумали особый "тайный" язык, особую "загадочную" речь.
Например: «Пошел по тух-туху. Взял с собой тав-таву, нашел я храп-тахту; кабы не тав-тава, съел бы меня храп-тахта» («Пошел я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведем, кабы не собака, съел бы меня медведь»).
Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась.
Постепенно, с веками, не нужны стали и забылись “обманные” названия, а загадка не забылась. Её в далёком прошлом люди использовали как испытание в мудрости и проводили «вечера загадок». Садились вечерами семьями и старшие загадывали младшим различные загадки: о человеке, животных, одежде, обо всём, что их окружает.
Педагог предлагает детям отгадать загадки:
«Кровь мою пьют, кости мои жгут, моими руками один другого бьют». (Береза)
«Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла». (Корова)
«Мать толста, дочь красна, сын храбёр под небеса ушёл». (Печь, огонь, дым)
«Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет». (Плуг)
Со временем загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.
Педагог загадывает детям загадку про Бабу Ягу:
Живёт в длинноногой избушке
Одна хулиганка-старушка,
У нее костяная нога,
А зовут ее …
Больше загадок про Бабу Ягу: https://po-ymy.ru/zagadki-pro-babu-yagu.html
Разминка
Музыкальная подвижная игра «Хвост Бабы Яги»
Ссылка на музыкальное сопровождение:
https://cloud.mail.ru/public/3DE4/fnqJ4UUHj
Заключительная часть:
Детям предлагается ответить на вопросы по теме беседы:
- Что такое загадка?
- Как появилась загадка?
- Зачем древние люди использовали «загадочную» речь»?
- Для чего в далёком прошлом проводили «вечера загадок»?
- Какие вы знаете загадки?
Педагог предлагает детям загадать загадки, которые они знают.
Источники
- https://studwood.ru/796591/kulturologiya/istoriya_poyavleniya_zagadki
- https://www.liveinternet.ru/users/inka1/post185716641
- https://cloud.mail.ru/public/fQe5/odgyPnDRE (источники презентации)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пошёл по тух- туху . Взял с собой тав-таву , нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тава , съел бы меня храп-тахта
Кровь мою пьют, кости мои жгут, моими руками один другого бьют
Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла
Мать толста , Дочь красна, Сын храбёр Под небеса ушёл
Железный нос в землю врос, роет , копает, землю разрыхляет
Живёт в длинноногой избушке Одна хулиганка-старушка, У нее костяная нога, А зовут ее …
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста "История возникновения дорожных знаков"
Дорожные знаки мы видим так часто, что не задумываемся о том, насколько важную роль они играют в жизни человека. Кто придумал дорожные знаки? Зачем они появились? Как давно они существуют? Что они обо...
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста: История бус.
Нет более популярного аксессуара у женщин, чем бусы. Первые бусы появились на заре возникновения человечества: это были нанизанные на веревку кости животных.Самые древние бусы, известные историкам, во...
Беседа для детей старшего дошкольного возраста «История возникновения мяча»
Беседа для детей старшего дошкольного возраста«История возникновения мяча»...
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «История и значение Георгиевской ленточки»
Цель:- познакомить дошкольников с историей и значением Георгиевской ленточки;- воспитывать чувства патриотизма ;- развивать чувство гордости за Родину....
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «История Российского Военно-морского флота»
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «История Российского Военно-морского флота» Цель: познакомить с историей возникновения русского флота, дать представление ...
Конспект совместной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЧТЫ"
В занятии использована технология Н. А. Коротковой «Путешествие по «реке времени», которая способствует развитию познавательной активности и исследовательской деятельности детей....
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История возникновения загадки"
Конспект раскрывает основную цель , задачи беседы и её содержание. Дети узнают, что такое "загадка", когда она и почему она появилась , так же потренируются в разгадывании русских наро...
- Мне нравится (1)